С некоторых пор я чувствую себя Золушкой. Только моя полночь наступает гораздо раньше. Пару месяцев назад во время одного душевного порыва я решил, что бал для меня должен заканчиваться не позже 22:00, а еще лучше – в 21:30. В противном случае моя голова может превратиться в тыкву, ведь каждый (или почти каждый) свой день я обязался начинать не позднее шести утра. Строгое соблюдение здорового режима суток – один из простых видов самоограничений, которые люди добровольно накладывают на себя испокон веков. Воспитание силы воли – не единственная цель такого действия: древние мистики, совершая изнурительные аскезы, обретали сверхъестественные способности. Но и обычная самодисциплина вознаграждается дополнительной энергией, которую можно вложить в разные сферы жизни.
Успешные люди что-то знают
«Лет 15 тому назад я начала замечать, что все мои знакомые, чего-то добившиеся, на самом деле что-то знают, – говорит Лилия Горелая, управляющий партнер маркетинг-группы OS-Direct. – Обычно это непубличная информация, поскольку она касается здоровья, интимного пространства человека». Оказалось, что один из ее знакомых регулярно и подолгу голодал, другой занимался йоговскими практиками, третий купался в проруби. Иными словами, все они тем или иным способом сознательно причиняли себе неудобства. «Для кого-то из них это было частью духовной практики, – продолжает Лилия, – для других – способом накопления психической энергии, которую потом можно инвестировать во что угодно. Хочешь – в бизнес или семью, а хочешь – в конфликты».
Сама Лилия по примеру своих продвинутых знакомых (один из них – Сергей Гайдай, директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства Гайдай.Ком) занялась голоданием. В ее нынешнем арсенале аскез также здоровое питание, закаливающие процедуры и бег. Бегом, надо сказать, сегодня занимаются многие представители делового мира, но, пожалуй, более всего в этом виде преуспел Андрей Онистрат, глава наблюдательного совета банка Национальный кредит, которого вообще называют «бегущим банкиром». Он – участник марафонских забегов международной серии World Marathon Majors, профессионально занимается триатлоном. Сознательные самоограничения к себе применяет и Дмитрий Джеджула, управляющий партнер DirectBrand, обнаруживший дополнительные ресурсы времени, оптимизировав свой сон. Что объединяет этих и других современных аскетов, которые, к слову, аскетами себя не считают?
Как стать волшебником
Абсолютные чемпионы самоограничения – великие аскеты-мистики прошлого, подвергавшие свои тела испытаниям голодом, жаждой, жарой, холодом и т. п., в стремлении добраться до высшего смысла жизни и обретения чародейских способностей. Согласно легендам преуспевающий в самоистязании аскет вызывал беспокойство у богов, однако и современный человек, не верящий ни в какие чудеса, может добиться многого, совершая даже небольшие бытовые подвиги. «По сути речь идет о проявлении самодисциплины, которая сама по себе в любом виде заставляет человека быть сосредоточенным и ведет к развитию сознания, – объясняет Виктор Васильев, старший тренер Y23 в Йога-студии Андрея Сидерского. – Я говорю не о каком-то там эфемерном или эзотерическом сознании. При настойчивой практике мы действительно начинаем контролировать свой ум, а не поддаваться его хаотичным желаниям, тянущим нас в разные стороны, как лебедь, рак и щука».
Нетрудно догадаться, что одна из главных наград в этом деле – такое отнюдь не мистическое качество, как воля. В своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» американка Келли Макгонигал, доктор философии, психолог, профессор Стэнфордского университета, сообщает об этом понятии массу интересных подробностей. Одно из важных знаний, которые можно оттуда почерпнуть, состоит в следующем: если постоянно контролировать себя даже в чем-то малом, можно укрепить силу воли в целом и впоследствии использовать ее для «великих дел».
Сила воли – это навык принятия осознанных решений, ведущих к достижению долгосрочных целей. Однако для реализации этих решений необходима энергия, поэтому хорошо, если аскетическая практика дает еще и плюсовой телесный эффект.
Резервы роскоши Многими слово «аскеза» понимается прежде всего как отказ от роскоши, а не самодисциплина. Но и культивирование скромности может быть не просто изощренным способом потешить самолюбие. В конце концов так называемый роскошный образ жизни отнимает у человека не только деньги, но и время, которое можно потратить более интересным способом. Андрей Онистрат рассказывает о своих отношениях с богатством: «Я на самом деле практически не пользуюсь предметами роскоши, чего не могу сказать о людях моего социального круга, которых знаю. Не ношу золота, не приобретаю по десять пар обуви за сезон. Моя жена тоже не сумасшедшая, чтобы покупать вещи от Луи Виттона. Мои самые крупные покупки за последние два года – BMW первой серии (€43 тыс.), спортивный велосипед (€10 тыс.) и семиместная Toyota Sienna ($70 тыс.), которую я купил на ближайшие семь-десять лет для семейных поездок. Вот и все. Но у меня есть несколько друзей, окруживших себя роскошью. Я их не понимаю и неприкрыто подтруниваю над ними. Очевидно, передо мной стоят определенные жизненные задачи, а перед ними – нет. Поэтому им нужна какая-то замена». |
Сон и бодрствование
Правильный режим сна – основа любой системы личной эффективности. Многие согласятся с тем, что неплохо бы начать ложиться спать пораньше. Однако реализация этого намерения – серьезное испытание для современного горожанина, провозгласившего себя «совой».
Пользу от раннего вставания можно объяснить синхронизацией с солнечным ритмом. В соответствии с Диначарьей, аюрведическим распорядком дня, идеальное время для засыпания – 21:00-22:00, для подъема – 4:00-6:00. Кому авторитета аюрведы недостаточно, тот может запросто проверить это сам, вдохновившись статьей о том, почему самые эффективные люди встают рано (в интернете таких текстов достаточно). Среди «жаворонков» замечены генеральные директора Тим Кук (Apple), Говард Шульц (Starbucks), Бретт Йомарк (баскетбольный клуб New Jersey Nets), Стивен Мерфи (Christie’s) и др. Мерфи говорит, что его вдохновляет совет Уильяма Блейка: «Думай утром, действуй днем, читай вечером, спи ночью».
«Даже если хотя бы в течение недели вставать в шесть утра и ложиться пораньше, можно заметить, как у вас увеличивается энергия, – говорит Виктор Васильев. – Процессы в организме начинают соответствовать солнечному ритму. Если человек не идет против природы, она начинает работать на него».
Андрея Онистрата, который регулярно ложится спать между 22:00 и 23:00, а просыпается в семь утра, привел к такому режиму спорт. «Когда я только начинал профессионально заниматься бегом, то не слишком обращал внимание на сон, – рассказывает банкир, – затем получил травму из-за того,что недосыпал. Тогда я сказал себе: если хочу бегать, надо спать восемь часов».
Недосып действительно подрывает волю (за объяснением можно обратиться к книге, упомянутой выше Келли Макгонигал). При этом традиционно считается, что вы не добрали сна, если он продолжался менее шести часов. Разумеется, из этого правила есть исключения. Например, Дмитрий Джеджула больше полугода испытывает на себе сокращенный вариант сна, да еще и разбитый на два отрезка. Первый раз он ложится не позже 23:00 и спит не меньше двух полных циклов сна (1 цикл – полтора часа). Это главный отрезок, восполняющий его силы. «Очень важно, чтобы он захватывал двое суток, – поясняет Дмитрий, – иначе, если лечь за полночь, то весь следующий день будешь чувствовать себя разбитым». Проснувшись в 2:00 или в 3:30, Дмитрий занимается медитацией, планированием, пишет и читает то, до чего не нашлось бы времени при традиционном распорядке. В районе шести может лечь во второй раз – на полтора часа – или досыпает днем, например, в такси. Способность выспаться за короткое время позволяет найти дополнительные часы для саморазвития. Период с 2:00 до 6:00 этому очень способствует: ты сам никуда не спешишь и никто тебя не торопит. Вокруг тишина, а внутри – сосредоточенность.
«Я не считаю, что слово «аскетизм» подходящее в данном случае, – размышляет Д. Джеджула. –
Я назвал бы это сознательным перераспределением жизненных ресурсов. От чего мне приходится отказываться? Например, от того, чтобы в режиме реального времени посмотреть очередную серию какого-нибудь популярного западного сериала. Но, во-первых, ее можно посмотреть потом, а во-вторых, ты понимаешь, что от наличия или отсутствия этой информации мало что в твоей жизни изменится».
Еда и голод
Еще одна область, где самоограничение окупается сторицей, – питание. «Мы массово питаемся неправильно, и большинство наших проблем со здоровьем зависят исключительно от этого», – убежденно говорит Сергей Гайдай, давний сторонник и практик видового питания (сыроедения). Лилия Горелая, также придерживающаяся подобного рациона, рассказывает: «Раньше я очень любила готовить и знала, какие специи надо использовать, чтобы рецепторы буквально сошли с ума от количества оттенков. В ресторане очень долго выбирала блюдо и еще просила что-нибудь туда добавить. Обратная сторона медали в данном случае такова: ты перестаешь чувствовать простые вкусы».
Вместо культивирования гастрономического снобизма Лилия вместе с супругом повернула в сторону оптимального питания. Сейчас 90% ее рациона составляют сырые свежие и цельные фрукты. «Вначале я вернула себе вкус, потом здоровье, – говорит она. – Каждый из нас сбросил, наверное, лет семь. С точки зрения продуктивности – того, сколько ты успеваешь сделать за день, сколько тебе нужно времени для сна и т. п., – это очень выгодно».
Впрочем, видовое питание – не только набор правильных продуктов, но и режим их потребления. «Мы в основном едим по привычке или аппетиту, – объясняет Сергей Гайдай. – А надо есть только тогда, когда испытываешь настоящий голод. Это ощущение приходит из желудка, а не из головы. Чистый, пустой, голодный (не с набитым желудком, который делает тебя сонным) – ты активен и энергичен. Поэтому голод – правильное внутреннее состояние, не мучающее, а бодрящее».
Гайдай знает, о чем говорит. И он, и Лилия Горелая имеют опыт голодания, длившегося до 20 дней. «Хотите поправить здоровье и повысить стрессоустойчивость? Поголодайте недельку, – советует Сергей. – Техника голодания – тот элемент аскетизма, который стоит освоить любому современному городскому человеку». Надо лишь позаботиться о том, чтобы все сделать правильно, поскольку длительный голод может быть опасен.
Какие выгоды получает практикующий подобную аскезу? «Ты меньше болеешь, становишься стрессоустойчивее, – рассказывает Гайдай. – Человек понимает, что он – чрезвычайно прочная система, способная жить очень долго, не теряя работоспособности и тонуса и не пользуясь пищей для того, чтобы заедать стресс. Избавляясь от любой зависимости, ты всегда становишься психически более устойчивым».
Если «страдание» – личный выбор, то это не мучение
Знаменитый японский писатель Харуки Мураками, увлекающийся марафоном с 1982 г., в своей автобиографической книге «О чем я говорю, когда говорю о беге», рассказывая о своем изнурительном хобби, использует афоризм «Страдание – личный выбор каждого». Я упоминаю о Мураками в разговоре с Андреем Онистратом, и это вызывает у него снисходительную улыбку. «Мураками бежал марафон за три с половиной часа, а я почти за два с половиной, – говорит он. – К тому же я не очень люблю читать художественную литературу. Не в моих правилах искать ответы на свои вопросы с помощью чужих мыслей. Я их сам нахожу». Вместо Мураками мы перечитываем определение «аскетизма» в «Википедии»: «от греческого слова «упражнение»… преднамеренное самоограничение… самоистязание».
«Я занимаюсь достаточно сложным видом спорта, который называется триатлон Ironman. В нем надо 3,8 км плыть, 180 км ехать на велосипеде и 42 км бежать, – рассказывает Андрей Онистрат. – В принципе это можно назвать самоистязанием, длящимся около десяти часов».
На любимый спорт банкир тратит 14 часов в неделю, на сборах перед соревнованиями – 20-25. Чтобы при этом управлять банком и быть хорошим отцом пятерым детям, нужна отличная организованность. Но это не единственное качество, которое в нем развивает спорт. «Прежде всего я тренирую свою волю. Вот сегодня на улице минус 11, а мне надо бежать 20 км. Я не хочу. Но мы закончим беседу, я поеду домой, переоденусь и побегу», – говорит Андрей. Триатлон, которым бизнесмен занимается с усердием профессионала, кроме прочего, дает ему адреналин, который невозможно синтезировать в обычных жизненных ситуациях. «Когда я прохожу через спортивные испытания, придуманные самим себе, то, конечно, чувствую себя сильнее своих оппонентов в бизнесе, – уверенно говорит банкир. – И они это тоже чувствуют».
Две новости напоследок
Разумеется, мы поговорили не о всех видах аскезы. Можно взять обязательство купаться в проруби или хотя бы принимать контрастный душ, практиковать скромность и отказаться от роскоши. Наконец, вызовом и одновременно возможностью получить дополнительные ресурсы для современного человека может стать информационное самоограничение. В частности, одну из его разновидностей – веб-аскетизм – практикует Дмитрий Джеджула, решивший не общаться за один раз в социальных сетях дольше 20 минут (если это можно считать аскетизмом… – Прим. ред.). Так экономится время и минимизируется утечка энергии через эмоции. «Но это не просто отказ ради отказа, – замечает Дмитрий. – Надо понимать, ради чего ты это делаешь, куда ты этот высвобожденный ресурс, эту энергию потратишь».
Действительно, аскеза требует сознательного подхода. И здесь для новичка есть две новости. Плохая состоит в том, что самоконтроль должен быть постоянным и обладать широтой охвата. Временные усилия и спонтанные приступы самодисциплины не приводят к стабильным результатам. К тому же, если вы начали заниматься спортом, но оставили без внимания вопрос питания, ваша система не будет эффективной.
Однако хорошая новость полностью нейтрализует плохую. Все, что начинающему аскету или постороннему наблюдателю кажется страданием, очень быстро начинает приносить удовлетворенность собой. А это чувство гораздо глубже, чем удовольствие, которое получаешь, дав волю инстинктам. Хотя, конечно, и это делать временами очень полезно.
Не аскетизм, а достаточность Сергей Гайдай, директор по стратегическому планированию Гайдай.Ком: – Для меня аскетизм – это ограничение, признак здорового образа жизни. В принципе любое ограничение оздоравливает, в том числе и морально-психологически. Но я предпочитаю пользоваться словом «достаточность», лично для меня оно более точное, чем «аскеза». Эзотерикой не увлекаюсь, но как человеку c материалистически-научным мировоззрением мне известно, что большинство процессов в этом мире развиваются так, что довольно быстро достигают насыщения. Это значит, что наибольший эффект заметен на начальной стадии процесса. Например, алкоголь полезен или вреден? Все зависит от меры. Я вообще не пью (мне вкус не нравится), но говорят, что 50 граммов в день – полезно, а 100 – уже нет. Это касается любых явлений. Например, сам я никогда не мечтал, чтобы денег было много. Их должно быть достаточно для того, чего ты хочешь. Это не аскетизм, а разумный подход к жизни. |