Райдшеринг – вид совместных поездок, при которых водитель и пассажир делят между собой транспортные расходы – в последние годы стал одним из таких «ноу-хау», позволяющих экономить при междугородних путешествиях. И несмотря на то, что сама индустрия райдшеринга эпохи интернета довольно молодая и насчитывает в Европе чуть более 10 лет, на бизнес-карте Украины она оставила свой заметный след. У нас уже есть свои истории успехов и поражений.
Откуда взялся райдшеринг
Первые аналоги райдшеринга появились в 40-е годы в США и несколько раз за свою историю трансформировались вместе с технологическим развитием (распространение стационарных телефонов, интернета, мобильной связи и проч.). Эпоха современных сервисов началась вместе с развитием «быстрого» интернета и глубоким проникновением его в массы. Среди стран-пионеров – США, Канада, страны Западной Европы, Австралия.
Одним из старейших европейских райдшеринговых сервисов, успешно доживших до сегодняшнего дня, является Carpooling.com, основанный в 2001 году и до 2010 года работавший преимущественно в немецкоговорящих странах, а позднее начавший экспансию на другие европейские рынки.
Французская компания BlaBlaCar создала самый успешный на сегодняшний день европейский райдшеривый сервис в Европе (и самый крупный в мире по количеству пользователей). Компания была основана в 2006 году, а в 2014 году имела более 10 млн пользователей в 13 странах. И даже обогнала по популярности Carpooling.com в его родной стране – Германии.
Новый сервис для туризма в Украине
В Украину BlaBlaCar вышел благодаря слиянию в начале 2014 года с местным сервисом «Подорожники», который я с двумя друзьями основал в 2010 году. На тот момент у «Подорожников» уже была своя база пользователей, которая стабильно ежемесячно росла без каких-либо рекламных вложений, но за счет правильных партнерских программ с крупными музыкальными фестивалями и сарафанному радио.
Был у «Подорожников» в Украине и свой конкурент – «Попутка.ua». Компании долгое время мирно сосуществовали на одном рынке, ведя справедливую конкурентную борьбу, хотя уже в 2012 году, на мой субъективный взгляд, можно было отметить более активную работу «Подорожников» в области пиара, а сайт компании, его функциональные возможности, отличались более современным дизайном. После выхода на украинский рынок BlaBlaCar лидер в отрасли определился за считанные месяцы.
Рынок совместных поездок в Украине на начало 2014 года представлял собой непаханое поле по сравнению с тем, какого уровня райдшеринг уже достигал во Франции, Италии, Германии, Польше и других странах. Слившись с BlaBlaCar мы получили важную экспертизу по распространению самой идеи райдшеринга и значительные финансовые ресурсы на рекламу. Число наших пользователей в Украине сейчас исчисляется сотнями тысяч пользователей, а в России их уже больше 1 млн. Мы считаем, что это хороший результат за такое короткое время, хотя важно уточнить, что российско-украинская аудитория пользователей размытая, пользователи часто ездят между странами, и точно определить количество украинских или российских пользователей не представляется возможным.
Будущее туризма
Судя по инвестиционным сделкам последних лет, райдшеринговые сервисы становятся одной из самых многообещающих бизнес-идей. Тот же BlaBlaCar только в 2014 году получил рекордные для европейский стартапов $100 млн на международную экспансию и в самое ближайшее время планирует выход в Индию и Бразилию. Другие рекордсмены в получении инвестиций, американские такси-сервисы Uber и Lyft, также недавно открыли свои аналоги райдшеринговых сервисов, видя в этом значительный финансовый потенциал. Аналогичные проекты появляются в Латинской Америке, Азии, арабских странах.
Популярность таких сервисов объясняется тем, что они удобны и выгодны, как для владельцев автомобилей, так и для пассажиров. Водители могут частично или полностью компенсировать стоимость топлива на поездку, а пассажиры совершать более выгодные, чем общественным транспортом, поездки с существенно более лучшим комфортом (через мобильный телефон найти попутчика так же просто, как написать смс; водители часто подвозят пассажиров «от двери до двери» и т.д.). И государства встречают райдшеринговые сервисы благосклонно, потому что предпринимательской составляющей в таких поездках нет, а возможность экономить – не возбраняется.