История Preply началась в 2011 году, когда его основатели Кирилл Бигай и Дмитрий Волошин создали сервис FindGuru для поиска образовательных курсов и всевозможных секций по Украине. На инициативу обратил внимание бизнес-инкубатор EastLabs и предоставил первые инвестиции на развитие идеи. Однако уже после первых исследований команда проекта пришла к выводу, что выбранная ими бизнес-модель достаточно сложна и тяжело масштабирована.
Команда решила сфокусироваться на более конкретном сегменте и выбрала сферу онлайн репетиторства – подготовка к SAT и ACT тестам в США. Так появился Preply. В 2012 году сервис запустился на американском рынке, однако из-за большой конкуренции и дорогостоящего продвижения сервис решил запустить новый продукт на украинском рынке. Сейчас сервис представляет площадку для подбора локальных и онлайн-репетиторов.
Финансирование проекта происходит по привычной для стартапов схеме через раунды инвестирования. Изначально, развиваясь на базе бизнес-акселератора EastLabs, FindGuru получил инвестиции в размере $20 тыс. для развития и тестирования идеи. С момента запуска стартапа и по сей день проект привлек один раунд финансирования на $175 тыс. – тот бюджет, с которым Preply начинал в США и продолжает работать на постсоветских рынках.
Достичь такого уровня развития, на котором проект выйдет на самоокупаемость – глобальная задача Preply, для выполнения которой основная часть прибыли уходит на маркетинг и продвижение проекта.
Весной 2013 года Preply запустился на украинском рынке в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Львове и Донецке. Сегодня функционирование сервиса на востоке страны ограничено, большинство репетиторов выехало с Донецка, но вскоре администрация Preply помогла найти им клиентов в тех городах, куда они переехали.
За два года работы сервис расширился и сфокусировал свое внимание на других рынках СНГ – России, Беларуси и Казахстана.
Среди особенностей рынка постсоветского пространства – относительно низкая стоимость маркетинга (в среднем в 10 раз дешевле, чем в Штатах). Например, для того чтобы выйти на самоокупаемость на украинском рынке, необходимо потратить около $100 тыс. в год, когда в Америке это будет стоить $2 млн.
Что касается конкуренции – она большая, отмечают специалисты компании. Еще до запуска сервиса, исследовав рынок и подобные предложения, команда проекта приняла решение представить аудитории новый подход, при котором клиент напрямую связывается с репетитором без посредников. Таким образом, на рынке СНГ Preply первый предложил самостоятельное общение между учеником и репетитором. Основной задачей Preply остается обеспечить заказчика качественным и комфортным сервисом. Сейчас уровень культуры образования в постсоветских странах не настолько высок, как на Западе, однако он развивается, набирая все большие обороты. Об этом свидетельствуют количество запросов в Preply (около 200 тыс. ежемесячно) и широкая база репетиторов – более 6 тыс. преподавателей.
В январе 2015 Preply стартовал в Польше. Только за первый месяц работы удалось пополнить мировую базу репетиторов 50 преподавателями с Польши. Этот факт говорит о высоком уровне культуры изучения иностранных языков. На сегодняшний день польский рынок уже приносит около 5% от всего суммарного дохода проекта на всех представленных рынках. Но в потенциале может приносить до 40% дохода из-за колоссального платежеспособного потенциал населения. При чем клиент здесь в отличие от стран СНГ сосредоточен более равномерно по всем городам страны, будь это крупный миллионник, или мелкий провинциальный город. Поэтому внимание стоит фокусировать на всех городах. Говоря о европейском потребителе, то он, в отличие от представителей рынка СНГ, очень ответственно относится к своим данным в сети, поэтому приходится спрашивать разрешения на использование данных cookies. Еще одним отличием европейского рынка является высокая популярность интернет-банкинга, с помощью которого большая часть клиентов оплачивает занятия.
Украина | Россия | Беларусь | Казахстан | Польша | |
Год старта | 2013 | 2013 | 2013 | 2013 | 2015 |
Кол-во репетиторов | 3000 | 2000 | 500 | 400 | 400 |
Кол-во учеников | 20000 | ||||
Портрет клиента | 25-35 лет, молодой профессионал или путешественник | ||||
Конкуренты | Ваш репетитор | E-korepetycje.net | |||
Затраты на маркетинг (грн) | 20000 | 20000 | 5000 | 5000 | 30000 |
Затраты на персонал (грн) | 100000 | ||||
Способы рекламы | Public Relations, Social Media, Content Marketing, Search Engines, Viral marketing | ||||
Планы | Расширение на другие предметы и занятие лидирующих позиций |
В 2015 году стартап намерен освоить новые рынки – Германию, Испанию и Португалию.
«Запуск в этих странах позволит в перспективе привлечь новую аудиторию испано-, португало- и немецкоговорящих учеников. Такой масштаб дает нам новые возможности. Например, рынки Германии, Австрии и Швейцарии сами по себе достаточно велики, и средний чек на них даже выше, чем в США. Рынки Южной Америки – это около 400 млн. жителей, чьи доходы постоянно растут. Не зря Бразилия входит в число самых быстрорастущих рынков и организацию БРИК. Добавив Испанию и Мексику, мы получаем охват порядка 600 млн человек» – считает сооснователь сервиса Кирилл Бигай.