Последняя неделя января 2015 г. по стечению обстоятельств знаковая для банковской системы Украины. 26 января закончилась обычная, на первый взгляд, частная (закрытая) дополнительная эмиссия акций четвертого крупнейшего финучреждения Дельта Банка. Но ее итоги показательны: уже к концу января можно будет понять, какими могут быть расходы государства на спасение «утопающего» финучреждения, вернут ли вкладчики свои сбережения и не приведет ли к полному коллапсу банковскую отрасль неплатежеспособность одного игрока на рынке. Если не состоится докапитализация одного из крупнейших финучреждений страны действующими акционерами, встанет вопрос, кто спасет его, а главное, как.
ЧЕМ ВСКОРМИЛИ МОНСТРА
Дельта Банк был создан украинским бизнесменом Николаем Лагуном в 2006 г.. В середине 2011-го в состав акционеров банка вошел американский продовольственный гигант – компания Cargill. Партнеры, воспользовавшись финансовыми проблемами банковской системы после кризиса, заняли весьма агресивную политику развития бизнеса – начали скупать существенно подешевевшие активы своих конкурентов.
С существенным дисконтом Дельта Банку достался восьмимиллиардный кредитный портфель обанкротившегося Укрпромбанка, ипотечный портфель в размере 6,5 млрд. грн. французского УкрСиббанка. Были приобретены шведский Swedbank, который переименовали в Омега Банк, а также Кредитпромбанк и небольшой греческий Астра Банк. Также, по информации коллекторских компаний, Дельта Банк на протяжении 2012-2013 гг. активно покупал проблемные кредитные портфели других своих конкурентов. В результате только за 2013 г. его розничный кредитный портфель вырос с 9,1 до 19,5 млрд. грн. (на 114%), а корпоративный – с 8,9 до 20,6 млрд. грн. (на 132%). Объемов депозитов за этот же период в портфеле банка вырос на 110%, до 36,1 млрд. грн. Аппетиты Николая Лагуна на этом удовлетворены не были. В течение 2013-2014 гг. бизнесмен присматривается к кипрскому Марфин Банку (примерно 200 млн. грн.) и греческому Universal Bank (более €95 млн.). И в первом и во втором случае стороны сделки даже успели официально заявить о договоренности, но наступивший в 2014 г. кризис ликвидности в банковской системе внес свои коррективы.
Существенные проблемы Дельта Банка с ликвидностью, как свидетельствует финансовая отчетность на сайте Нацбанка, начались во II квартале 2014 г., до того депозитный портфель показывал прирост. В апреле-июне население изъяло из банка 0,5 млрд. грн., в III квартале – уже 1,2 млрд. грн., в IV – еще 0,9 млрд. грн. (-8,5%, или на 2,6 млрд. грн.).
Как и большинство других банков, Дельта понес существенные имущественные потери в результате аннексии Крыма и войны на востоке страны. «С Крымом тяжело юридически решить споры, Донбасс преимущественно неплатежеспособен. Клиенты либо не могут расплатиться по кредитной задолженности, либо не желают этого делать», – говорит первый заместитель председателя совета директоров Дельта Банка Евгений Березовский.
По словам банкира, кумулятивно активы Крыма и Донбасса составляют порядка 10 млрд. грн. Банк, как сообщил Евгений Березовский, проводит тщательную работу с заемщиками. С одной частью клиентов долги реструктуризируют, с другой – банк судится. К примеру, он подал иски на машиностроительное предприятие Азовмаш и металлургический завод Донецксталь. Но перспектива исполнения судебных исков на оккупированных территориях проблематична. В итоге объем плохих кредитов банка вырос на 5 млрд. грн. и составил к началу IV квартала 2014 г. 14,3 млрд. грн.
В результате Дельта Банк начал задерживать платежи, его клиенты не могли вовремя забрать средства со своих закончившихся депозитов. Это посеяло еще большую панику среди населения, и в отделениях банков уже начали выстраиваться огромные очереди на досрочное расторжение вкладов. Далее менеджмент банка вынужден был обратиться за финансовой поддержкой к регулятору. Нацбанк предоставил финучреждению 3,5 млрд. грн. кредита рефинансирования. По словам Березовского, если бы руководство НБУ не пошло на такой шаг, банка не было бы уже к 1 июля 2014 г. Отток денег был катастрофическим, заранее сформированная как подстраховка подушка ликвидности закончилась в один момент.
С начала предоставления рефинансирования Нацбанком в финучреждении на постоянной основе работал куратор, однако временную администрацию в Дельта Банк банковский надзор НБУ вводить не стал. Хотя такой шаг со стороны регулятора ожидали даже в самом банке. Как сообщил один из крупных вкладчиков Дельта Банка, в декабре 2014 г., не имея возможности забрать деньги, VIP-клиенты банка преступили к дроблению миллионных вкладов до гарантированной Фондом гарантирования вкладов физических лиц суммы в 200 тыс. грн.
Вклады свыше гарантированной ФГВФЛ суммы в 200 тыс. грн. в портфеле Дельты по состоянию на 1 ноября 2014 г. составляли 13,9 млрд. грн. По сравнению с данными на начало октября 2014 г. эта сумма сократилась на 250,9 млн. грн. (на 1,8%). А количество депозитных договоров свыше гарантированной суммы за этот период уменьшилось на 244, до 20,2 тыс. Одновременно объем гарантированных фондом вкладов вырос на 802,3 млн. грн. (на 8,7%), а количество – на 32,6 тыс. шт.
ДЕЛО РУК УТОПАЮЩИХ
Текущая допэмиссия является требованием Национального банка Украины. После того как было проведено стресс-тестирование крупнейших финучреждений страны, регулятор признал 11 крупнейших кредитно-финансовых учреждений, в том числе и Дельта Банк, не стрессоустойчивыми. В соответствии с этим НБУ потребовал от акционеров докапитализировать банки. По информации пресс-службы Дельты, руководство финучреждения согласовало с НБУ график докапитализации. Согласно этому плану акционеры уже внесли 1,4 млрд. грн. Размер эмиссии, размещение которой закончится в конце января, составляет 1,167 млрд. грн. Выкуп акций текущей эмиссии позволит увеличить акционерный капитал банка до 4,9 млрд. грн.
За время подготовки материала Николай Лагун так и не нашел времени, чтобы ответить на вопросы . Однако, по словам Евгения Березовского, доразмещение акций сюрпризов не принесет: «Мы вели переговоры с Cargill. Конечно, это не было так легко, как раньше. Ведь компания пострадала от столкновений на востоке страны: был разрушен ее новый завод, стоивший более $100 млн. Но она не сворачивает свой бизнес в Украине. И все планы по докапитализации были ею подтверждены». По его мнению, соотношение доли участия в капитале после докапитализации останется прежним: примерно 70 на 30%.
Правда, это не решит проблему банка с задолженностью перед вкладчиками. Для восстановления платежеспособности финучреждения акционерам понадобится привлечь в него еще около 5 млрд. грн живых денег. В пресс-службе Дельта Банка, ссылаясь на основного собственника Николая Лагуна, заверили, что действующий состав акционеров до конца января не только завершит вливание дополнительного капитала, но и заключит сделку с пулом иностранных инвесторов по привлечению субординированного долга в размере $50 млн.
«Мы ведем переговоры с целым рядом клиентов и компаний, чтобы завести сюда деньги как субординированный долг. Это и внутриукраинские, и иностранные инвесторы. Это будут весьма значительные деньги, сотни миллионов долларов», – сообщил Е. Березовский. По его словам, до 1 февраля 2015 г. банк планирует заключить сделку с одним очень крупным партнером, с которым уже ранее сотрудничали.
В ходе разговора с банкирами несколько раз среди потенциальных инвесторов всплывало название одного из мобильных операторов – компании МТС. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию официально не удалось. Достоверно известно, что МТС, как и другие мобильные украинские операторы, имеет текущие счета в Дельта Банке. Вполне возможно, что компания согласилась субординировать долг, не имея возможности забрать свои средства. Также, по словам Е. Березовского, банк ведет активную работу с крупными VIP-клиентами в части удлинения сроков возврата депозитов. Некоторые вкладчики уже согласились на субординированные долги. Речь идет о миллиардах гривен», – говорит представитель банка.
Если бы Николай Лагун сам нашел средства для оздоровления банка, это был бы лучший выход из ситуации для всех сторон, считают опрошенные эксперты. «При помощи партнеров по бизнесу они все же могли бы влить средства и оздоровить банк, – говорит аналитик банковского сектора ICU Михаил Демкив. – Если есть несколько крупных вкладчиков, готовых обменять свои депозиты на акции, это будет прекрасно. Но это не должно быть принудительным участием, иначе посеет панику среди крупных вкладчиков в других финансовых учреждениях».
Правда, в банке не рассматривают возможность привлечь вкладчиков банка к акционерному капиталу. Оказывается, Николай Лагун не готов делиться акциями с недовольными заемщиками. «Акционерным партнером, партнером в капитале должен быть тот, кто верит этому банку, готов поддерживать развитие и разделять стратегические планы. Приглашать в него просто людей, которым мы должны деньги, не правильно», – заявляет Е. Березовский.
Еще одним возможным вариантом выхода из тупиковой ситуации для акционеров Дельты, по мнению участников рынка, могло бы стать урегулирование проблемных корпоративных кредитов. «В Дельта Банке кредитный портфель живой. Там не такая ситуация, как в VAB Банке, где просто деньги с рынка пылесосили и выдали кредиты предприятиям Олега Бахматюка.
Просрочка находится на среднем по рынку уровне. В месяц должно возвращаться около 1 млрд. грн. живых денег. И их должно было бы хватить для возврата вкладчикам по закончившимся депозитам, – говорит начальник управления автокредитования Альфа-Банка (Украина) Виталий Жихарцев. – Но так как задолженность перед вкладчиками не погашается в полном объеме, вполне возможно, что в балансе банка еще до проблем с оттоком депозитов возникли «дыры» через крупные операции».
Не так давно стало известно, что соакционер Дельта Банка – компания Cargill – войдет в капитал банка Надра, принадлежащего бизнесмену Дмитрию Фирташу. Живые деньги американцы вливать в банк Надра не будут, участие в капитале – не более чем конвертация его долга перед инвестором. В Дельта Банке уверяют: задолженность банка Надра не имеет прямого отношения к финучреждению либо к Николаю Лагуну. Тем не менее ранее в СМИ ходили слухи о том, что Д. Фирташ не может вернуть Н. Лагуну заем в размере $200 млн., которые были нужны для оздоровления банка Надра. Предполагается, что спор пытаются урегулировать именно таким образом.
НЕПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что в данных экономических и политических реалиях у акционеров Дельта Банка невелики шансы спасти финучреждение, полностью отказавшись от участия государства в этом процессе. На повестке дня правительства и Нацбанка уже несколько месяцев стоит выбор между национализацией и ликвидацией банка в случае неспособности акционеров оздоровить его самостоятельно.
С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление, на основании которого банки из категории системно важных могут претендовать на участие государства в их капитале. И Дельта Банк определен как один из восьми системно важных финансовых учреждений. В новом проекте бюджета на текущий год правительство предусмотрело 36,5 млрд. грн. на дополнительную капитализацию коммерческих банков государством. Для поддержки Фонда гарантирования вкладов и обеспечения выплаты вкладчикам проблемных банков выделили еще 20 млрд. грн.
«Отдельной статьи расходов под Дельта Банк в госбюджете нет, но решение о его национализации остается открытым», – говорит заместитель председателя Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Украины Руслан Демчак.
Новое законодательство также предусматривает, что в случае вхождения государства в капитал какого-либо банка под рекапитализацию подпадает не менее 75% акций финучреждения, которое собираются национализировать. А такой вариант спасения банка уже не устраивает акционеров Дельты.
«Государство ни в одной стране никогда не было эффективным собственником. К тому же формировать бесконечное количество госбанков в Украине нет смысла. Тем более из проблемных», – говорит Евгений Березовский. По информации , акционеры в переговорах с государством настаивали на частном государственном партнерстве. Оно предусматривает докапитализацию банка государством, но только на четко обусловленный период, пока банк не выйдет из кризиса. После оздоровления его акционеры возвращают себе в полноправную собственность акции финучреждения, а также все привлеченные средства.
Как сообщил источник в ФГВФЛ, в последнее время шансы у акционеров и государства договориться о возможной национализации Дельта Банка действительно тают как снег на солнце. «Происходит процесс переговоров продавца и покупателя. Акционеры не хотят отдавать большой портфель своего бизнеса государству. Но и Валерия Гонтарева сейчас не пойдет на такие уступки Николаю Лагуну», – рассуждает гендиректор компании Финекс-Капитал Игорь Когут. По словам опрошенных экспертов, правительство боится, что, пойдя на уступки Н. Лагуну, государство рискует тем, что средства, направленные в банк, могут быть просто украдены акционерами.
Если государство откажется юридически принимать участие в национализации банка, а сами акционеры будут неспособны восстановить его деятельность, то НБУ будет вынужден предоставить рефинансирование, считают банкиры. «В текущем режиме мы не рассчитываем на помощь государства, у нас полностью самостоятельный план оздоровления, – говорит Евгений Березовский. – Мы хотели бы взять рефинансирование, но у НБУ нет сейчас инструментов. Рефинансирование можно взять только под залог ОВГЗ, а у нас нет таких облигаций». Напомним, на сегодня банк уже имеет почти 10 млрд. грн. долгосрочного рефинансирования. «Если НБУ через рефинансирование станет кредитором банка на 25-30% – это уже де-факто национализация», – подмечает Михаил Демкив. Фактически банк становится зависимым от государства, но рефинансирование не будет иметь такого сильного стабилизирующего эффекта на доверие вкладчиков к банковской системе, как, например, национализация.
Если Николай Лагун и компания Cargill все же откажутся от национализации, то, по мнению Игоря Когута, НБУ в данной ситуации придется некоторое время закрывать глаза на невыполнение банком прописанных нормативов. Это даст, таким образом, акционерам возможность и время на переформатирование своего состава и рабочего процесса, поскольку ликвидация такого банка – наихудший из возможных вариантов для банковской системы страны. «Сторонам придется как-то договариваться. Участие государства в оздоровлении банка должно послужить гарантией для вкладчиков сохранности их средств, а значит успокоит панику и отток ликвидности. Банкротство же Дельта Банка, напротив, приведет к разрастанию системного кризиса банковской системы», – считает директор аналитического департамента «Украинского кредитно-рейтингового агентства» Андрей Коноплястый.