Аграрная перестройка

Аграрный фонд – одно из стратегических предприятий, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. В начале февраля его возглавил Андрей Радченко, имеющий огромный опыт работы в финансовой и аграрной сферах. Ранее он руководил розничным бизнесом в УкрСиббанке, банке Финансы и Кредит, работал на руководящих должностях в Индэкс-банке, Креди Агриколь Банке. Также имеет опыт работы в инвестиционном бизнесе – в компаниях Глобал Украина и Феникс Капитал. Не нова для него и работа в госорганах: в 2010-2011 гг. Андрей Радченко был директором ГП Спецагролизинг, после чего перешел в агробизнес – компанию Агро Солюшенс.

В своем первом интервью новоназначенный руководитель Аграрного фонда рассказал  о том, каким он видит предприятие в ближайшем будущем и как намерен повысить эффективность работы компании.

Господин Радченко, расскажите, в каком состоянии вы застали Аграрный фонд, когда пришли сюда?

Аграрный фонд сложно было назвать рыночным предприятием. Рынок не зря отзывался о компании, как о некоем «черном ящике», поскольку у нее фактически отсутствовала коммуникация с участниками рынка. Условно говоря, если бы сегодня пришли иностранные инвесторы, аудиторы и посмотрели бы на фонд изнутри, как тут устроены бизнес-процессы, то мы получили бы очень много рекомендаций. Сельхозпроизводители коммуницируют с Аграрным фондом через региональных представителей. О стратегических целях и планах предприятия никто не говорил. Внутренние бизнес-процессы тоже нуждаются в реформировании. Я хочу сделать компанию доступной, публичной и понятной. 

Возможно, рынку так было удобно?

Я думаю, это была позиция самой компании. Поэтому в наших планах запустить коммуникацию с рынком, целевой аудиторией, прессой.

Предусмотрен ли глобальный финансовый аудит?

Да, и, скорее всего, аудит будет проводить компания, входящая в «большую четверку» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. – Прим. ред.). Сейчас для этого самое подходящее время: есть годовой финансовый отчет, сменился руководитель. Большую работу сделало Министерство агрополитики. Сегодня ведутся переговоры, и, думаю, в течение двух недель начнется аудит, проведение которого займет не более двух месяцев. 

ЧЕРНЫЙ СПИСОК

На сайте Аграрного фонда вывешены списки недобросовестных партнеров по итогам 2014 г. О каком ущербе для бюджета идет речь? 

1-1,5% от общего объема продукции, которая заходила в Аграрный фонд в прошлом году. К некоторым из этих компаний есть претензии от правоохранительных органов, к другим – от банков, есть объективные причины, связанные с инфраструктурой. Пока они не ликвидируют все нарушения, предприятие будет стараться с ними не работать.

Насколько известно, есть еще и подозрительные ненадежные страховщики?

У нас со страховыми компаниями четкая определенная позиция. Аграрный страховой пул работает с государственными деньгами. В тех программах, по которым мы работаем, – это негосударственные деньги, потому что сельхозпроизводители страхуют сельскохозяйственные риски за счет собственных средств. Так аграрии минимизирую риски. Мы только выгодоприобретатели. Именно поэтому страховой пул не страхует наши форварды.

Как выгодоприобретатель Аграрный фонд должен понимать, где страхуется сельхозпроизводитель. Есть три не­больших страховых компании – Финист, Здорово и Укринстрах, работа которых мне пока не совсем понятна. Сотрудничество с ними приостановлено. Мы запускаем другой процесс. Я хочу встретиться с европейскими перестраховочными компаниями, чтобы они на основании своих данных по рынку выбрали тех отечественных страховщиков, которых готовы перестраховывать. 

Отечественные страховщики настолько ненадежны?

На рынке есть около 20 игроков, имеющих лицензию на страхование рисков аграриев. Но не со всеми перестраховщики готовы работать. Мы оставим только тех, чьи риски будут перестрахованы, даже если речь будет идти о пяти-шести компаниях. Как только определим правила с европейскими перестраховщиками, сделаем публичный конкурс и будем рекомендовать сельхозпроизводителям страховаться у них. Лимит для каждой украинской компании посчитаем сами. Это то, что мы хотим внедрить в Аграрном фонде. Будет понятно, какие конкретно компании насколько эффективно и кого перестраховывают. Этот вопрос нужно решить до марта.

ФОРВАРДНЫЙ ВОПРОС

При предыдущем министре агрополитики работали несколько программ форвардных закупок. Какие из них сейчас не работают, и почему? 

Программа закупок по маслу и молоку не работает из-за недостатка денег. Сегодня у нас лимит средств в рамках уставного фонда. Первоочередная задача – выполнить программу продовольственной безопасности, а значит запастись зерном. В год Украине необходимо около 5,5 млн. тонн продовольственного зерна. 20% от этого объема достаточно, чтобы обеспечивать интервенции на рынке. Поэтому ежегодно Аграрный фонд покупает около 1 млн. тонн продовольственной пшеницы 2-3 класса. На большее денег не хватает. Если мы хотим добавить к зерну еще что-то (например, молоко, масло и проч.), то нужно придумать, как достать деньги. Есть определенные механизмы: векселя, корпоративные гарантии инвесторов, но этим вопросом никто не занимался, поскольку рассчитывали на деньги государства. 

Сейчас мы обсуждаем вопрос товарного кредитования, которое даст возможность проводить форвардные закупки без денег. Ведутся переговоры с производителями семян, удобрений, средств защиты растений, дизтоплива. Механизм таков: Аграрный фонд дает кредит производителю, а по факту получения зерна займ погашается. Но возникает вопрос выпуска гарантий и авалирования векселей, поэтому необходим аудит, результатом которого станут прозрачные бизнес-процессы внутри предприятия и интерес со стороны западных компаний. 

Что необходимо сделать в компании, чтобы инвестор не боялся вложить в нее деньги?

Мы связаны с производителями, и, думаю, у нас не возникнет проблем с тем, чтобы разместить средства инвесторов, если их станет больше. Но для этого необходимо внедрить механизмы риск-менеджмента, оценки, контроля, чего ранее не было. И тогда мы объединим госсредства с инвестициями со стороны, увеличив объем финансирования.

Лимит по форвардным закупкам уже закрыт?

Нет, сейчас законтрактовано продовольственной пшеницы 781 тыс. тонн.

СОЦИАЛЬНЫЙ ХЛЕБ

Эффективно ли, на ваш взгляд, работает механизм закупки муки регионами? Ранее возникали ситуации с тем, что облгосадминистрации не могли получить заказанные объемы муки, потому что у Аграрного фонда ее просто не было.

Да, в компании процессы оперативного планирования были весьма условны. Ситуация выглядит так: до 25 числа собирают заявки на следующий месяц. Если вы сейчас спросите, какой план на март, у меня нет ответа, и до 25 февраля я эти цифры не получил. При таком положении вещей планировать очень сложно. 

В моем понимании, у Аграрного фонда должен быть план на март, и он сам должен занимать активную позицию по сбору этих заявок. Если же из запланированных условных 50 тыс. тонн муки собрали заявок на 40 тыс. тонн, то у коммерческого подразделения, сбыта и реализации возникает вопрос: кому продать еще 10 тыс. тонн? Вот такого подхода не было. И если в наших планах – удержать долю рынка, то нужно идти и искать новых покупателей и клиентов, работать в экспортном направлении. 

Насколько успешно и масштабно Аграрный фонд сотрудничает с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины?

Мы работаем довольно успешно и продуктивно, ведь у Аграрного фонда нет материальной базы. Мы арендуем элеваторы, хлебоприемные пункты. Это абсолютно рыночные отношения, монетизированные, при этом постоянно идет коммерческий диалог по ценам за услуги.

Вопрос ценообразования для выполнения плана тоже будете поднимать? 

Аграрный фонд выполняет две функции, одна из которых – поддержание уровня цен на социальные товары, в частности, на хлеб простых рецептур. Объем муки в этом сегменте небольшой. Но этот же сорт используется в выпечке, тортах. Поэтому муку, предназначенную для выпечки социального хлеба, нужно маркировать. Когда создадим механизм контроля, то на рынок сможем поставлять четкий объем муки и сможем держать цену.

ДВА АГРАРНЫХ ФОНДА

Сейчас в Украине есть два аграрных фонда – государственное специализированное предприятие и ПАО. Не пора ли один агрофонд упразднить?

Вопрос логичный. Он возникает у всех, включая Кабинет министров. Уже есть поручение правительства Министерству агрополитики разобраться и дать предложения по этому вопросу. Сегодня рассматриваем варианты, как оставить одну компанию, которая совмещала бы регуляторные функции с функциями поддержки аграриев и зарабатывала государству деньги и дивиденды. Задача достаточно сложная, и рубить с плеча нельзя. Пока над этим работают специалисты, и в течение нескольких недель все предложения будут поданы в Кабмин.
С ПАО рынку работать проще. Мы можем варьировать по ценам, не подчиняемся никаким нормативно-правовым актам, которым подчинено ГСПУ. При этом именно госпредприятие фигурирует в законе о поддержке сельхозпроизводителей, а чтобы изменить законодательство, нужно время. Поэтому процесс реорганизации не будет быстрым. 

Конкурс на замещение должности главы Аграрного фонда предусмотрен?

Аграрный фонд, насколько мне известно, не подпадает под конкурсную программу. Сегодня никаким контрактом и договором моя позиция тут не закреплена, ведь я пришел на должность заместителя главы, потом меня утвердили в статусе исполняющего обязанности. И если этот конкурс все-таки состоится, я буду в нем участвовать, и, возможно, если нам удастся сейчас достичь поставленных целей, у меня даже будет привилегированное право.

Собираетесь ли обновлять штат? Насколько будет радикальной ротация?

Мы надеемся провести обновление штата постепенно, не нарушая функционал компании. Планируется создание разветвленного коммерческого отдела, где будут ответственные люди по сегментам, масштабам компаний. Сейчас проводятся собеседования, и я даже могу сказать, что коммерческое направление возглавит Александр Кучеренко. Таким образом, мы обновляем команду, не нарушая режим работы компании.

В 2005 г. по инициативе Министерства агрополитики было создано Государственное бюджетное специализированное предприятие (ГБСП) Аграрный фонд, которое регулировало ценовую политику в сфере АПК. В 2013 г. было создано Публичное акционерное общество (ПАО) Аграрный фонд, к которому постепенно перешли функции ГБСП Аграрный фонд. Основные функции ПАО – регулирование рынка зерновых в Украине. Аграрный фонд проводит форвардные закупки зерновых и продажи муки с целью регулирования производства социальных сортов хлеба. 100% его акций принадлежит государству.

Залишити відповідь