Уже который месяц подряд участники украинского фармрынка пытаются свыкнуться с новой неутешительной реальностью – впервые за много лет рынок не только замедлил свой рост, но и демонстрирует отрицательную динамику.
Так, по данным исследовательской компании Proxima Research, за девять месяцев 2014 г. объем продаж лекарственных препаратов в натуральном выражении составил 847 млн. упаковок, что на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении рынок, на первый взгляд, вырос до 25 млрд. грн., что на 15% больше, чем за три квартала минувшего года. Однако в долларовом эквиваленте его емкость составила $2,31 млрд., что на 13,6% меньше, чем годом ранее.
Первые тревожные звоночки прозвучали в отчетах фармкомпаний еще в середине 2013 г. А когда выяснилось, что за девять месяцев 2013 г. было продано всего на 2,6% больше лекарственных препаратов, чем в 2012-м, стало очевидно, что для рынка настали нелегкие времена.
Тогда, с одной стороны, причиной стагнации эксперты называли введение обязательных стандартов GMP для импортируемой продукции, а также ее лицензирование. Это привело к уходу с рынка как некоторых компаний, так и целых групп препаратов. С другой стороны, обеспечивать высокий рост продаж больше не смогли сами украинцы, покупательная способность которых в 2013 г. существенно снизилась.
Сейчас операторы рынка вынуждены констатировать, что факторы, послужившие первопричинами стагнации в 2013-м, на сегодняшний день имеют во многом второстепенный характер. А реальное влияние на развитие отрасли оказывают процессы, которые не только не поддаются регулированию и прогнозированию, но и имеют мало общего с объективными для фармрынка факторами.
НДС против GMP
Директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков поясняет, что сегодня главной причиной падения рынка является общий экономический кризис в стране: «Он отражает часть того, что происходит в экономике государства в целом. А усугубляет ситуацию то, что регионы, ранее составлявшие почти 20% украинского фармацевтического рынка, сегодня фактически не берутся в расчет. Я говорю о Крыме и восточной Украине. Сейчас туда практически не осуществляются поставки».
Не способствовало стимулированию продаж фармацевтов и значительное повышение цен на лекарственные средства в этом году. По словам исполнительного директора компании Фитофарм Аллы Олейник, повышение цен связано с ростом производственной себестоимости продукта: «Цена сырья, которое закупается за валюту, привязана к курсу евро. В большинстве своем это сырье из Китая, Германии, Швейцарии, Индии, Польши и других стран. Поэтому если для производства препарата используется импортное сырье, мы вынуждены поднимать цену. Часто рынок не позволяет поднять цену согласно росту курса, в таком случае приходится терять в рентабельности продукта».
По мнению директора по развитию Kreston GCG Андрея Попова, на украинский рынок оказывают влияние и административные причины: «На уровне цен, помимо девальвации, негативно отразилось введение правительством в апреле 2014 г. 7% НДС на импортируемые препараты».
Новый налог вводился жестко, без каких-либо предупреждений, буквально в течение нескольких недель. Это мгновенно породило немалый хаос как у дистрибьюторов, так и у аптечных сетей. «Каждый приспосабливался, как мог. Дистрибьюторы и аптечные сети пытались закупить товар в марте по ценам без НДС и потом сыграть на разнице, подняв цены. На фоне кризиса и проблем с возвратом денежных средств для поставщиков это были сложные решения по отгрузкам товара», – отмечает Алла Олейник. По ее словам, серьезные сложности с аптеками дистрибьюторы и производители испытали также и в силу того, что их программное обеспечение и кассовые аппараты элементарно не были настроены на учет НДС. «Соответственно кто-то «пробивал» НДС, кто-то нет. При этом была паника, опасение санкций и штрафов, невозможность толком принять и учесть новый товар», – подытожила эксперт.
Коммерческий директор сети аптечных супермаркетов Виталюкс Дмитрий Климок полагает, что сегодня повторяется та же ситуация, в которой украинский фармрынок оказался в 2008-2009 гг.: «Потребитель обычно выделяет на покупку лекарственных средств определенную сумму денег, и в аптеке он ищет решение исключительно в рамках этой суммы. Сейчас это делать все сложнее, поэтому потребители пытаются уменьшить стоимость лекарств – купить дешевый аналог, а не привычный препарат по более высокой цене в ущерб другому. Мы, провизоры, уже им даже в этом не мешаем».
Это также стало причиной изменения соотношения «импорт/локальное производство» в структуре продаж. «Сегодня отечественные производители очень плотно пересекаются в ассортименте с импортом – у многих лекарственных препаратов есть отечественные аналоги. По этой причине сейчас мы наблюдаем смещение спроса в сторону отечественных лекарственных средств, что особенно видно по объемам продаж в упаковках», – говорит Д. Климок.
Это подтверждают и в Proxima Research. Согласно результату их исследования по итогам трех кварталов 2014 г. сокращение объема продаж препаратов украинского производства в натуральном выражении составило 3,5%, а у зарубежных препаратов – все 20%.
Более того, если в 2013 г. в структуре продаж доля отечественного производителя равнялась 66,9% в натуральном и 34,5% в денежном выражении, то год спустя украинцы подросли – до 70,9 и 36% соответственно, а доля импорта, следовательно, снизилась.
Дмитрий Климок полагает, что отечественные производители сегодня не только пользуются ситуацией, наращивая продажи, но и инвестируют в маркетинг и продвижение. Это делается в целях закрепления на рынке, чтобы после возобновления экономического роста часть потребителей вновь не вернулась к иностранным препаратам, как это уже было после прошлых кризисов.
Минус Альба
Серьезное влияние на украинский фармрынок в нынешнем году оказало банкротство одного из его крупнейших игроков – компании Альба Украина, входившей в свое время в пятерку ведущих оптовых дистрибьюторов медицинских препаратов с почти 20%-й долей рынка.
Сильнее всего уход компании отразился непосредственно на их партнерах – медицинских клиниках, аптеках, производителях и др., деньги которых и по сей день висят на совести Альбы. Долги компании в данный момент насчитывают десятки миллионов гривен, а свое право на их выплату доказывают в судах многие участники рынка.
По словам Дмитрия Климка, уход Альбы почувствовали и другие оптовики, которые в первое время не смогли обеспечить объем, обеспечиваемый Альбой. «Однако со временем производители решили эту проблему путем расширения списка дистрибьюторов, и на рынке появились новые значимые игроки, ранее входившие в так называемый второй эшелон дистрибьюторов», – поясняет он.
Впрочем, по мнению Андрея Попова, все-таки в наибольшем выигрыше оказался фармдистрибьютор БаДМ, нарастивший долю рынка за год с 30 до 44%: «Это позволило экспертам говорить об угрозе монополизации рынка, и деятельность БаДМ теперь находится под присмотром АМК. Такое правило существует для компаний, занимающих свыше 35% в своей отрасли». Столь громкое банкротство отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности всей фармацевтической отрасли, учитывая то, что 25% акций Альбы владел ЕБРР – крупнейший институциональный инвестор в украинскую экономику, который, к слову, в 2013 г. предоставил компании кредит в размере $14,5 млн. и до последнего поддерживал объект своих инвестиций.
Уход Альбы подкосил также и аптечные сети, которые при неизменной потребности рынка были вынуждены сократить «глубину склада» и соответственно снижать объем закупок. «Очевидна тенденция сокращения рисков на вложенные средства и упор на скорейший возврат денежных средств. Так, если ранее дистрибьютор был готов держать на складе одно- или двухмесячный запас реализуемой продукции, то сейчас он готов держать не более двух- или трехнедельного запаса продукции. В аптеках аналогично – одно-двухнедельный товарный запас сократился до нескольких дней», – пояснила А. Олейник.
Не ростом единым
Стагнация рынка – далеко не единственная проблема украинского фармрынка. Операторы сетуют, что тенденцией по праву может считаться и практика сокращения отсрочки платежей, инициированная дистрибьюторами. По словам Дмитрия Климка, едва ли не каждый второй поставщик уже объявил о том, что допускаемая раньше отсрочка платежей за лекарственные средства либо отменяется вообще, либо товарно-денежные отношения с аптекой и вовсе переводят на предоплату.
Параллельной тенденцией стало резкое сокращение оборотных средств аптек. «Как правило, экономически эффективный ассортимент аптеки состоит из 3 тыс. наименований препаратов по одной упаковке каждого, – поясняет Д. Климок. – Но если раньше одна теоретическая упаковка обходилась аптеке в 50 грн., то сейчас уже – в 70 грн. А значит на поддержание условного эффективного ассортимента сегодня требуется на 40% больше денег». Эксперт также отмечает, что с учетом сокращения отсрочки от дистрибьютора потребность в инвестициях на оборот аптеки резко увеличилась. Но далеко не всегда удается ее покрыть.
«Это ведет к сокращению количества аптек – закрываются как небольшие единичные точки, так и сетевые. Закрытие аптек из-за недостатка оборотных средств на поддержание ассортимента уже приобретает массовость. Недостаточный ассортимент ведет к падению продаж, поэтому аптека уходит в пике и со временем закрывается. А на ее месте открываются аптеки формата низких цен», – рассказал коммерческий директор Виталюкса.
Впрочем, вскоре будут готовы уйти с рынка не только аптеки, но и те, кто обеспечивает их ассортимент, – дистрибьюторы и производители. Причиной может стать одна из норм проекта коалиционного соглашения. Речь идет о строчке в разделе о реформе системы здравоохранения, где недвусмысленно заявлено, что для осуществления рациональной фармацевтической политики на макро- и микроуровне рекламу лекарственных средств в СМИ решено запретить. По мнению участников рынка, подобное нововведение еще больше обвалит продажи лекарств, цены на них опять существенно вырастут, а телевизионные медиагруппы потеряют до 30% рекламного рынка.
Дела регуляторные
Еще больше будоражит фармрынок назначение 2 декабря 2014 г. новым министром здравоохранения Александра Квиташвили, ранее занимавшего аналогичный пост в Грузии. Одной из основных задач нового министра является борьба с теневыми тендерами по госзакупке лекарственных препаратов, развитие первичной медико-санитарной помощи и реформирование системы финансирования медицинской сферы. «Ликвидация коррупционных схем – это то, зачем я пришел в министерство», – подчеркнул новый министр здравоохранения в ходе своей первой пресс-конференции. Важно также отметить, что А. Квиташвили является сторонником системы страховой медицины, однако сам он заявил, что в настоящее время не видит готовности Украины полностью перейти на страховую медицину, что было прописано в коалиционном соглашении сформированных фракций Верховной Рады.
Лекарство будущего
Андрей Попов уверен: преодоление негативных тенденций фармацевтическим рынком и его возврат к показателям 2011-2012 гг. неразрывно связаны с разрешением острейшего экономического и военно-политического кризиса, в котором находится Украина.
При этом нашей стране предстоит серьезно поработать над реформированием системы госзакупок. К примеру, из-за того, что Украина фактически лишена возможности выполнять свои обязательства по закупкам лекарственных препаратов за счет государства, крупные фармкомпании не будут спешить с выводом на рынок новых лекарственных средств. «Как минимум до тех пор, пока государство не докажет, что оно в состоянии проводить конкурсы и обеспечивать пациентов», – считает Иван Глушков.
По его словам, нужно учесть, что у всех компаний реализация планов по выводу новых препаратов, как правило, значительно растянута во времени. То есть сейчас новые препараты появляются только потому, что они были запланированы к выводу какое-то время назад в 2012- 2013 гг. Но о планах по выводу новых, в том числе и оригинальных, препаратов для лечения тяжелых заболеваний мы можем долго не услышать.
В целом эксперты уверены: то, как будет развиваться фармацевтический рынок в 2015 г. и позже, зависит в значительной степени от того, произойдут ли в украинской системе здравоохранения и гособеспечения масштабные реформы и готово ли новое правительство дальше двигаться в этом направлении. «Пока, по моим ощущениям, это не в приоритете. И если мои ощущения верны, рынок в будущем будет потихоньку катиться под гору, сокращаясь и в упаковках, и в деньгах, – полагает Иван Глушков. – Но если государство найдет в себе силы встать на сложный путь и провести реформы в системе здравоохранения и в сфере государственного обеспечения, это может дать новый импульс развития рынку».
При этом существенных инвестиций в рынок в обозримом будущем ожидать, очевидно, не стоит, ведь обстановка к этому совершенно не располагает.