Врёт, значит, любит: новые сведения о сущности любви

«Упаси вас бог считать, что день Святого Валентина – это праздник говорения правды», – так начинает свою колонку в New York Times Клэнси Мартин (Clancy Martin), профессор философии из Университета Миссури – Канзас-Сити (UMKC). Поводом для её написания послужило приближение уже упомянутого дня Всех Влюбленных, а также выход книги Мартин, которая называется «Любовь и Ложь» («Love and Lies»).

Вообще-то мы и так врём достаточно часто. «Исследования показывают, что в среднем во время 2-3 раза в течение 10 минут обычного разговора, – уточняет профессор. – И особенно часто мы врём, когда любим. Потому что мы заботимся о поддержании любви (ухаживаем) и боимся её потерять (это страх один из самых сильных в нашей жизни). А желание что-либо получить и страх потери – две самых главных причины для лжи».

Полемизируя с романтическими представлениями о любви, Клэнси Мартин пытается доказать, что любовь – это отнюдь не прибежище кристальной честности друг перед другом. Вот ещё одна её цитата: «Говорить, что когда мы любим, мы врём – это почти тавтология».

Если вы хотите сохранить любовь в вашей жизни, нужно быть готовым к тому, чтобы немного соврать и самому поверить в ложь. Если же правдивость самое важное для вас, можно дать обет молчания или стать монахом. В пример Мартин приводит холостяков-философов Иммануила Канта и Артура Шопенгауэра, известных правдолюбцев.

Улыбка, которую вы дарите партнёру, когда на самом деле раздражены. Ложь, сказанная любимому человеку для того чтобы он поверил в себя. Можно произнести «Я люблю тебя» даже если ты этого в данный момент не чувствуешь. Потому что это поможет почувствовать любовь в следующий момент.

Ложь может быть инструментом, который спасет длительные отношения. Если мы врём правильно – и держим в уме то, что мы, всё время врём – любовь может оставаться живой вечно. Похоже, главный рецепт Клэнси Мартин в осознавании и принятии происходящего: «Давайте лучше будем честными в том, что касается нашей лжи. Тогда мы будем больше способны к тому, чтобы любить».

Вероятно, это так на самом деле. Любовь без лжи, скорее всего возможна лишь между совершенными людьми. А таких пока на Земле не обнаруживали.

Залишити відповідь