Однако, как ни удивительно, для деятелей украинского искусства произошедшее в 2014 году, не было большой неожиданностью – каким-то образом, то ли из всемирного инфопространства, то ли напрямую от высших сил, они получали предупреждения на протяжении многих лет и фиксировали их с помощью визуального искусства.
CNN сделало подборку работ украинских художников, которая заставляет вздрогнуть. Они знали. Непонятно, как, но знали. Предлагаем вам посмотреть ее.
«Это очень странно, – говорит Найджел Херст, арт-директор лондонской галереи Saatchi, в которой сейчас проходит новая выставка работ украинцев. – Если посмотреть на картины, созданные за несколько лет до кризиса, то тяжело не заметить того, что художникам являлись ошеломляющие видения. Они действительно как будто в воду глядели».
Предвидя будущее
Выставка "Предупреждение: Современное украинское искусство" – крупнейшая в своем роде, продлится до 3 ноября. Некоторые картины заставляют стать дыбом волосы даже у самых убежденных скептиков.
Работа Максима Мамсикова, созданная в 2012 году, «Пляж», показывает людей, которые отдыхают возле моря, в то время как позади них десантник-парашютист приземляется просто на берег.
Максим Мамсиков, "Пляж", 2012 год. |
На серии фотографий под названием «Мать городов» автора под ником Napsprom, созданная в 2005 году, видно артиллирийский обстрел Национального музея в Киеве. Остался только фасад, всё остальное же – абсолютная руина.
На картине Василия Цаголова, которую он создал еще в 2012 году, мы видим толпу протестующих, которые бегут бок о бок со скелетами. Эта картина получила название «Призраки революции».
Василий Цаголов, "Призраки революции", 2012 год |
Последняя и одна из лучших картин Сергея Сидоренко (1996) показывает сценарий, удивительно похожий на события 2014-го – толпа людей наблюдает взрыв. Да и название потрясает – «Вторжение».
Сергей Сидоренко, "Вторжение", 1996 |
Пророческие картины
Остальные работы оказались пророческими в более метафорическом смысле, передавая острое чувство безысходности, угрозы целостности страны и страха перед будущим.
Николай Маценко, "Бронемашина", 2004 год |
Николай Маценко в 2008 году создал интересную работу АРК, посвященную Автономной Республике Крым, на которой он изобразил метафорический "герб" республики, на котором изображена балалайка – традиционный национальный инструмент русской культуры. Своеобразный намек на "русский мир", въехавший на территорию оккупированного полуострова через 6 лет.
Николай Маценко, "АРК", 2008 год |
Основным предметом серии фотографий Сергея Барткова, «Украина», стало само предчувствие – мы видим темные тучи, нависшие над сияющим мирным пейзажем. Серия была создана в 2013 году, почти за год до войны.
Сергей Бартков, серия "Украина", 2013 год |
Подростка, бросающего камни в мальчика такого же возраста, в то время, как прохожие равнодушно наблюдают, мы видим на картине «Дети сражаются с другом» Павла Керестея (2007).
Павел Керестей, "Дети сражаются с другом", 2007 год |
Инсталяция Марии Куликовской «Неназванная», увидевшая свет в 2012 году, – это часть дороги в трещинах, сквозь которые зловеще поднимается густой дым.
Мария Куликовская, "Неназванная", 2012 год |
Надежда для Украины
И всё же, не смотря на все эти жуткие сюжеты, Херст говорит, что выставка несет оптимизм.
«Достаточное количество работ – вдохновляющие, они выполнены в ярких цветах и остроумно сопоставляют западное поп-искусство с советской иконографией,- говорит директор галереи. –
К тому же, выставка учит нас теплу, открытости и стойкости перед лицом вызовов, которыми обладают украинцы. Она говорит о большой надежде и больших амбициях этой страны».
Нам же остается только верить в то, что оптимизм искусства рано или поздно победит страх и отчаяние. Так и случится.