Финансовые итоги года: от количества к качеству?

Банковский сектор 2014 г.: похудевший и обедневший

Еще год назад банкиры хвастались приростом депозитной базы почти на 100 млрд. грн., прибылью в 2,5 млрд. грн. и уменьшением проблемных кредитов в течение прошлого года с 16,5 до 7,5%. По итогам 2014 г. хвастаться нечем: украинцы вынесли из банков за год приблизительно 130 млрд. грн. (без учета эффекта переоценки валюты), убытки банков за 11 месяцев составили 13,4 млрд. грн., а доля просроченной кредитной задолженности приблизилась к отметке 11,5%. Гривня девальвировала на 50% – до 16 грн./$, а от золотовалютных резервов осталась лишь половина – менее $10 млрд.

Плавающий курс гривни, оттоки вкладов и уход банков с побережья Черного моря

Как и в стране, в НБУ все менялось стремительно, в том числе и руководители регулятора. В начале года Нацбанк, возглавляемый Игорем Соркиным, не без назиданий МВФ решился отпустить гривню в свободное плаванье. С уходом в прошлое фиксированного курса в историю ушел и сам Соркин. На его месте оказался Степан Кубив. При его руководстве произошла первая волна девальвации: гривня по отношению к доллару подешевела с 8 до 13 грн., а банковская система столкнулась с приступом недоверия: украинцы начали массово забирать депозиты. «На тот момент банковская система ежедневно теряла 12-14% ресурсной базы», – вспоминает глава Ощадбанка Андрей Пышный.

Как только ситуация более-менее «устаканилась» – бизнес стал приспосабливаться к текущей обстановке, а оттоки депозитов стабилизировались, – произошла аннексия Крыма, а за ней военные столкновения на востоке страны. Так на карте Украины появились зоны, закрытые для банковского бизнеса. Украинские финучреждения в мае были вынуждены покинуть полуостров, а с 1 декабря резко ограничить деятельность в Донецкой и Луганской областях: закрыть свои отделения и отключить терминалы оплаты в оккупированных городах. По разным оценкам, порядка 15% активов банковской системы Украины так и находятся в замороженном состоянии в оккупированных зонах, а проблемная задолженность в этих регионов увеличивается.

«Ухудшение качества кредитных банковских портфелей началось с аннексии Крыма и военного противостояния на востоке Украины. Если ситуация на востоке не утихнет, это грозит продолжением роста проблемной задолженности кредитных портфелей. Вместе с тем, этот процесс приведет к очищению и реструктуризации таких портфелей и позволит адаптировать кредитную политику к существующим реалиям», – говорит директор по экономическому анализу и стратегическому планированию ВТБ Банка Михаил Папанов.

Начальник отдела операций на ва­­лют­ном и финансовом рынках ОТП Банка Максим Давлад отмечает, что впереди банковскую систему еще ожидает негативный эффект от списания плохих долгов восточного региона, а значит системе потребуется колоссальная докапитализация для сохранения устойчивости.

Гонтарева «чистит» банки и НБУ

В начале лета Нацбанк получил нового главу и новую концепцию реформирования. Впервые в истории Украины НБУ возглавила женщина. Валерия Гонтарева ввела административные меры для стабилизации курса гривни: ограничила покупку долларов для населения, перекрыла схемы вывода валюты из страны и взялась за тотальную чистку банковского сектора. В этом контексте НБУ передал в Фонд гарантирования вкладов физлиц более 30 банковских учреждений.
Банки уходили с рынка как по причине неплатежеспособности, так и из-за увлечения отмывочными операциями. «На украинском рынке существовало много финучреждений, которые вели весьма рисковую деятельность по сравнению с более надежными банками. При ухудшении финпоказателей перед ними возникла потребность в увеличении капитала, чего акционеры многих из таких учреждений не смогли или не захотели делать», – говорит начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.

«Очистка банковской системы – скорее необходимость, – отмечает управляющий активами Универ Андрей Вылегжанин, – ее нужно было сделать и забыть уже давно. Множество банков занимались если не отмываем денег, то финансировали своего основного владельца за счет депозитов населения. В 2014-м это всплыло на поверхность, бизнес перестал приносить прибыль и банки начали лопаться. Негативным эффектом очищения банковского сектора стал отток депозитов из банков. Чтобы потом было хорошо, иногда сначала приходится сделать больно».
Сокращение количества банков отвечает как политико-экономической конъюнктуре, так и объявленной цели реформирования банковской системы, в том числе в рамках сотрудничества с международными банковско-финансовыми организациями, добавляет аналитик UniCredit Bank Тантели Ратувухери. По его словам, тенденция сокращения количества мелких банков и закрепления институциональной роли крупных, «системных» банков будет продолжаться в последующие годы, учитывая долгосрочный график повышения регулятивного капитала банков, принятый НБУ после стресс-тестирования 35 крупнейших банков страны.

Решилась В. Гонтарева и на глубокое внутреннее реформирование Нацбанка, стартовавшее 1 декабря. День в день оно совпало с увольнением директора гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Еленой Щербаковой, проработавшей в Нацбанке более 20 лет. В ходе реформирования структуры НБУ также были уволены заместители главы Борис Приходько, Алексей Ткаченко, директор генерального департамента банковского надзора Роман Яковлев, директор генерального департамента регулирования денежного обращения Виктор Нестеренко, директор генерального департамента информационных технологий и платежных систем Наталья Синявская.

Трехэтапное повышение ключевой ставки и заоблачные кредитные ставки 

На фоне снижения инвестпривлекательности Украины остановлен процесс притока внешнего капитала, экономика страны вынуждена работать преимущественно за счет внутренних ресурсов, доступ к которым снижается, а стоимость соответственно растет. В 2014 г. учетная ставка поднималась трижды: в апреле с 6,5 до 9,5%, три месяца спустя она увеличилась до 12,5%, а в ноябре составляла уже 14%. «Сегодня лишь небольшое количество банков могут позволить себе выдавать залоговые и беззалоговые розничные кредиты, а также финансирование для бизнес-клиентов. Падение производства и объемов продаж предприятий во многих отраслях существенно повышают риски кредитования таких заемщиков, – констатирует директор по продажам розничного бизнеса Фидобанка Дмитрий Гавриков, – поэтому в корпоративном сегменте выделяют новое финансирование в основном банки первой двадцатки, да и то выборочно».
Еще одной тенденцией на банковском рынке в 2014 г. стало увеличение доли кредитов в пользу юрлиц. «Изменение структуры кредитного портфеля банков также, видимо, будет усиливаться в будущем. Скорее всего, бегство капитала, обескровившее банковскую систему в этом году, приведет к изменению отношения банков и регулятора к кредитованию связанных лиц. Простыми словами, мы будем наблюдать постепенное сокращение так называемых схемных операций и кредитов в банковской системе», – говорит Т. Ратувухери.

Впереди у банкиров сложный год: банки будут работать над сокращением издержек, решать вопросы с проблемными заемщиками и вести непростую дискуссию с акционерами.

Фондовый рынок 2014 г.: выглядит вяло, но потенциал для роста есть

Фондовый рынок из-за девальвации гривни к концу 2014 г. выглядит безжизненно. Произошедшее внутри страны убило весь внутренний рынок бондов. Еврооблигации Украины в нынешнем году были одними из самых дешевых в мире, не считая совсем уж дефолтеров. В то же время на рынке акций несколько раз был взлет оптимизма, отмечает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса: «После того как сбежал экс-президент Украины Виктор Янукович, цена акций выросла на 25%. Потом все это прибилось аннексией Крыма и т. д. После первой девальвации настала следующая волна оптимизма, но обострение в конце августа привело к падению акций на 30%».

На рынке облигаций закрепилась тенденция доминирования госбумаг в структуре биржевых торгов (до 88%) и связанных с ними операций (в том числе РЕПО), поскольку в текущей нестабильной ситуации востребованы только суверенные и субсуверенные заимствования. «Из-за конфликта на востоке многие предприятия уменьшают свои производственные процессы, объемы реализованной продукции, поэтому капитализация этих предприятий падает. Есть голубые фишки рядом с зоной АТО. Сколько могут стоить такие предприятия? Их стоимость может быть даже минусовой, что изолирует все подходы к оценкам. Активность инвесторов, мягко говоря, никакая, они опасаются за свой капитал – и новые поступления мизерны. К тому же, вероятно, это не инвестиционные, а спекулятивные операции», – описывает текущее состояние вещей на фондовом рынке директор агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины Юрий Бойко.

Утрата эмитентов

В 2014 г. фондовый рынок Украины пережил утрату существенной части его участников (эмитентов, инвесторов, профучастников), находившихся в Крыму или на Донбассе. «Причем в ряде случаев речь идет о физическом уничтожении ряда промышленных активов, – рассказывает директор фондовой биржи Перспектива Станислав Шишков. – Из-за усложнения условий ведения деятельности, нестабильности на финрынках, возросших рисков, сокращения клиентской базы, недостаточности капитала, ужесточения банковского контроля на биржах произошло резкое сокращение численности профучастников, в том числе банков.

Столкнувшись в 2014 г. c дестабилизацией экономической ситуации и девальвацией гривни, некоторые украинские эмитенты еврооблигаций были вынуждены провести реструктуризацию долговых обязательств. «В августе технический дефолт допустил агрохолдинг Мрія. В ноябре-декабре договаривались с кредиторами Метинвест и ПУМБ», – рассказывает аналитик инвесткомпании Альтана Капитал Андрей Глущенко.

Ценные бумаги более двух тысяч «спящих» предприятий в 2014 г. были заблокированы в обращении. «Комиссия по регулированию ценных бумаг и фондового рынка начала борьбу с тысячами «мусорных», фиктивных акционерных обществ, которые либо являются банкротами, либо перешли в другую форму собственности, но числятся как АО», – говорит Ю. Бойко.
Законодательные плюсы: запятая Хомутынника и программа развития фондового рынка до 2017 г.

С 1 января 2014 г. в Украине вступил в действие закон об институте совместного инвестирования, благодаря чему систематизировались и добавились новые виды фондов и на законодательном уровне решились технические проблемы. «А благодаря одной запятой многие ценные бумаги не попали под налогообложение акцизом», – рассказывает Ю. Бойко о законодательных новшествах на фондовом рынке. Этот радостный факт прозвали запятой Хомутынника.

Также Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разработала Программу развития фондового рынка на 2015-2017 гг., направленную на привлечение инвестиций в экономику страны. «В программе предусмотрены мероприятия по совершенствованию регулирования деятельности эмитентов и профессиональных участников фондового рынка, улучшению защиты прав инвесторов, расширению инструментария фондового рынка, в том числе за счет развития сегмента деривативов. Отдельно прописаны шаги по либерализации валютного законодательства. Реализация программы, по мнению представителей Нацкомиссии, позволит поднять позиции Украины в рейтинге Doing Business, а также в международных рейтингах по уровню капитализации листинговых компаний и объему торгов на фондовом рынке», – рассказывает А. Глущенко.

Двойной листинг в Украине – реальность

Также в 2014 г. состоялся фактический запуск процедуры двойного листинга в Украине. В январе НКЦБФР выдала разрешение на обращение акций Ukrproduct Group Ltd. (холдинговой компании украинского производителя масла и сыра Укрпродукт Групп). В октябре аналогичное решение принято по акциям MHP S.A., мажоритарного акционера группы компаний Мироновский хлебопродукт. Ранее Ukrproduct Group Ltd. и MHP S.A. провели IPO на Лондонской фондовой бирже, в настоящее время ожидается включение их акций в список украинской биржи.

Рынок акций в 2015 г. может вырасти втрое, а то и вчетверо

В 2015 г. эксперты смотрят с оптимизмом. «На следующий год у нас оптимизм только и остается. Сейчас ждем, что придет МВФ, расширит программу, даст денег. Если мы закладываем, что правительство делает реформы, фондовый рынок ждет быстрый рост», – прогнозирует С. Фурса. Ведь восстановление на фондовом рынке идет по одному и тому же сценарию: сначала ралли в еврооблигациях, затем ралли государственных бондов, а потом оживляется рынок акций: «Украинский рынок акций четвертый год подряд является худшим в мире, а значит Украина накопила столько потенциальной энергии, что если она выстрелит, фондовый рынок уже в 2015 г. может вырасти в три, а то и в четыре раза».

При условии роста стабильности в государстве и на финансовом рынке может начать реализовываться внешний спрос международных институциональных инвесторов (в настоящее время – в значительной степени отложенный) на подешевевшие украинские активы, считает С. Шишков. По его словам, в 2015-м более чем возможен запуск рынка валютных деривативов, ведь НБУ совсем недавно впервые формализовал процедуру согласования таких спецификаций фондовыми.

Страховой рынок 2014 г.: держался изо всех сил

В условиях общего кризиса рынок страхования более или менее держится на плаву. Базовые виды страхования сохранили устойчивость, громких банкротств не было. Между тем минимум в пять страховых компаний были введены временные администрации.

«В условиях общего кризиса и падения производства, ухудшения финансовых показателей можно говорить о том, что ситуация на страховом рынке явно не хуже средних тенденций», – констатирует президент ассоциации Страховой бизнес Игорь Яковенко.

Тем не менее основной тенденцией на рынке страхования генеральный директор Страхового бизнеса Людмила Белошицкая называет ухудшение капитализации, качества активов страховщиков: «Практически у каждой второй компании есть проблемы с капитализацией и с покрытием резервов. В 2014 г. эта тенденция особенно обострилась, у компаний падают платежи, а обязательства остаются. Преимущественное большинство акционеров страховых компаний привыкли брать, когда все хорошо, но далеко немногие готовы вкладывать в сложные периоды, поэтому руководители компаний остались один на один с проблемами и пытаются решать их самостоятельно».

«Падение страхового рынка вызвано понятными причинами: ситуация с Крымом, Донбассом, падение платежеспособности, покупательского спроса, в первую очередь на новые автомобили, спад кредитования, девальвация гривни. Все эти факторы так или иначе влияют на все направления рискового страхового бизнеса в количественном выражении, то есть количество клиентов и соответственно заключенных договоров уменьшается, – говорит первый вице-президент АХА Страхование Андрей Перетяжко. – А ведь Донбасс и Крым в общем портфеле страхового рынка представляют около 18 и 3% соответственно. Относительно же премий по КАСКО, то они по результатам 2014 г. просели на 40%, в то же время в денежном выражении это составляет около 5-10% в связи с привязкой стоимости договоров КАСКО к реальной рыночной стоимости автомобиля, которая индексируется. Похожая ситуация и на рынке ОСАГО».

Рынок медицинского страхования продолжает расти в связи с медицинской инфляцией, увеличением стоимости медикаментов, услуг. Как следствие – стоимость полисов для корпоративного сегмента увеличивается.

Страхование недвижимости продолжает падать. «К сожалению, украинцы до сих пор так и не привыкли защищать свою недвижимость через механизм страхования. Поскольку ипотека «мертва», ни о каком увеличении этого рынка не может идти речь. Что касается юридических лиц, здесь большой фактор имеет упавшее кредитование. При этом, как правило, юридические лица не индексируют в своих балансах стоимость недвижимости и экономят на реальной стоимости застрахованного имущества», – говорит А. Перетяжко. По туристическому страхованию специалист ожидает также снижение: «Но опять же, если говорим о выездном туризме – стоимость полиса привязана к евро или к доллару, что немного компенсирует падение количества туристов».

По словам Л. Белошицкой, в 2014 г. страховщики осознали необходимость разработки новых страховых продуктов, способных защищать риски, с которыми украинский страховой рынок не был знаком доселе.

В целом ситуация на финрынке в 2014-м была неспокойной. Период турбулентности продолжится и в первой половине 2015 г. То, каким будет рынок к концу следующего года, зависит как от быстроты проведения реформ, так и от политической ситуации в стране. Во всех сегментах продолжится зачистка – количество банков, страховых компаний и участников фондового рынка будет уменьшаться. При этом у экспертов есть надежды, что эту тенденцию можно будет назвать переходом от количества к качеству.

Залишити відповідь