Антон, имеют ли место изменения в деятельности ваших клиентов под влиянием ситуации в стране?
Безусловно, с изменениями в экономике меняются и показатели деятельности клиентов. Это выражается в сокращении объемов поступлений выручки, снижении активности по контрактам и количеству операций. Таким образом, единственным способом сохранения уровня маржинальности бизнеса или минимизации негативного тренда для предприятий является жесткое сокращение расходов и экономия на всевозможных статьях. Многим пришлось сменить локацию ведения бизнеса, переехав в другие регионы. Все это, бесспорно, отображается на финансовом положении клиентов и требует модификации текущих процессов.
Учитывая такие кардинальные изменения в деятельности предприятий, каким образом адаптировались банки к новым «потребностям» своих клиентов?
Борьбу за клиентов никто не отменял, поэтому и банки сейчас модифицируют свою линейку продуктов, делая основной акцент на сервисах, позволяющих клиентам упростить процессы непосредственно внутри компании. Приведу простой пример. Первое, что сделал ПУМБ еще в 2012 году, разработал механизмы стыковок с внутренними бухгалтерскими системами предприятия. Это позволяет сотрудникам работать в их привычной системе, где выстроены все системы контроля, принятия решений и т. д., а затем «одной кнопкой» все данные попадают в систему интернет-банкинга и с помощью мультицифровой подписи отправляются в банк, опять же «одной кнопкой» – не нужно подписывать каждый платеж. Другими словами, нет необходимости отдельно набирать платежи, нет двойной работы, ошибок, злоупотребления. Эти механизмы стыковок уже заложены в функционале нашей системы, и предприятие может самостоятельно выполнить необходимую именно для их бухгалтерской или казначейской программы настройку. На сегодняшний день мы имеем опыт и отработанные механизмы соединения системы интернет-банкинга с абсолютно любой программой предприятия – начиная от 1С и заканчивая пока еще редкими на рынке программами SAP, TMS и т. д.
То есть, другими словами, банковские решения направлены на замену ручного труда и соответственно сокращение штата сотрудников?
Это тенденции современного мира – автоматизация заменяет «руки». Об этом мы и говорили в самом начале – режиме экономии, который сейчас является основной целью для предприятий всех отраслей. И, безусловно, одна из основных статей расходов – это расходы на персонал. С одним из наших крупнейших клиентов мы недавно завершили проект, полностью позволивший группе предприятий уйти от касс и отказаться от наличных. В первую очередь это оптимизация персонала и расходов, связанных с обеспечением наличных. Или же другой пример – оптимизация на одном из предприятий системы, назовем ее «коммуникаций и отчетности». Объясню на конкретном примере. Есть в организации сотрудник, отслеживающий расчеты за товары, есть расчет – идет команда на поставку и отгрузку. Раньше это происходило следующим образом: сотрудник писал регулярно запросы в бухгалтерию, поступили ли деньги от покупателей за товар, бухгалтерия готовила отчет. Как результат, несколько человек задействованы в таком, казалось бы, тривиальном процессе, генерируется отдельная отчетность плюс потери во времени от факта оплаты покупателем до отправки товара. Решение было простым, но глобальным – мы реализовали модуль управлениями правами доступа и видимости информации. Таким образом, сотрудник предприятия самостоятельно напрямую в системе интернет-банкинга может видеть и контролировать только необходимую для выполнения его функциональных обязанностей информацию, например, поступления в пользу предприятия. При этом вся остальная информация, будь то выписки или зарплатные ведомости, или исходящие платежи, будет ему недоступна.
Можно говорить, что банки в своей деятельности сейчас ориентируются исключительно на продукты и сервисы, которые обеспечат экономию внутренних затрат?
Не только. Корпоративные клиенты все так же хотят получать доход по своим средствам, однако на фоне рынка «падающих банков» вопрос размещения депозитов рассматривается клиентами как рисковый инструмент. Основным критерием для предприятий становится возможность мобильности в случае «а вдруг что-то не так». В качестве успокоительно-страховочного варианта для клиентов мы предложили продукт с доходностью депозита, но без необходимости размещения средств на депозитном счете. Проблем с ликвидностью мы не испытываем, более того, именно ПУМБ был признан одним из тех немногих банков, которому по оценке НБУ не требуется докапитализация. Однако опция «получить высокий «депозитный» доход и в любое время распоряжаться своими средствами» дает спокойствие и уверенность нашим клиентам.