Указанный закон был ожидаемым в бизнес-среде: не по причине прогрессивности его норм, а учитывая сложности исполнения ранее установленных законодательных инициатив. Многие юридические лица попросту не успевали предоставить сведения о бенефициарных собственниках государственному регистратору в срок до 25 мая 2015 года. Другие компании не могли подать сведения вследствие отсутствия бенефициарных собственников (контролеров) и невозможности указать на соответствующие обстоятельства в Форме №4.
Указазные выше предприятия, скорее всего, должны быть довольны принятием закона, так как законодатель продлил сроки предоставления информации до 25 сентября 2015 года, а также установил возможность сообщить об отсутствии у юридичского лица бенефициарных собственников (контролеров).
Информация о конечном бенефициарном собственнике теперь не включается в регистрационную карточку относительно религиозных организаций. Вместе с тем, жилищно-строительные кооперативы, общественные организации, ассоциации, объединения совладельцев многоквартирного дома, по-прежнему, обязаны найти в своих рядах лиц, оказывающих «существенное влияние». На фоне заинтересованности законодателя определить истинного контролера ЖЕКа и ОСМД, вызывает недоумение отсутствие интереса узнать о бенефициарах корпоративных государственных и коммунальных предприятий. О существовании таких лиц можно судить хотя бы потому, что совсем недавно законодатель дважды вносил изменения в закон о хозяйственных обществах с целью недопущения блокирования созывов общего собрания акционеров, а также выплаты государственным предприятием дивидендов государству.
В интересной ситуации оказались предприятия, которые успели предоставить государственному регистратору необходимые сведения. Как оказалось, в свободном для доступа реестре теперь размещены сведения о месте проживания бенефициаров юридических лиц. «Изюминка» ожидает те юридические лица, в которых учасниками и одновременно бенефициарами являются физические лица, сведения о которых уже расскрыты, но согласно вступившего в силу закона, вносить эти сведения уже не нужно. Предприятия желающие «скрыть» место регистрации своих участников-физических лиц (бенефициаров) смогут, скорее всего, «вернуться в очередь» к государственному регистратору и исключить из реестра соответствующие данные.
Лица, которые спешат заявить об отсутствии конечных бенефициарных собственников (контролеров), будут вынуждены дождаться изменений Приказа Минюста №3178/5 от 14.10.2011 года, которым утверждена действующая Форма №4.
Принятие законов о конечных бенефициарных собственниках юридических лиц (Законы от 14.10.2014 г., 07.02.2015 г., 21.05.2015 г.) свидетельствуют о желании государства навести порядок в этой сфере. Среди видимых последствий такого реформирования следует отметить огромные очереди к государственным регистраторам и, как следствие, повышение корупционных рисков. Будут ли положительные результаты этих законодательных инициатив, прежде всего в борьбе с коррупцией, покажет время.