Вечер начинается довольно расслабленно. На входе в дегустационный зал магазина Good Wine каждому гостю вручают бокал с коктейлем. Это интерпретация знаменитого «Манхэттена». Обычно его основу составляет американский или канадский виски, разбавленный красным вермутом. Однако, заменив бурбон на скотч, вы имеете полное право называть свой напиток «Роб Рой». А после нескольких глотков, может быть, даже почувствовать себя тем самым Робом Роем – шотландским Робин Гудом, национальным героем Шотландии XVII века.
Коктейль, надо сказать, предназначен не только для поднятия настроения. «Дегустацию нельзя проводить на абсолютно трезвую голову, – комментирует ведущий – шеф-сомелье киевского концептуального ресторана Whisky Corner Иван Бачурин. – Лишняя работа ума может привести к неправильным выводам». Здоровая недоверчивость к себе действительно будет нелишней. Какими бы объективными мы себе не казались, выбором напитка часто руководят стереотипы, заложенные в нашем подсознании знаменитыми брендами: имя производителя способно влиять на то, как вы оцениваете содержимое стакана.
Избегать подобных влияний должен всякий, кто решился всерьез покуситься на свои предубеждения. Именно с такой целью в конце ноября текущего года группа любителей и профессионалов собралась в магазине Good Wine на слепую дегустацию виски под названием «Европа против Азии». Причина для этого была вполне уважительная: на протяжении последних лет все только и говорят о том, как азиатские производители виски теснят мастеров Шотландии.
Что произошло в 2001 г.
Победное шествие виски из Азии началось именно с такого рода мероприятий. С наступлением XXI века авторитетный британский журнал Whisky Magazine стал ежегодно собирать знатоков напитка для слепого опробования образцов со всего мира. Сенсация не заставила себя долго ждать. Уже в 2001 г. победу одержал десятилетний Yoichi Single Cask японской компании Nikka. С односолодовым виски (а именно эта категория неразбавленных зерновым спиртом напитков считается вершиной перегонного искусства), произведенным за пределами Шотландии, такое случилось впервые.
Ныне это событие сравнивают со знаменитой слепой дегустацией в Париже «Суд Парижа», организованной в 1976 г. Стивеном Спурье (ныне – известным винным экспертом и редактором журнала Decanter). Тогда девять французских экспертов, оценивая не глядя образцы Бордо, Бургундии, а также малоизвестных на тот момент калифорнийских хозяйств, отдали предпочтение винам последних.
Конечно, многие французы отнеслись к результатам парижской дегустации без энтузиазма. Точно так же, очевидно, не все любители скотча признают Азию. У почитателей авторитетов в области вина и виски есть свои достаточно веские резоны, к которым стоит прислушаться, чтобы не впасть в противоположную крайность. Но факт остается фактом: за последние десять лет в слепых дегустациях World Whisky Aawards (WWA) виски Yoichi, а также другой японской дистиллерии – Yamazaki (принадлежит одному из старейших японских холдигов Suntory) регулярно делили главные призы наряду с такими столпами, как Ardbeg и Talisker. Более того, в элитарный клуб лучших мировых производителей виски настойчиво стремятся дистиллерии из Индии и Тайваня.
Как это было в Киеве
«Можно, конечно, посмеяться над шотландскими экспертами в Эдинбурге, которые не способны отличить свой виски от японского, индийского или китайского. Но лучше самим попробовать это сделать», – шутит Иван Бачурин. В это время сомелье уже начинает разливать первый образец по дегустационным бокалам. В руках у него вместительный прозрачный сосуд без опознавательных знаков – похоже, винный декантер.
Опускаем нос в бокал. Аромат плодовый, согревающий. Чувствуются тона вареных фруктов, цитрусовые… С той или иной степенью тщательности присутствующие записывают прочувствованные характеристики. Итогом десятиминутных рефлексий и публичного обсуждения является оценка. Первый образец не слишком сложный, но очень хороший, сбалансированный: 78,5 балла по 100-балльной шкале, которую когда-то ввел в обиход винных критиков ведущий мировой эксперт Роберт Паркер.
Тот, у кого опыта побольше, уже пытается угадать, что это за напиток. Строго говоря, дегустация не совсем слепая – все названия оглашены заранее. Всего восемь виски, которые разбиты на четыре пары. В каждой из пар обязательно присутствует «шотландец». Его конкурент произведен в Азии. Восток представляют два «японца», «индиец» и «тайванец». Пары подобраны таким образом, чтобы ни у какого виски не было заведомого преимущества за счет возраста, срока выдержки и прочих характеристик.
Час с небольшим, понадобившийся, чтобы внимательно распробовать все образцы, прошел незаметно. Наступило время сорвать маски – первая же пара вызывает у присутствующих сильные эмоции. Индийский базовый Amrut оказывается на голову выше 12-летнего BenRiach из шотландского Спейсайда.
Итоги дегустации
Для тех, кто уже слышал про Amrut, успех виски этой дистиллерии на слепой дегустации, пожалуй, не выглядел слишком большим сюрпризом. Свою продукцию компания из Бангалора изначально нацеливала на британский рынок, где ее признали довольно быстро, еще в середине 2000-х. Благодаря жаркому климату спирты в Индии вызревают несколько быстрее, чем в Шотландии, однако одного лишь этого преимущества недостаточно. Необходимо уметь делать действительно хороший виски.
«Знаете, я недавно в Good Wine проводил дегустацию Amrut, на которую пришло много скептиков, готовых его «зарубить». Было шесть образцов, но вышло так, что никто и слова плохого не сказал!» – рассказывает сомелье Платон Близнюк. «Конечно, если бы мы поставили рядом 12-летний BenRiach, выдержанный в бочках из-под хереса, думаю, он раздавил бы «индуса», – вступается за честь Шотландии Иван Бачурин. Тем не менее он признает виски Amrut одним из приятных открытий вечера.
Второе открытие – Kavalan King Car, произведенный в не менее экзотическом месте: на острове Тайвань. Моложавый Benromach Origins так и не смог составить конкуренцию «Пришельцу с Востока». Так окрестили этого производителя, когда четыре года назад его виски начал собирать награды на самых авторитетных международных конкурсах.
Не смогла поддержать географических соседей совсем молодая, основанная в 2008 г. японская дистиллерия Chichibu. Ее виски Chichibu Chibidaru 2009 уступил не слишком сложному, но великолепно структурированному Arran Millennium Casks, с длинным сернистым послевкусием, вполне заслуженно получившим достойный 81 балл. Впрочем, Япония отыгралась в более тяжеловесном поединке. 15-летний Yoichi был на равных и даже немного лучше шотландского виски GlenDronach того же возраста.
Таким образом, завершение вечера не оставило сомнений в справедливости счета 3:1 в пользу Азии. Однако для полноты картины необходимо добавить следующее. Во-первых, сегодня азиатский виски в полтора-два раза дороже шотландских аналогов. Отчасти это объясняется высокой «долей ангелов» («Angel’s share» – часть алкоголя, испаряющаяся из бочки через микроскопические поры дерева), которая в жарком климате достигает 15% в год (сравните с шотландскими 2%). Во-вторых, шотландские производители будут ожидаемо сильнее в более возрастных вариантах напитка. В-третьих, финальный вердикт все-таки выносит потребитель. И если вам кажется, что любимый виски самый лучший, не всегда имеет смысл переубеждать себя.
Что делать с баллами?
Стобалльная система, повсеместно использующаяся для оценки качества виски, сама по себе достаточно наглядна. Однако для ее практического применения нелишним будет знать некоторые нюансы.
Любой виски можно охарактеризовать следующими параметрами: цветом, ароматом, вкусом, послевкусием, сбалансированностью и типичностью (для конкретного региона производства). Важно сразу сказать, что при оценке качества напитка цвету не принято уделять слишком много внимания, поскольку производители активно используют карамель. Типичность при слепой дегустации также оценить невозможно. Таким образом, остаются четыре параметра. За каждый можно поставить максимум 25 баллов. Чтобы ими распорядиться, на первых порах можно опираться на старую пятибалльную систему школьных оценок: 25 – «отлично», 20 – «хорошо», 15 – «удовлетворительно» и т. д.
Просуммировав оценки по всем параметрам, можно получить итоговый балл, который с увеличением опыта становится все менее «круглым».
Еще один ориентир в шутливой форме дает сомелье Иван Бачурин: «Напиток, получающий в итоге 70 баллов, достаточно один раз попробовать, запомнить и никогда больше не покупать. 75 – попробовать, запомнить и пить, когда дома все остальное закончилось. 80 баллов – хороший питейный виски. Бутылка 85-балльного уровня – та, которая долго недопитой не остается. 90 баллов и выше – это виски, с которым можно проводить дни и ночи напролет».
Победители слепой дегустации Good Wine
1-е место
Yoichi, 15 years old
Происхождение: Япония
Крепость: 45%
Оценка: 88,5
Цена: 2150 грн.
2-е место
GlenDronach, 15 year old revival
Происхождение: Шотландия
Крепость: 46%
Оценка: 87,5
Цена: 955 грн.
3-е место
Kavalan King Car
Происхождение: Тайвань
Крепость: 45%
Оценка: 86,5
Цена: 1090 грн.