ЕБРР может войти в капитал ряда украинских банков

Вот уже два года как директором украинского представительства ЕБРР является турок по национальности Шевки Аджунер. Почти 20 лет он проработал в структуре ЕБРР, причем начинал не с нижних карьерных ступеней, а сразу со старших руководящих должностей. Опытный, признанный специалист в области агросектора. По мнению некоторых экспертов, именно с приходом Шевки Аджунера ЕБРР значительно активизировал деятельность в Украине, а сам глава представительства с оптимизмом смотрит в будущее украинской экономики. Одно из первых ярких его заявлений на посту в Украине: «Мы не будем работать с бизнес-структурами, принадлежащими политикам или (пусть даже завуалировано) государственным служащим».

Какие проекты и в каких именно сферах интересны ЕБРР?

Если говорить обо всех секторах украинской экономики, в которых мы работаем, то наши приоритеты несущественно изменились за последние годы. Прежде всего – сектор энергетики, являющийся очень важным для Украины с точки зрения энергобезопасности. Тут мы финансируем проекты возобновляемой электроэнергетики, а также проекты, связанные с передачей электроэнергетики, начиная от генерирующих мощностей и заканчивая конечными потребителями. Один из крупных проектов в области энергетики – кредит в €150 млн., который мы дали НАК Нафтогаз Украины на улучшение физического состояния транспортного газопровода и газокомпрессорных станций. Сейчас обсуждается вопрос с Нафтогазом о закупках природного газа для создания резервов. Газ будет покупаться не в сезон (когда цены ниже) для создания необходимых резервов, чтобы использовать накопленное в пиковое время, когда нагрузки потребления газа и тепла больше. Один из секторов, который также важен для ЕБРР и Украины, – банковский. Здесь мы работаем по ряду направлений. Одно из них – программа содействия торговле. Еще одно – корпоративный сектор, краеугольным камнем которого является сельское хозяйство (агробизнес). Именно этот сектор – локомотив экономики Украины. Кроме аграрного бизнеса и всего, что с ним связано, ЕБРР также финансирует предприятия из общих отраслей промышленности.

ЕБРР предлагает ряд программ по энергоэффективности. Как малый и средний бизнес может участвовать в этих программах?

Для малого и среднего бизнеса средства выделяются через наши уполномоченные банки-партнеры, и украинские компании должны обращаться по всем проектам к ним. Кроме того, что мы предоставляем финансирование, мы также обучаем банки-партнеры правильно рассматривать предлагаемые проекты. Существует определенная методика, вооружившись которой они могут находить стоящие проекты и выдавать деньги конечным заемщикам.
Заемщики в основном уже идут с готовым бизнес-планом и сами определяют, что и где они будут покупать. В случае предоставления кредита муниципальному или госпредприятию вступает в силу процедура ЕБРР: открытый международный тендер, прозрачный выбор компаний и т. д. Помимо частных проектов, направленных на энергоэффективность небольших компаний, производство, мы прилагаем максимум усилий по работе над энергосбережением и энергобезопасностью в государственно-муниципальном секторе. На сегодня нами активно разрабатывается еще один проект.

Можно рассказать более детально об этом?

Это энергосбережение муниципальных зданий (школы, детсады, больницы и проч.). Подразумевается улучшение их энергобаланса, замена теплоузлов и окон, общее утепление и т. д. Частью этой новой программы являются меры по улучшению энергосберегающего положения в товариществах жильцов многоквартирных домов. В этой связи ведется очень тесная работа с украинским правительством. Надеемся, что полноценная программа будет запущена в ближайшее время. Попытки решить эту ситуацию либо улучшить ее будут иметь непосредственное влияние на ситуацию, связанную с бюджетными расходами на отопление зданий (жилых и государственных). На частном уровне товарищества жильцов многоквартирных домов, инвестируя в новые технологии утепления зданий, смогут сократить расходы за тепло, поставляемое в дома.

ЕБРР выделяет деньги строго через банки-партнеры. Кто является таковыми в Украине?

Существует ограниченное количество банков, с которыми мы работаем. Среди них – государственный Укрэксимбанк. С ним мы ведем активную работу по операциям торгового финансирования. Также Райффайзен Банк Аваль, ОТП-Банк, харьковский Мегабанк.

Какие условия для бизнеса выставляет ЕБРР для получения кредита?

Если говорить о работе с частными компаниями, то особой разницы особо нет. Это коммерческие кредиты на коммерческой основе, и они отличаются от предложений на рынке стоимостью и сроком погашения. Что касается такого крупного сегмента, как муниципальное кредитование энергосберегающих проектов, то здесь есть весьма интересные схемы, потому что существует фонд, помогающий реализовывать подобные проекты с помощью грантового финансирования.

Безвозмездно?

Значительный компонент из общей стоимости проекта может быть предоставлен на безвозмездной основе. Могу привести пример: ЕБРР выделяет €30 млн. для инфраструктуры теплоснабжения во Львове. Это кредитные средства банка в размере до €20 млн. и плюс грант в размере до €10 млн. со стороны Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и экологии (E5P). Грант, составляющий €10 млн., станет крупнейшим из всех, до сих пор предоставленных Партнерством E5P украинским муниципалитетам. Финансирование получит коммунальное предприятие Львовтеплоэнерго для модернизации и реконструкции существующей инфраструктуры централизованного теплоснабжения в городе. Реализация проекта позволит муниципалитету Львова сократить потребление природного газа на 6,9 млн. куб. м, электроэнергии – на 2900 МВт и воды – на 15,9 тыс. куб. м в год. За счет более эффективного использования топлива выбросы CO2 сократятся почти на 80 тыс. т в год.

Как вы сотрудничаете с украинскими банками?

Работаем с банками по реализации ряда программ, направленных на поддержку среднего и малого бизнеса. Еще одна форма поддержки – вхождение в капитал банка. В конце марта ЕБРР увеличил свою долю в Мегабанке. Считаем это очень важным сигналом и весомой поддержкой сильного регионального финучреждения на востоке Украины. В наших планах возможное участие в рекапитализации ряда украинских банков. Кроме кредитных ресурсов, предоставляемых нами, оказываем серьезную экспертную поддержку для функционирования таких учреждений, как Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

В планах ЕБРР рекапитализация некоторых наших банков. Какими именно вы заинтересовались?

Увы, в данный момент не представляется возможным назвать конкретные банки либо условия вхождения в капитал банков, поскольку переговоры не завершены. Тем не менее работа активно ведется. Этим ЕБРР показывает, что не просто морально поддерживает банковскую систему, а и помогает ей развиваться путем вхождения в капитал финансовых учреждений.

Что ЕБРР важно для сотрудничества?

Есть три вещи, которые для нас принципиально важны, если мы работаем с банком либо входим в его капитал. Это прозрачность банка как деловой структуры (мы должны понимать, что он собой представляет; кто владельцы банка; как осуществляется руководство структурой). Далее – структура корпоративного управления организацией (она должна быть построена исходя из лучших международных стандартов). И последнее – руководство банка должно иметь четкие рыночные принципы управления учреждением.

Каковы лимиты программ ЕБРР?

На текущий момент мы уже инвестировали более €10 млрд. в экономику Украины (с 1993 г.). Портфель (проекты, находящиеся в активной фазе) составляет €5,2 млрд. В прошлом году ЕБРР вложил в украинскую экономику €1,2 млрд. Это показывает уровень наших возможностей. Но у ЕБРР нет как такового плана инвестиций. Мы следуем за нашими клиентами: ежегодно финансируем исходя из существующего спроса. У нас есть полная готовность и ресурсы финансировать те компании, которые стремятся развиваться.   

Вы уже затрагивали в нашей беседе аграрную сферу. Назовите общую стоимость проектов АПК, на которые ЕБРР выделил деньги в 2014 г., и перспективы развития проектов по финансированию этой отрасли экономики.

В сельском хозяйстве зафиксирован серьезный объем – более €250 млн. выделено на различные проекты. Всего за прошлый год в сельхозсекторе Украины мы поддержали 12 проектов. Исходя из портфеля проектов на текущий год можно говорить, что объемы помощи и инвестиций в сектор сельского хозяйства останутся на том же уровне. И проекты, как мы ожидаем, будут не только с уже существующими клиентами ЕБРР, но и с новыми компаниями.

12 сельскохозяйственных проектов в Украине за 2014 г. – это много или мало по сравнению с другими странами, где работает ЕБРР? Какая сумма была выделена под эти проекты?

Суммарный объем инвестиций в агросектор остальных стран (у ЕБРР их 36) составил около €800 млн. Украина получила 1/3 инвестиций. Это очень много для украинских предприятий, но не для ЕБРР. Мы хотим делать больше.

С чем связано то, что ЕБРР не повышает финансовую планку в 2015 г., несмотря на экономический кризис в стране и изменения курса валют?

ЕБРР готов вложить такие же объемы, но это не означает, что цифра не может возрасти. Тем не менее не стоит забывать, что Украина лишь одна из 36 государств, где работает ЕБРР, и в остальных странах у нашего банка такой же мандат, как и в Украине. Если говорить о банке в целом, у нас есть определенный объем ресурсов, которым мы можем оперировать. Ежегодный объем бизнеса во всех странах составляет около €8-8,5 млрд. В этом контексте можно проследить, насколько важна Украина по объему бизнеса для ЕБРР. Она – одна из крупнейших стран. Если рассматривать ее с точки зрения объема портфеля, это второе по значимости государство для ЕБРР.

Как продвигается развитие и реализация Программы частного и государственного секторов экономики, в рамках новой стратегии деятельности ЕБРР в Украине?

Начнем с того, что госсектор на данный момент в Украине составляет около 35-40% нашего портфеля. В прошлом году мы возобновили работу по проектам в госсекторе, а именно с суверенными проектами (даются под гарантию бюджета Украины). Остановка финансирования была вынужденной и произошла в 2013 г. После того как мы проанализировали ситуацию с состоянием госфинансов и коррупцией, решили приостановить финансирование проектов в госсекторе. Если говорить о задачах на этот год, безусловно, часть инвестиций пойдет на проекты в госсекторе (энергетика, транспорт, инфраструктура). И баланс 60 : 40 в пользу частного сектора, наверное, сохранится.

Приостановка работы ЕБРР с госсектором связана с политической обстановкой в Украине с конца 2013 г.?

Да, это связано с теми людьми, которые занимались управлением госфинансами. Возникли трудности с реализацией проектов, которые были подписаны до известных событий в Украине. Существуют определенные правила закупки товаров и услуг ЕБРР (открытые международные тендеры и т. д.), и нам стало трудно применять их в украинских реалиях. Поскольку по существующим на тот момент проектам не было прогресса, мы приняли решение приостановить рассмотрение новых. Но прежние проекты пытались реализовывать.

Что случилось с проектами ЕБРР, утвержденными при правлении Януковича?

Это проекты долгой реализации (сроком до 15 лет), и наша процедура закупки так выстроена, что без визирования ЕБРР деньги не выделяются, то есть максимально ужесточен контроль над целевым использованием средств. Если наш банк не удовлетворен качеством закупаемых товаров и услуг, то средства не выделяются. Приведу хороший пример того, как можно делать проекты в госсекторе. В 2010 г. ЕБРР подписал крупный проект, который связывает линиями электропередач Запорожскую АЭС и такой энергонезащищенный регион, как Каховка. Его стоимость – €175 млн. В результате прозрачных процедур по правилам закупок товаров и услуг Евробанка в рамках данного проекта нам удалось сэкономить €65 млн. Указанная сумма пойдет на другой проект, предусматривающий строительство подстанции в Киевской области. Соответствующие бумаги подписаны в конце марта министром финансов Н. Яресько.

Помимо секторов, о которых мы уже говорили, ЕБРР занимается и проектами в сфере фармбизнеса. Какие из них наиболее удачные?

Из клиентов в фармацевтическом секторе, с которыми мы работаем, хочется выделить компанию Фармак. У нас давние хорошие отношения. Но это один из тех секторов, где уже существует очень высокий уровень профессиональной экспертизы. То есть технически украинские компании прекрасно оснащены.

Сколько фармацевтических предприятий в год финансирует ЕБРР?

Исторически (за 20 лет) не так уж много, учитывая специфику сектора как одного из самых закрытых в украинской экономике. Мы профинансировали по три производственных и дистрибьюторских компании (аптечные сети). Но наши планы на этом не заканчиваются, потому что сектор интересный и важный.

Что составляет предмет гордости работы ЕБРР в Украине по завершенным и текущим проектам в разных отраслях?

В прошлом году мы подписали интересный проект с местной стивидорной компанией Бруклин-Киев и зерноторговой компанией Louis Dreyfus стоимостью $60 млн. Это строительство терминала в Одесском морпорту. Начали отношения с группой агропромкомпаний Кернел и помогли им привлечь крупный синдицированный кредит. С нашей стороны мы выделили $50 млн. В сфере животноводства отмечу хороший проект с датскими технологиями компании Нива Переяславщины. И этот список можно продолжать.

Досье

Родился 01.11.1955 г. в Стамбуле (Турция).

Образование: 1976 г. – бакалавр наук в сфере управления, Босфорский университет (Стамбул); 1977 г. – окончил Стокгольмский университет (специальность – экономика и финансы); 1982 г. – магистр делового администрирования, Университет Конкордия, Монреаль (Канада).

Карьера: работал в Центробанке Турецкой Республики, банке Монреаля, Королевском банке Канады (крупнейшем канадском банке). С 1996 г. – в структуре ЕБРР; 1996-2000 гг. – старший менеджер по оценке трансакций (отдел управления кредитными рисками); 2000-2008 гг. – замдиректора и менеджер портфеля проектов (отдел агробизнеса); 2009-2013 гг. – заместитель директора ЕБРР в Турции; с 13 апреля 2013 г. – директор ЕБРР в Украине.

Семейное положение: женат, есть дочь.

Увлечения: болельщик футбольных и других спортивных мероприятий, любит играть в карты.

Залишити відповідь