Россияне не ждут ничего хорошего, – исследование

Чтобы сэкономить, российские потребители сокращают расходы на развлечения вне дома (55% опрошенных), одежду (50%), переключаются на более дешевые бренды продуктов питания (48%) и алкоголя (30%), а также сокращают затраты на связь (21%), экономят на сигаретах (17%).

В I квартале все три показателя, на основе которых рассчитывается индекс, продолжили ухудшаться. 74% респондентов отметили, что не ждут положительных изменений в отношении собственной занятости в ближайшем году (в IV квартале 2014 года таких было 66%). 60% российских потребителей полагают, что их финансовое состояние в ближайшие полгода будет не очень хорошим или плохим (плюс 4 п.п. к показателю за IV квартал). Практически каждый пятый россиянин (18%) в I квартале заявил, что не имеет свободных денежных средств, что стало худшим показателем за всю историю исследования.

Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро.

"В отличие от кризиса 2009 года, когда потребительские настроения обвалились сразу и намного, в текущую кризисную ситуацию россияне входили постепенно: россияне до III квартала 2014 года верили, что угрозы их благосостоянию нет, – это отражалось в неожиданно уверенном росте индекса. Сегодня же потребительские настроения на историческом минимуме: осторожность, внимательность, повышенные требования к качеству товара и его цене – вот что характеризует сегодняшнего российского потребителя", – добавила она.

Залишити відповідь