Когда в самом конце спектакля король Эрик и его друг-прокуратор Йоран медленно, под мрачную гитарную музыку идут по мосту навстречу тёмным фигурам убитых ими людей, мурашки бегут по коже.
Эффектное окончание несколько выравнивает впечатление от второго действия, которое превращает постановку, в, пожалуй, неразборчивое перечисление королевских преступлений, большинство из которых происходит за пределами сцены.
Возможно, всё происходит слишком быстро и сидя в зале, не успеваешь осознать мрак происходящего. Я бы дал для этого немного больше временного пространства. Но – четверг. И уже довольно поздно.
При всех субъективных замечаниях к спектаклю, «Эрик XIV» в постановке Станислава Моисеева на сцене Национального театра им. Франка – несомненно, вещь очень незаурядная.
В эту субботу, 25 апреля в 19-00 должен состояться второй показ, который любителям высокого искусства пропускать крайне нежелательно. Однако зрительские амбиции должны соответствовать амбициям режиссёра.
В театральной среде драматургия Августа Стриндберга (1849-1912) считается в целом сложной для сценической реализации. И пьеса «Эрик XIV» – одна из самых трудных её вершин.
История про «шведского Ивана Грозного», правившего с 1560 по 1568 годы, полна жестоких и сентиментальных событий. Планы шведской экспансии, неудачное сватовство к королевам Англии Елизавете I и Шотландии Марии Стюарт. Любовь к простолюдинке Катарине Монсдоттер и женитьба на ней. Развивающаяся психическая болезнь и отлучение от власти с последующей смертью в ссылке.
В этом произведении не банальная судьба персонажа встретилась с талантом драматурга Стриндберга. И, что очень лестно для киевского зрителя – Станислав Моисеев также пытается соответствовать данному «тренду».
Примечательность спектакля начинается с перевода. На украинском «Эрик XIV» появился благодаря переводчику Максиму Яковлеву впервые. Художники по костюмам отказались следовать прямой исторической достоверности. Эрик расхаживает в косухе и галифе, а солдаты – в современном камуфляже. Музыкальное сопровождение – отрывки из композиций группы знаменитого американского кинорежиссёра Джима Джармуша.
Эрика играет экс-министр культуры Украины и «голос Майдана» – актёр Евгений Нищук, который заменил Остапа Ступку за полтора месяца до премьеры. Это, конечно, создаёт дополнительный подтекст для постановки.
Но через несколько минут данное обстоятельство забывается. К тому же у «Эрика» очень хорошие партнёры: сострадательно-сексуальная Татьяна Шляхова и искусный Алексей Богданович, играющий доверенного секретаря и прокуратора Йорана, доморощенного интригана, который в самом конце приходит в растерянность от реализации собственных советов.