Об этом пишет Deutsche Welle.
Россия несколько веков подряд отставала от остальной Европы по показателю ВВП на душу населения, и сегодня этот разрыв сохраняется, говорится в документе, опубликованном 16 марта. "Это подтверждает тезис о стабильном 50-летнем временном лаге между Россией и Западной Европой, выдвинутый бывшим премьер-министром Егором Гайдаром, – пишут авторы доклада. – Без перспективы радикальных структурных реформ, необходимых России, чтобы наверстать упущенное, это отставание в развитии сохранится в обозримом будущем".
Многие проблемы, сдерживающие экономическое развитие России, – это наследие советских и даже царских времен, говорится в докладе. В частности, речь идет о преобладании государственной собственности над частной, бюрократии и повсеместной коррупции. Напомним,
Некоммерческая деловая ассоциация TRACE International недавно заявила о создании собственного индекса измерения страновой коррупции – полезной для бизнеса альтернативы индексу восприятия коррупции Transparency International. Для России, правда, эта новость ничего хорошего не сулит: если в рейтинге Transparency она была на 127-м месте, то по версии TRACE заняла 134-е место.
В 2012 году наиболее значительная доля подконтрольных государству активов – 73% – приходилась на транспортный сектор, за которым следовали банковская и нефтяная отрасли с долей госучастия в 49% и 40-45% соответственно, говорилось в обнародованном тогда исследовании банка BNP Paribas. В газовом секторе монополистом неизменно остается "Газпром".
Такая концентрация бизнеса в руках государства препятствует здоровой конкуренции внутри страны и снижает конкурентоспособность России на международной арене, поскольку государственные или контролируемые государством компании, как правило, менее эффективны, чем частные, подчеркнули в EPRS.
В EPRS признают, что в последние годы российские власти пытались бороться с этими проблемами, упростив ряд бюрократических процедур, развернув антикоррупционную кампанию и запустив масштабную программу приватизации, призванную сократить долю участия государства в бизнесе. Однако эти инициативы не принесли значительных результатов.
Низкая эффективность реформ привела к тому, что Россия на сегодняшний день серьезно отстает от стран Западной Европы во многих отраслях, за исключением нефтегазового сектора. Так, по данным Всемирного Банка, доля промышленных товаров в российском экспорте в 2013 году составила лишь 17%, в то время как в Германии этот показатель достиг 83%, а в Польше – 77%.
По сравнению с Германией, показатель ВВП на душу населения в России в три раза меньше. Кроме того, целый ряд других факторов, включая объем расходов на научные исследования, количество зарегистрированных патентов и объем экспорта высокотехнологичной продукции, свидетельствует о том, что экономика в России менее инновационна, чем в Германии и других западных странах, резюмируют эксперты.
Для того чтобы переломить негативную тенденцию отставания российской экономики, власти должны стремиться к ее большей либерализации. Нужно, в частности, положить конец государственному контролю и протекционизму и нарастить расходы в таких важных для экономического развития сферах, как научно-исследовательская деятельность и образование, рекомендуют в EPRS.
В 2008-2012 году российские власти в лице Дмитрия Медведева предпринимали вялые попытки сделать экономику более инновационной, но все эти программы быстро свернулись, поскольку прибыльный нефтегазовый сектор обеспечивал стабильные доходы бюджета. Сейчас же ситуация кардинально поменялась. Нефть обесценилась на 60% с начала 2014 года и, по мнению аналитиков, в ближайшее время не восстановится в цене хотя бы до уровня $100 за баррель, что необходимо для бездефицитного бюджета Российской Федерации.
У нынешних властей РФ приверженность начатому курсу на модернизацию сохраняется только на словах, полагают в EPRS. Сразу после начала его третьего президентского срока в 2012 году Владимир Путин поручил правительству провести масштабную приватизацию с выходом государства из капитала компаний несырьевого сектора к 2016 году. Однако реализация этих планов продвигается медленно. Дело в том, что сегодняшняя власть представлена главным образом выходцами из силовых структур, такими, как сам Путин, объясняют в EPRS. Для них экономическое развитие страны вторично по сравнению с контролем над разными сферами жизни, включая экономику, СМИ и гражданское общество. Более того, экономическое развитие, отмечают эксперты, "приносится в жертву все более агрессивной внешней политике".
Таким образом, "при нынешнем руководстве осуществление структурных реформ кажется маловероятным", а значит в обозримом будущем России, скорее всего, не удастся преодолеть разрыв с Западом, прогнозируют аналитики EPRS. Рост цен на нефть и снятие экономических санкций, введенных за агрессию России против Украины и аннексию ее суверенной территории – АР Крым, могли бы улучшить экономические перспективы России, но это также означало бы, что у властей будет еще меньше политической воли проводить сложные экономические реформы, отмечают они.