- Для меня 2014 г. стал знаковым, ведь я вместе с семьей подал прошение о получении украинского гражданства. Я так долго жил и работал в Украине, что настало время «узаконить» наши отношения. Кроме того, после прихода в Киевстар я по-новому оценил место корпоративной культуры в системе управления компанией, особенно в сегодняшнее непростое время.
- Одним из самых значимых событий 2014 г. стал уход компании из Крыма. Еще в августе Киевстар прекратил предоставление услуг абонентам на полуострове после того, как появилась угроза стороннего вмешательства в работу сети и безопасности персональных данных абонентов. Доля бизнеса в Крыму составляла порядка 2%. Также мы списали с баланса все оборудование общей стоимостью $13 млн. Естественно, все это сказалось на результатах работы национального оператора в уходящем году. В то же время Киевстар по итогам девяти месяцев уплатил в бюджет Украины порядка 2,4 млрд. грн. налогов, что составляет 1% всех налогов и сборов за этот период.
Корпоративная культура – во главе угла. Она всегда проистекает из задач компании. А руководитель должен вести постоянную коммуникацию с сотрудниками, объясняя суть процессов и формируя новые традиции и легенды. Тот сотрудник, который знает ЗАЧЕМ, вынесет любое КАК. Мне кажется, эта же максима, как никогда, актуальна для сегодняшней Украины. В стране выбрали новое руководство, формируются новые органы власти. Теперь важно правильно задать направление, объяснить задачи и проконтролировать их выполнение на всех уровнях. Легко не будет.
Корпоративная культура в Киевстаре формировалась почти 20 лет, когда бизнесом управлял один человек – основатель. Сегодня передо мной стоит задача развернуть этот большой корабль. Но если это сделать резко, можно нечаянно потопить. Так что – без резких движений.
Когда я пришел в компанию, к примеру, был крайне удивлен незнанием сотрудниками тарифов, которые продает оператор. Одним из первых решений было перевести весь топ-менеджмент и отдел маркетинга на коммерческие тарифы вместо корпоративных. Вторым решением я ввел правило посещений фронт-лайна: с 1 августа топ-менеджеры и маркетологи должны будут раз в месяц прийти в магазины и кол-центр и поработать там наравне с сотрудниками этих отделов. Если пропустят посещение, понесут материальное наказание. Такая практика была проверена у меня на старом месте работы. Да, это были непопулярные решения, но я хочу, чтобы каждый сотрудник полностью прочувствовал, как тарифы работают для обычных людей.
Еще одна тема, которую стоит поднять в этом контексте, – дебюрократизация. В Киевстаре мы признали эту проблему и активно боремся с ненужными бизнес-процессами. Дебюрократизация должна проявляться в том, чтобы сотрудник мог и хотел предложить идею или решение, которое впоследствии будет рассмотрено и, возможно, воплощено. В то же время понимаю, что без разумной доли бюрократии обойтись нельзя. Если затронуть вопрос бюрократии в контексте сегодняшней Украины, то лично я констатирую ряд положительных сдвигов. Например, большая часть новых чиновников в правительстве и других органах власти имеют активные странички в соцсетях. Пишешь сообщение в Facebook и тут же договариваешься о личной встрече.
Также стоит отметить, что ряд процессов в стране наконец-то сдвинулись с мертвой точки. К примеру, вопрос внедрения новых технологий связи в Украине искусственно сдерживался почти десять лет по причине коррупции и отсутствия политической воли. Очень важно, чтобы в 2015 г. дело было доведено до логического завершения и украинцы получили долгожданный массовый доступ к 3G. Согласно оценкам технических специалистов 3G-покрытие крупных городов можно будет завершить за шесть-девять месяцев после завершения конкурса. Лучше поздно, чем никогда. Мы готовы пережить все КАК, зная ЗАЧЕМ и какую пользу это может принести.