Айварас Абромавичус: В Украине не остается крупных олигархов

 В эксклюзивном интервью "Евроньюс" о своей стратегии рассказал министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус.

Какие реформы вы готовы провести?

-Главные реформы предполагают проведение экономического дерегулирования – с тем, чтобы предоставить равные условия для всех предприятий страны и улучшить инвестиционный климат. В этом случае мы сможем привлечь прямые капиталы из-за рубежа. Мы также собираемся провести реформу в секторе госпредприятий: в стране насчитывается 1900 государственных компаний, многие из которых работают как частные структуры в интересах частных лиц, а не государства. Мы подготовили комплексный план по изменению ситуации, в частности, как прозрачно сменить руководителей компаний, как сделать эти компании ответственными"-.

Одна из самых больших проблем в проведении преобразований – противостояние государственной администрации. Все чиновники, которые были связаны с прежним режимом, блокируют реформы, прозрачность. Как вы с этим справитесь?

Да, сегодня у чиновников, работающих в правительстве, в органах государственного управления, есть большая проблема. Это их заработная плата. С текущим обменным курсом гривны их месячные оклады – меньше 200 долларов США. А это, разумеется, создает простор для коррупции. Знаете, когда зарплаты низкие, а рядом "крутятся" довольно большие деньги… Именно поэтому мы хотим провести административную реформу, сократить численность персонала, а оставшимся служащим увеличить зарплаты. В моем министерстве мы хотим уменьшить в этом году штат наполовину. Очевидно, мы будем искать пути для повышения зарплаты тем, кто останется. И так со временем мы выйдем на уровень, когда служащие будут получать достойную зарплату и смогут обеспечить своих семьи.

Что вы собираетесь делать, чтобы избавиться от нынешней системы власти – как экономической, так и политической – которая представлена ​​олигархами, что характерно для многих постсоветских стран?

-В стране не остается крупных олигархов, поскольку из-за экономического спада и девальвации гривны бизнес олигархов превратились в малые и средние предприятия.

Да, но большинство их денег уже за рубежом и в долларах …

Да, но в связи с экономическом спадом у многих компаний накопились долги, а их собственный капитал близок к нулю. Так что влияние олигархов не безгранично, как это было в прошлом. Мы лишились посредников в торговле газом, сейчас мы покупаем значительно больше газа из Европы, чем из России. И без посредников! В торговле газом больше нет "РосУкрЭнерго",нет больше Фирташа. И это – один из заметных плюсов для общества и бизнеса. Мы больше не допускаем коррупции в газовой торговле".

Можете напомнить нам, кто такой Фирташ?

Я сказал бы – пресловутый торговец газом. Он покупал газ у "Газпрома" и продавал его Украине.Которая известна двумя ценовыми регистрами на газ:население получало его по очень низким ценам, полностью субсидированным, а промышленность – по рыночной цене. И это создает огромные возможности для коррупции. Поэтому мы считаем ключевой именно реформу в газовом секторе: разделение компании "Нафтогаз" по крайней мере на три направления, привлечение в страну иностранных инвесторов. Конечно, нам придется поднять тарифы на газ для населения, которые остаются очень низкими.

А почему приватизация газовой инфраструктуры занимает столько времени? Учитывая стратегическую важность транспортировки газа для Украины, России, да и стран Евросоюза?

Я думаю, в настоящий момент не может идти речи о продаже каких-то наших объектов России с учетом сложившихся двусторонних отношений. Общество не согласится с такой сделкой, и власти, естественно, ничего подобного не планируют. К тому же мы понимаем, что во время войны не сможем продать объекты достаточно дорого – так, чтобы заметно пополнить бюджет. Поэтому сейчас мы хотим навести порядок среди госпредприятий. Мы подождем удачного момента, выгодной конъюнктуры рынка – и вот тогда продадим компании стратегическим инвесторам.

Господин министр, верно ли, что реформы, которых требуют от Украины международные организации, предполагают существенное увеличение внутренних расценок на газ – на 300%?

Да, газовые расценки будут существенными, это совершенно точно. Окончательная цена будет устанавливаться национальным регулятором. Позиция властей на этот счет проста: богатые не должны так мало платить за газ, как сегодня. Мы поднимем цены на газ для потребителей до максимально близкого к рыночному уровня, а затем поддержим субсидиями нуждающиеся слои населения. Для получения субсидий людям придется предоставить справку о доходах и заполнить заявление. И после этого мы им компенсируем разницу в цене на газ.

Вы нам объясните, кто относится к категории "бедные", есть какой-то конкретный критерий?

Да, на фоне экономического спада в стране армия нуждающихся вырастет. Очень значительно вырастет и число тех, кто не сможет обойтись без субсидий. И министерству по социальным вопросам придется потрудиться, чтобы наладить субсидирование людей. Но мы готовы к этому: министерство сможет расширить штат, закупить дополнительные компьютеры, программное обеспечение. Каждый, кто имеет право на получение субсидии, ее получит.

Залишити відповідь