ТЕАТР Что будет, когда женщины заменят мужчин на их рабочих местах – вопрос, на который отвечают в премьерном спектакле Театра на Подоле «Фараоны». То, на чем сделали свою карьеру Верка Сердючка, Шифрин и др., изначально придумал незаслуженно забытый украинский драматург Олекса Коломиец, а именно – классическую перверзию, когда мужчины меняются с женщинами местами. Это происходит в его пьесе «Фараоны», ставящейся в Театре на Подоле. «В 60-х годах прошедшего века в Киеве, – рассказывает режиссер спектакля Виталий Малахов, – не было ни одного театра, который бы не поставил «Фараонов». Инсценировка его в начале века нынешнего – это попытка возобновить классический украинский драматический музыкальный театр.» «Фараоны» – очень смешная, почти фарсовая комедия. Но она балансирует на грани гротеска, а поэтому и очень опасна для постановщика, поскольку каждую секунду рискует впасть в безвкусицу. Место действия спектакля – обычное село в период советской власти, где все руководящие посты заняты исключительно мужчинами. Но после одной бурной ночи с песнями и большим количеством самогона проснувшиеся мужики обнаруживают, что теперь всем заправляют женщины и ведут они себя точно так же, как мужчины. «При том, что это комедия, «Фараоны», – говорит Малахов, – написаны с удивительным романтическим отношением к селу, что напрочь утрачено в современной драматургии.» То есть это попытка вернуть былую любовь и приблизить человека к земле, от которой он, урбанизированный, оторвался. Малахов хочет эстетизировать то, что в период советской власти старательно и целенаправленно клеймилось в сознании масс как культура второго сорта. Но никакого морализаторства в пьесе, конечно, не будет, ведь она полна юмора, причем всегда востребованного зрителем. Спрос на улыбку и смех, несомненно, удовлетворит не только потешная главная интрига пьесы, но и огромное количество всевозможных комедийных моментов, имеющих бытовую основу, а потому понятных и тепло принимаемых всеми. Премьера состоится 30 июня. |
КОНЦЕРТЫ Первый альтист мира Юрий Башмет привозит в Киев программу, которая призвана продемонстрировать все возможности альта. Она называется «Классика и джаз», т. к. музыкант ставит джаз в один ряд с классической музыкой. Башмет первый музыкант в мире, который доказал, что альт из оркестрового инструмента может перейти в разряд сольных. Впервые в мировой исполнительской практике он дал сольные альтовые концерты в таких престижных залах мира, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Ла Скала (Милан), Большой зал консерватории (Москва). Звучание инструмента у Башмета удивительно многообразно – в нем и виртуозный блеск скрипки, и задушевность виолы, и глубокая выразительность виолончели. Практически весь классический альтовый репертуар освоен музыкантом: в его программах звучат Бах и Гендель, Шуберт и Брамс, Шостакович и Стравинский, Ш. Берно и М. Маре. В 1985 г. Юрий Башмет, «заболев» дирижированием, создал ансамбль «Солисты Москвы», с которым по сей день ездит по всем континентам. Он также занимался педагогической деятельностью, учредив «Экспериментальную кафедру альта» в Московской консерватории, профессором которой является. Способствуя возрастанию престижа инструмента, Башмет участвует в жюри конкурсов альтистов в Мюнхене, Париже, является президентом конкурса в Великобритании, основал Международный конкурс альтистов в Москве. Ко всей этой разнообразной деятельности Юрий Башмет еще создал передачу «Вокзал мечты» на российском телеканале «Культура». При этом он утверждает, что ничего не успевает. Слава его по истине мировая: лауреат Госпремии СССР (1986), премии Award (1993) «Лучшему музыканту-инструменталисту года», госпремий России (1994, 1996) и многих других престижных наград. Ему уже посвятили более 40 произведений такие композиторы, как Гия Канчели, Арво Пярт, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и др. Состоится концерт 21 июня в Национальной филармонии Украины. |
КОНЦЕРТЫ От романтизма до джазовых стандартов – таков диапазон новой концертной программы лауреата международных конкурсов, солистки органного зала Марии Липинской «Вечер романса». Надо отдать должное молодой певице: каждая ее программа – не просто перечень новых фамилий композиторов и их произведений. Любое выступление Марии – поиски своего, едва не каждый раз нового «я» сквозь призму богатейших россыпей классической музыкальной культуры. Подтверждение этому – ближайший концерт. В нем она смело объединила камерные, почти интимные откровения западноевропейских романтиков (Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Массне), утонченную импрессионистскую звукопись К. Дебюсси и эталонные джазовые стандарты, к исходу ХХ века ставшие классикой мировой музыкальной культуры (в частности, известнейшие мелодии Д. Гершвина, Д. Мендела и Э. Гарнера). А между этими двумя полюсами – славянская любовная лирика: пронзительно-нежные, щемящие русские старинные романсы, совершенные классические миниатюры М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, лучшие страницы отечественной камерной музыки. Среди них чудный «Триптих» В. Филиппенко на стихи А. Ахматовой. Несколько лет тому назад Мария, выступая на международном конкурсе вокалистов «Янтарный соловей», в свою программу включила и это сочинение. Музыка нашего соотечественника и на российскую публику, и на членов жюри произвела ошеломляющее впечатление, а Мария, безусловно, абсолютно заслуженно получила звание лауреата. Если же уточнить, что малоизвестные, как говорят, «не запетые» сочинения составляют большую часть программы Марии Липинской, а еще напомнить, что певица обладает голосом редкой красоты и выразительности – обворожительным, филигранно отшлифованным, глубоким меццо-сопрано – становится очевидным, что ее «Вечер романса» – настоящее украшение концертной жизни столицы. В нем принимает участие Лиана Косович (фортепиано). Концерт состоится 26 июня в Национальном доме органной и камерной музыки Украины. |
КОНЦЕРТЫ Премьера жемчужины российской музыкальной культуры оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки состоится в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины. «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок… Берегите его! Он цветок нежный и цветет один раз в столетие», – написал вскоре после премьеры оперы современник композитора известный музыкальный критик В. Одоевский. Справедливость его слов подтвердила сама жизнь: более полутора столетий «Руслан и Людмила» неизменно украшает сцены большинства российских музыкальных театров, а множество фрагментов оперы – Увертюра, Марш Черномора, Восточные танцы, ария Руслана, каватина Людмилы – приобрели широкую популярность и часто исполняются как концертные номера. Вот как описывает рождение замысла создания оперы на пушкинский сюжет сам композитор: «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский (А. Шаховский – драматург, автор множества водевилей и комедий, современник А. Пушкина и М. Глинки. – Прим. авт.). На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Увы, начав работу над этим монументальным сочинением в 1837 году, не имея готового либретто, М. Глинка вынужден был обращаться за помощью к пушкинскому окружению – В. Ширкову, Н. Кукольнику, М. Гедеонову. В итоге опера в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальную юношескую поэму А. Пушкина, не лишенную определенной авторской иронии и шутливого отношения к приключениям героев, М. Глинка перевел в иной стилистический пласт. Сохранив сказочный сюжет, «волшебную» атмосферу действа, композитор создал героическое сочинение, исполненное эпического размаха и широких жизненных обобщений. В масштабной филармонической постановке этого грандиозного произведения принимает участие целый ряд коллективов: симфонический оркестр филармонии, Национальная академическая хоровая капелла «Думка», Президентский оркестр Вооруженных Сил Украины. В сольных партиях выступают заслуженная артистка Украины Ольга Нагорная (Людмила), заслуженный артист Украины Виктор Митяшин (Руслан), заслуженный артист Украины Тарас Штонда (Фарлаф), заслуженная артистка Украины Анжелина Швачка (Ратмир). Режиссер-постановщик – народный артист Украины, профессор Владимир Лукашев, дирижер и музыкальный руководитель спектакля – заслуженный деятель искусств Украины Николай Дядюра. Премьера состоится 26 июня при поддержке Фонда содействия развитию искусств. |
КОНЦЕРТЫ Живая легенда рок-музыки, английский певец и композитор Джо Коккер уже более 30 лет покоряет своим талантом три поколения слушателей во всем мире. О его пении говорили, что он поет, как знаменитый негр Рэй Чарльз – и в этом есть доля правды. Поэтому его называют наиболее значительным белым блюз/соул-певцом. Но его стиль более свободен от стереотипов, а голос ниже, мощнее и шире. В вокале Чарльза больше музыкального остроумия, а у Коккера – больше убежденности. Концерт, который Джо Коккер привозит в Киев, является составной частью мирового промо-тура нового альбома «Уважай себя. Джо Коккер» (Respect my Self. Joe Cocker), который был выпущен совсем недавно – 16 мая сего года. В Киев Коккер едет со своим постоянным штатом: семь музыкантов, двенадцать техников, один повар и полная фура аппаратуры, которую будут устанавливать и налаживать во Дворце «Украина» целые сутки. В любой город мира певец приезжает за 1-2 дня до концерта, поэтому киевляне увидят и услышат его музыку по-настоящему, так же, как европейцы или американцы. Шумная слава пришла к Коккеру после выхода пластинки «Друзья помогли» (With a Little Help of My Friends) (1968). Участникам группы «Битлз» настолько понравилась его версия их знаменитой композиции, что они написали специально для него две песни: Пол Маккартни – шутливую «Она вошла через окно ванной» (She Came In Through the Bathroom Window), а Дж. Харрисон – балладу «Что-то» (Something). В 1969 г. его ждал первый успех за океаном. На знаменитом рок-фестивале в Вудстоке английский певец поразил зрителей экспрессивным надтреснутым голосом и странной манерой держаться на сцене, которую называли «ветряной мельницей в эпилептическом припадке». Он размахивает руками, будто крыльями, объясняя это тем, что «большинство людей чувствуют ритм ногами, а я – руками». Дальше пошла серия выпусков альбомов, которые не оставляли никого равнодушными – ни слушателей, ни музыкальных критиков, и становились лидерами продаж. Пережив очень драматические пики в своей жизни, связанные с алкоголем и наркотиками, Джо Коккер в 1982 г. выпускает альбом «Шеффилдская сталь» (Sheffield Steel), снова вернувшись к афро-американской рок-музыке и стилю ритм-энд-блюз. Этот альбом ознаменовал новый взлет в карьере певца, и Джо Коккер наконец обрел прочный статус легендарного музыканта, что и продолжается по сей день. Концерт состоится 21 июня во Дворце «Украина». |
КИНО Комедия о ЦРУ «Плохая компания» 20 июня выходит в кинопрокат Украины. Этот фильм полон неожиданностей. По жанру «Плохая компания» – комедия с элементами боевика, что интригует, ведь все другие девять фильмов с таким названием, снятых начиная с 1925 года, были вестернами или просто боевиками. Съемки проходили не только в США, но и в Чехии, что придало фильму некоторый эстетический шарм. Одну из ведущих ролей в «Плохой компании» играет «оскаровский» лауреат, английский актер, в последние годы прославляющий американский кинематограф, сэр Энтони Хопкинс, который до этого в комедиях практически не играл. Но что более важно, делать этот фильм взялся один из самых больших продюсеров в мире Джери Брукхаймер. Он рассказывает: «Мы просмотрели бесчисленное множество «хороших идей» в течение нескольких лет. Но для того, чтобы претворить хорошую идею в рабочий интересный сценарий, требуется время и внимание к деталям, особенно, когда речь идет о комедии». В связи с этим сценарий улучшался более 10 лет. И в конце концов он дошел до той кондиции, когда продюсеры готовы были вложить в него более $50 млн. В немалой степени на инвесторов произвела впечатление фигура режиссера, давшего согласие снимать фильм, – Джоэля Шумахера, прославившегося такими блокбастерами, как «Бэтмен навсегда», «Умереть молодым» и «Клиент». В самом же фильме на первом месте стоит Хопкинс. Его герой – старый волк разведывательной работы в ЦРУ. Задача Оукса – за 9 дней «воспитать» из бывшего панка Джейка агента, которому предстоит вместо своего погибшего брата-близнеца вести переговоры с контрабандистами, торгующими ядерным оружием… |
КИНО Стратегии банков четко, красноречиво и популярно демонстрируются в австралийском фильме «Банк». На примере одного банка, условно названного «ЦентаБанк», в картине рассказывается о стратегиях, бирже, брокерах, процентах и многом другом. По фильму идея бизнеса достаточно проста: компания должна расти. Это правило напрямую относится и к банковским структурам. Наряду с тем, как функционируют системы привлечения денег от населения, в фильме показаны и другие схемы, неизвестные в широких кругах, а именно махинации на бирже, с кредитами и в судах. Банк использует любые способы, чтобы заработать, ибо если в прошлом году прибыль составила 16%, а в этом – 8%, то это провал. Хороши любые способы, и риск оправдан. В фильме все показано четко, с азартом и интригой. Он увлекает своей динамичностью, с одной стороны, и информативностью – с другой. Но, как ни странно, в картине главное не стратегии движения вперед, о чем говорится все полтора часа, а идеи, поданные в самом конце – холодный ум без азарта, расчет, понимание ответственности за свои действия и совесть. Чрезмерное желание роста без учета последствий – губительно и недальновидно, в чем убеждает крах главного героя фильма – банка, который в своих стремлениях дошел до той точки, когда стал «врагом государства номер один» и разорился. Фильм метафорически утверждает: бизнес успешен и надежен, когда присутствует честность и откровенность. И пафоса в этом нет. «Банк» получил призы этого года Австралийской киноакадемии за сценарий и Портлендского Международного кинофестиваля – за лучший фильм. |
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ Регата крейсерских яхт по Азовскому морю стартует 5 июля в Мариуполе. Международные соревнования крейсерских яхт открытый «Кубок Азовского моря» пройдут в 2002 году уже 17-й раз. В этом году они посвящены Дню металлурга, а традиционно их целями является популяризация парусного спорта, объединение яхтсменов побережья Азовского моря и повышение уровня подготовки экипажей крейсерских яхт. За все время проведения соревнований внимание к ним существенно увеличилось, о чем говорит количество участников, выросшее с 20 до 97 яхт. Важным обстоятельством в популярности регаты служит ее профессиональное проведение, уровень которого соответствует мировым нормам – национальным правилам, кодексам и гоночным инструкциям. Маршрут регаты проходит в территориальных водах Украины – по Азовскому морю. Стартуют участники с лучшего яхтенного порта Азовского побережья яхт-клуба ММК им. Ильича, а сама регата пройдет с 6 по 20 июля. Путь яхт лежит из Мариуполя на Бердянск, потом Бердянск – Обиточная коса, Обиточная коса – мыс Казантип, мыс Казантип – Бердянск, Бердянск – Мариуполь. Общая протяженность маршрута составляет 400 миль. Трасса не сплошная, и по правилам регаты, что, кстати, соответствует чемпионату мира, будут промежуточные старты. Всего запланировано 7 гонок, из которых первая (6 июля) и шестая (16 июля) проходят по олимпийским дистанциям 10-15 и 5-10 миль соответственно. Протяженность других гонок разная – от 30 до 100 миль. Соревнования считаются проведенными, если состоится минимум четыре гонки, из которых две – крейсерские. 20 июля в Мариуполе пройдет торжественное закрытие регаты, подведение итогов и вручение призов победителям. Регата проводится Мариупольским горспорткомитетом совместно с «Парусной федерацией Донецкой области». |