Stand-up!

Точную дату появления стендапа не сообщит никакая энциклопедия. Англичане вспоминают о своей традиции XIX века – всякий, кому доставало смелости, мог, взгромоздившись на ящик
из-под пива, сказать что вздумается в Гайд-парке. Однако его современная форма появилась в прошлом веке в США в 60-е.
Собирались комики в маленьких клубах и выступали перед посетителями каждый вечер. Таким был, например, клуб The Improv («Импровизация»), основанный актером и продюсером Бадом Фридманом в 1963 году. Еще одно знаменитое стендап-заведение – клуб Catch a Rising Star («Поймай восходящую звезду», открытый в 1972-м.
Выглядело это все довольно просто. Выходил на сцену человек, становился перед микрофоном
и начинал рассказывать какие то смешные ироничные вещи, как правило, из своего личного 
опыта. К 80-м жанр достиг расцвета на Западе, и стендап стал одной из форм обсуждения острых общественных проблем (вспомните легендарного Джорджа Карлина).
В СССР тоже была своя форма стендапа, великие мастера которого вроде Михаила Жванецкого все еще активно выступают. Однако этот жанр в нашей стране определенно требует перезагрузки. Этим решил заняться несколько лет назад радиоведущий и продюсер Андрей Шабанов. В феврале его стараниями была проведена 1-я Киевская международная неделя стендап-комедии. Как все было и зачем он это делает, Андрей рассказал Companion.

Досье:
Андрей Шабанов
Телерадиоведущий, генеральный продюсер «Просто Ради.О», продюсер «Стэндап-Шоу»
Родился в Одессе 21 марта 1976 года. Окончил Одесский государственный экономический университет. В 1994 году пришел работать на «Просто ради.О».
После учебы в «Ohio & Illinois Center for Broadcasting» (Огайо и Иллинойс медиа-школа, США) в 2004 году стал генеральным продюсером «Просто Ради.О».
Ведущий и участник телепроектов: «Подъем», «Пираньи», «Проект Перфект», «Проект Любовь», «Абзац» и многих других (Новый Канал). В 2014 году вел «Стендап-Шоу» на Новом канале.

Место силы. Идея провести Киевскую международную неделю стендап-комедии принадлежит мне и это долгая история. Будучи в Нью-Йорке несколько лет назад, я попал в Comedy Cellar. Это такой маленький клуб человек на 100, но это один из самых старых известных комедийных клубов (комедийный клуб на Манхеттене, открыт в 1982 году, по версии New York Post много лет остается лучшим стендап-клубом Нью-Йорка – ред.). Тогда я посмотрел на вечеринку и «вдохновился». В то время я как раз искал какой-нибудь новый телевизионный проект, который мог бы показать меня зрителю с новой стороны.
О специфике жанра. Понимаете, стендап – это очень сложный жанр, не самый популярный. Ты один на сцене, и тебя надо слушать. Ловить каждое слово. Если зритель болтает, всех отвлекает вокруг, ему станет скучно. Потому что комик может подводить к шутке в течение минуты или двух, а потом пошутить, и если он самое главное слово не услышал, ему уже будет не смешно. Помимо этого стендап специфическая история, для которой очень важна синергия зала.
О фестивале. Я нахожусь в состоянии эйфории, потому что не ожидал таких результатов. Каждый день был по-своему интересным. В среду выступал у нас Дилан Моран. В четверг работали Игорь Меерсон, Антон Борисов, последнего я, кстати, считаю гением импровизации, в пятницу был Илья Аксельрот из Израиля, чье выступление строится, собственно, вокруг Израиля и всяких стереотипов его окружающих. В последний день на сцене были молодые украинские и белорусские комики. Понятно, что каждый стендап-комик шутит соответственно своему возрасту.
Мы беспокоились: будет ли смешно это залу, где собралось много очень взрослых людей? Но все получилось.
О Дилане Моране. Да, это было грандиозное выступление. Вообще надо учитывать, что он выступал на английском языке, и было неизвестно, найдется ли такое количество зрителей, которые, во-первых, знают этого комика, а во-вторых, хорошо понимают английскую речь. Но билеты были проданы сразу, и зал его отлично принимал.
О табу в стендапе. Табу у каждого комика свое. Это личная тема. Дилан Моран встретился с украинскими комиками в неформальной обстановке. Дилана спрашивали о цензуре: «Есть ли какие-то вещи, о которых Вы не шутите?». Он отвечал: «Нет, я шучу обо всем, о чем мне хочется пошутить». Стендап-комик может шутить о смерти или религии, если его лично это беспокоит. Стендап-комик – бесстрашный человек. Он ходит по краю, и его это очень заводит. Если он не будет выступать на грани – не будет куража, а выступление без куража выглядит уныло.
Комики провоцируют зал какими-то темами. Я хоть и толерантен, но иногда отказываю ребятам в некоторых «черных» монологах, не могу выпустить это на сцену и все. Есть так называемый «черный стендап», но у нас в проектах «Стендап-Шоу» и «Большой Украинский Стендап» такие комики не выступают. 
Об особенностях украинского стендапа. На Западе стендап более зрелый, он сегментирован
на разные подвиды. Для Украины, как и для любой другой страны постсоветского пространства, это молодой жанр, поэтому, почти все комики молодые. У нас нет таких, как Джордж Карлин (George Carlin, американский стендап-комик, актер, писатель, сценарист – ред.). Он выступал до последнего дня своей жизни, до 71 года. У него был не столько развлекательный стендап, сколько философский. Его выступления не состояли из вереницы анекдотов. Он говорил о политике, о деньгах, о Боге, о семье. И мысли у него были глубокие. На отечественной сцене так делает только Михаил Жванецкий. Но он читает с листа, а Джордж Карлин поднимался на сцену и просто говорил, говорил так, как будто ему это только что пришло в голову. Есть разница в подаче между
ними, безусловно, но в принципе то, что делает Михаил Жванецкий – это и есть стендап.
О перспективах. На Дилана Морана шли как на Дилана Морана, а не как на проект «Киевская международная неделя стендап-комедии». Как только у нас в стендапе появятся известные
имена, на них тоже будут ходить. Сейчас наших стендап-комиков можно пересчитать по пальцам:
Андрей Колмачевский, Максим Коновал, Наташа Гарипова. Пока они выступают один раз в месяц
в Caribbean Club. Но моя конечная цель сделать так, чтобы в Киеве можно было 6 дней в неделю ходить на качественный юмор и платить за билет небольшие деньги. Для этого должно быть больше клубов и комиков. В Москве в прошлом году открыли стендап-клуб, который так и называется – STAND UP club no 1. Клуб рассчитан на 450 человек и работает ежедневно. Там все продумано, чтобы стендаперам было удобно в нем выступать. В Нью-Йорке более 100 комедийных клубов, в Лондоне и того больше. Есть к чему стремиться.

Беседовала Ольга Александрова

 

Залишити відповідь