Все реформаторы говорят о необходимости снизить налоговую нагрузку и тем самым улучшить бизнес-климат. Называются эти речи громко «налоговой реформой». Но с каждым годом эта мантра становится все более «засаленной». Проблема в том, что те же реформаторы, как только возникает вопрос «а у нас же пенсионеры/шахтеры/научные работники», сразу забывают свои благие намерения убрать «ручник» из налоговой политики – людей нужно кормить, а без привычных «тисков» наполнять бюджет тяжело.
И действительно, как-то неудобно получается: никто вроде бы не против дать бизнесу возможность дышать и развиваться (в стране популярны разговоры о стартапах, о малом и среднем бизнесе), но вот проблема: за годы популизма и патернализма народу обещана добрая половина годового ВВП, и теперь никто не спешит отказываться от «положенного».
Немного цифр. В 2014 г. расходы сводного бюджета Украины (включая Пенсионный фонд) достигли 45,6% ВВП. Но это только часть картины. Есть еще и другие, так называемые внебюджетные расходы – субсидия НАК Нафтогаз Украины, расходы на поддержку банков, возврат депозитов и т. д. Вместе с этими «невидимыми» тратами расходы бюджета в прошлом году были 54,6% ВВП. Для сравнения: почитаемый всеми Сингапур тратит через бюджет всего 16,1% ВВП (2013 г.), благополучная Швейцария – около 31,5%, вечно воюющий Израиль – 41,2%. Тратить больше 50% ВВП могут себе позволить только уже хорошо развитые экономики, такие как Дания и Франция (по 57,1%). Даже Германия не решилась на такой отъявленный социализм (44,3% ВВП).
И вот мы, бедная страна, слабая экономика, дышащий на ладан бизнес… а бюджетные щедроты на уровне «лучших европейских практик».
«Что делать?» – спросите вы. «И где выход?». Выбор у нас на самом деле небольшой. Первый вариант – продолжать так, как есть. Заламываем руки и рассказываем, как мы болеем за страну. Но при этом сохраняем прогнившие государственные институты «ради всего хорошего, что там еще осталось», продолжаем говорить людям, что государство их «защитит и спасет», начинаем истереть при любых попытках снизить расходы. Тогда через десять лет не спрашивайте меня, почему у вас опять средняя зарплата $100.
Но есть другой вариант. Целенаправленно искать пути удешевления содержания государства и стремиться к тому, чтобы в один прекрасный день весь лишний бюджетный балласт ушел в прошлое. Тогда уже и у Минфина, и у налоговой не останется никаких аргументов (кроме коррупционных) продолжать пользоваться своим «ручником».
Понятно, что это не близкая перспектива. Но главное – двигаться последовательно и без отката к популизму. Как говорится, быстро – это медленно, но без перерывов. Если мы видим, что только 30% социального бюджета достается бедным, то мы работаем над более качественным использованием этих средств (все та же адресная помощь). Если же видим сотни бесполезных ведомственных учреждений (как Академия наук во главе с 96-летним Патоном) – мы делаем тщательную ревизию и «увольняем» все, что лишнее. Если видим лишнее министерство или функцию – мы об этом говорим и требуем его убрать.
Именно этим мы планируем системно заниматься в рамках инициативы «Цена государства» и именно для этого мы создали наш бизнес-совет.
Общественный аудит работы чиновников, стимулирование спроса на реформы со стороны граждан, активизация широкой дискуссии на острые темы – это методы и инструменты decision-making современного мира. Это то, что делает Запад Западом. Теперь и у нас на вооружении. И это наш гражданский ответ на вопрос, как же, наконец, провести налоговую реформу и улучшить бизнес-климат?