Айфономания: кто и как зарабатывает на бренде

АКЦИИ ИЛИ СМАРТФОН?

Компании Apple снова удалось встряхнуть этот мир: пока одна его половина нещадно высмеивает «яблочные» новинки iPhone 6 и iPhone 6 Plus, другая – прилагает все усилия, чтобы их заполучить. Подтверждение тому – отчет Apple за IV квартал 2013-2014 финансового года, согласно которому компания продала 39,2 млн. iPhone (не только iPhone 6 и iPhone 6 Plus), тогда как годом ранее этот показатель был равен 33,8 млн. Финансовый директор Apple Лука Маэстри так прокомментировал итоги квартала: «Эффективность нашего бизнеса обеспечила 20%-й рост прибыли на акцию, а также рекордный денежный поток от операций в размере $13,3 млрд. в сентябрьском квартале. Мы продолжаем реализовывать агрессивную стратегию возврата капитала, заложив на выплаты свыше $20 млрд. только в этом квартале, в связи с чем общий объем выплат уже достиг $94 млрд.».

Вышеназванная статистика и предшествующий сплит акций компании породили несколько довольно громких сетевых холиваров на тему: «Что купить лучше: новый «яблочный» смартфон или ценные бумаги компании?».

9 сентября этого года генеральный директор Apple Тим Кук «работал Стивом Джобсом» – представлял «яблочные» новинки: iPhone 6 с диагональю 4,7 дюйма и iPhone 6 Plus с диагональю 5,5 дюйма. Среди преимуществ, заявленных компанией, основное место занимает дизайн гаджетов и увеличенный обтекаемый дисплей Retina HD (1334х750 или 1920х1080 пикселей). А также: камера с матрицей в 8 Мпикс, дактилоскопический сенсор Touch ID, процессор А8 с 64-битной архитектурой, мобильная операционная система iOS 8, быстрый Wi-Fi и емкий аккумулятор. Смартфоны доступны в трех расцветках – Gold, Silver и Space Gray. Кроме того, у них очень тонкий алюминиевый корпус – 6,9 и 7,1 мм соответственно. Вот этот тонкий корпус компанию Apple и подвел.

О «bend gate» знают практически все. «Он гнется!» Пользователи выкладывают в сеть фотографии, на которых их новый смартфон от Apple согнут якобы от ношения в кармане брюк или дамской сумочке. Сеть наполняют ролики, где новинки всячески гнут, ломают и даже перемалывают в блендере. В блендере, правда, мололи еще и новинку от Samsung, а после сравнивали, что осталось – две серые кремневые горки. Такой современный перформанс не без доли философской мысли.

Но вернемся к нашим смартфонам. Казалось бы, вся сетевая истерия вокруг «шестерок» должна бы больно ударить по репутации Apple. Должна была, но не ударила. Многострадальные «гнутые» iPhone даже прикручивали к деревяшкам толстыми болтами, предварительно просверлив, но при этом аппараты продолжали работать. Их бросали об пол – стекло, покрывающее монитор, естественно, вдребезги – но аппарат продолжал работать.
Каждый новый скандал только подпитывает айфономанию. И некоторые компании совсем не прочь согреться в лучах славы Apple.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФОТОАППАРАТ iPHONE

Уже более месяца украинские портативные фотовспышки iblazr для iPhone продаются в официальном магазине Apple. Цена – $49,95. Разработчик – стартап Concepter. Устройство позволяет снимать фото и видео в слабоосвещенных местах, управлять мощностью света, избегать пере- и недоэкспонирования и устранять эффект «красных» глаз.

Как украинской компании удалось попасть на полки Apple? Начал проект традиционно для стартапов: с краудфандинговой платформы Kickstarter. Сбор средств закончился оглушительной победой: стартап рассчитывал собрать $58 тыс., а финишировал с суммой в $156,8 тыс. от 2633 бакеров – тех, кто поддержал проект деньгами. Следующий шаг – длительные, более четырех месяцев, переговоры с компанией Apple. После – отправка рабочего устройства на закрытые тесты в Купертино. Владислав Тисленко, СЕО Concepter, сообщает: «Компания Apple пожелала запустить продажи iblazr параллельно и в онлайн-, и в офлайн-магазинах, так что мы работали отдельно с Apple Store online и Apple Store offline». С офлайновым магазином вышел казус – забраковали упаковку. И у iblazr теперь новая упаковка для «физических» магазинов.

Для сравнения: гаджет iblazr продается и на Amazon по цене в $49,99, а вариант для Android, да еще и в белом цвете, можно приобрести по «акционной» цене – $48,79.

Компания утверждает, что ее продукты можно купить в 17 странах мира. На сегодняшний день продано более 20 тыс. вспышек. Владислав Тисленко подчеркивает, что жизненный цикл девайса «в нынешнем виде» – около двух лет. Задача компании – так вовлечь пользователей, чтобы iblazr стал незаменимым спутником хозяев смартфонов. Следует заметить, что Concepter не намерен останавливаться на достигнутом. Так, летом этого года компании удалось собрать на той же платформе Kickstarter $155,8 тыс. от 3653 бакеров на гаджет Lunecase – беспроводной чехол для смартфона iPhone, на котором на месте логотипа Apple могут высвечиваться индикаторы для различных типов уведомлений. Чехол работает без подзарядки за счет электромагнитных излучений смартфона.

Кроме того, на конференции IDCEE-2014 в Concepter заявили, что работают над новыми девайсами для устройств Apple. Приоритетные направления – стабилизатор для съемки (под рабочим названием stabilizr), позволяющий добиться профессиональных результатов даже при значительных колебаниях объектива. Премьеру нового гаджета компания запланировала на январскую выставку CES-2015.

В контексте украинских фотогаджетов следует вспомнить тайваньскую компанию Bitplay. Ее разработка 2012 года, может, и не вошла в топ-продаж девайсов для iPhone, зато вызвала горячие споры. Речь идет о чехле для iPhone 4S, который превращал смартфон в фотокамеру с настоящей кнопкой затвора. Тогда этот девайс показался некоторым пользователям слишком громоздким. С выходом iPhone 6 компания Bitplay решила повторить попытку.
Новый чехол SNAP! 6 компактен, но функционален, а механическая кнопка затвора не позволяет случайно закрыть объектив пальцем. За дополнительную плату можно приобрести три сменных объектива – fish-eye для стилизации под «рыбий глаз», специальный объектив для макросъемки и широкоугольный «портретник».

Как и водится у стартаперов, деньги на производство собираются на Kickstarter. Компания Bitplay «просит» на разработку скромные $20 тыс., но за пять дней до финала кампании у нее уже есть $92 тыс. от 1337 бакеров.

Еще один показательный пример – компания aiia и ее силиконовые аудиоколонки для iPhone SSSSSpeaker. Компания – крепкий игрок на рынке сувенирной и рекламной продукции. Дизайн «сувенирки» aiia разрабатывает в Украине, продукцию изготавливает в Китае, а основные ее рынки – Европа и США. Но со SSSSSpeaker aiia решила попробовать себя на новом поле – в единичных «предпродажах» технической новинки на краудфандинговой платформе. Компания aiia не может похвастаться грандиозными сборами: летняя кампания закончилась для нее на сумме в $31,1 тыс. от 369 бакеров: это чуть больше, чем aiia запрашивала. Компания рассказывает, что подобные устройства не продавала ранее в розницу, а лишь брендировала логотипом заказчика и продавали оптом от тысячи штук.

SSSSSpeaker – силиконовые Bluetooth-колонки для iPhone. Разработчики заявляли, что гибкая колонка может работать на одной подзарядке до 5 часов (на максимальной громкости – 3-4 часа). Фишка этого гаджета – его звучание зависит от положения силиконового рупора-гармошки, а чтобы отключить звук, следует просто перевернуть устройство репродуктором вниз.
Как заявил Андрей Клименко, основатель и глава проекта, кампания на Kickstarter – сознательный эксперимент. aiia планировала попробовать себя в новой нише. Сувенирная компания довольно успешно поиграла в стартап.

Почему стартапы выбирают Apple? Все из-за той же айфономании. Пользователи, выбравшие «продукт для избранных» (вспомним главного евангелиста Apple Гая Кавасаки!), приученные платить за приложения и музыку из iTunes, уже по умолчанию готовы выложить некие суммы за то, чтобы улучшить свой любимый девайс.

КУПИТЬ В УКРАИНЕ

Компании Apple отмечает, что значительная часть дохода за IV квартал 2013-2014 финансового года (60%) обеспечена продажами за пределами США. Что же касается нашей страны, то Apple официально заявил, что продажи iPhone 6 и iPhone 6 Plus в Украине стартуют 31 октября 2014 года. Обе модели смартфона будут представлены во всех трех базовых цветах – золотом, серебряном и сером. Диапазон «памяти» – от 16 до 128 Гб.

Два главных фактора, ранее стоявших на пути официальных продаж iPhone в Украине:

  • большое количество «серых» аппаратов на рынке;
  • мобильные операторы Украины продают свои услуги по предоплате, а Apple сотрудничает с «контрактниками».

По словам представителей компании Asbis (официаль­ный представитель Apple в Украине с эксклюзивными правами на дистрибуцию iPhone 6 и iPhone 6 Pluse), продажа новинок стартует во всех национальных розничных сетях 31 октября. А говорить о ценах заранее или сравнивать цены в Украине и США – некорректно из-за разницы ценообразования, налогообложения и прочего. Точно купить «яблочные» новинки можно будет в «Алло», Comfy, «Фокстроте», «Эльдорадо», MOYO и iStudio. В рознице мобильных операторов iPhone 6 и iPhone 6 Pluse можно будет приобрести у Киевстара и его партнеров.

Компания Asbis подтверждает, что все аппараты – это «белые» смартфоны, с которых в отличие от завезенных «серым» способом уплачены налоги и таможенные сборы. На вопрос, а какие тогда аппараты предлагают украинцам многочисленные сайты сейчас, в компании ответили в духе «не пойман, не вор!»

Что интересно, уже неделю в сети «Алло» идет акция – предлагается оформить предварительный заказ на iPhone 6. В компании нам уточнили, что iPhone 6 (16 Гб) обойдется по предзаказу в 12999 грн., а iPhone 6 Pluse (16 Гб) – в 14999 грн.

Айфономания все набирает обороты. Пользователи ругают, после – хвалят Apple, еще позже – покупают новинки. Прогнозы компании на будущее более чем оптимистичны. Лука Маэстри говорит: «Что касается первого квартала 2014-2015 финансового года, в Apple рассчитывают получить доход на уровне $63,5-66,5 млрд. Может, стоит задуматься, как заработать на славе бренда? Или купить акций? Или новый iPhone?

Залишити відповідь