Живая легенда национальной культуры Татьяна Яблонская представляет выставку живописи «Времена года».

ВЫСТАВКИ

Живая легенда национальной культуры Татьяна Яблонская представляет выставку живописи «Времена года».

Одна из самых титулованных художников бывшего Советского Союза, чьи работы стали украшением коллекций множества крупнейших российских, отечественных и западных музеев, вновь подтверждает старую истину: подлинный талант востребован и интересен во все времена.

В экспозиции представлено 140 полотен, созданных Яблонской преимущественно в 1996-98 годах. И главное, чем поражает, удивляет и восхищает выставка, это умением художницы (на девятом десятке лет!) найти совершенно новую и в то же время абсолютно органичную манеру письма. Сейчас ее работы – преимущественно камерного звучания – в своем большинстве импрессионистические пейзажи. Но сколько в них теплоты, истинного глубокого чувства восхищения нетленной красотой окружающего нас мира. Пожалуй, так дано писать лишь великому Мастеру, познавшему все скорби земного бытия и сумевшему после всех испытаний открыть первозданную красоту с тем, чтобы, запечатлев ее в совершенных художественных формах, подарить своему и грядущим поколениям. Абсолютно ничего искусственного, ничего надуманного – работы Татьяны Яблонской естественны и вечны, как улыбка ребенка и первый луч восходящего солнца.

«Чувствовать, любить бесконечные изменения в природе, возвращать по мере сил людям эти прекрасные, нередко забытые ощущения – бывает ли более благородная миссия у художника? – говорит сама Татьяна Яблонская. – Делать это непосредственно, с полным доверием к самому себе, пытаться выразить свое восхищение максимально искренно, трепетно, но и профессионально. Абсолютно не заботиться о «самовыражении», не искать в художественных средствах чего-то доселе невиданного. Просто самозабвенно работать, отдавшись вдохновению. Тогда придет и новая – неожиданная и одновременно простая – форма, и неизбежно появится отклик в душе чуткого зрителя.»

Пожалуй, это высказывание Татьяны Яблонской можно рассматривать как своеобразное художественное кредо, дающее ключ к пониманию нового периода ее творчества.

Выставка «Времена года», посвященная 85-летию со дня рождения Татьяны Яблонской, проходит в Национальном художественном музее Украины (г. Киев, ул. М. Грушевского, 6) и продлится до 25 мая.

ВЫСТАВКИ

Оригинальная пасхальная экспозиция «Духовность в искусстве и живописи в русле концепции Кандинского» развернута в выставочном пространстве Французского культурного центра.

На ней представлено свыше шестидесяти работ французских мастеров, которые предложили современную интерпретацию древнейшего и к тому же исконно украинского жанра народно-декоративного прикладного искусства – писанки. Широчайший жанровый диапазон (кроме традиционных писанок, демонстрируется живопись и художественная фотография, скульптуры и компьютерная графика, «вытынанки», объекты, инсталляции, изделия из глины, керамики, дерева) тем не менее рождает ощущение эстетической гармонии, ибо он объединен общей исходной идеей: все эти работы появились на свет как некая художественная аллюзия на тему творчества великолепного российского живописца и графика Василия Кандинского.

В свое время он по праву снискал мировое признание как один из «отцов» европейского авангарда. Путешествуя по Украине в начале прошлого столетия, Кандинский познакомился с искусством народной писанки. Художника поразила глубоко гуманистическая символика самого действа рождения писанок, его буквально околдовала их дивная красочность и оригинальность. Увлекшись, он сам начал создавать писанки.

Вдохновленные этим эпизодом в творчестве Василия Кандинского (долгие десятилетия, кстати, абсолютно неизвестным ни в Украине, ни на родине художника, в России), французские мастера предлагают свою интерпретацию данного жанра в русле иной культурной традиции. Естественно, у каждого из них абсолютно индивидуальный подход к этой теме. Некоторым художникам (к примеру, Доминику Кола-Ласко, Патрику Тома, Агнес Эмери, Анни Боне) важно было высказать глубокие философские раздумья о многомерности бытия. Писанка, присутствующая в их работах, становится символом зарождения жизни, мира, Вселенной. Для иных же (Пилет Мотив и Бернар Кайе) – поводом для создания ярких юмористических композиций. Оригинальную интерпретацию «осмысления» писанки в жанре компьютерной графики предлагает Катрин Амон: ее работа «Эфемерный» – искусная остроумная композиция, которая рождает богатые внутренние ассоциации и провоцирует полет фантазии зрителя.

Французский «ряд» экспозиции весьма удачно дополняют работы украинских мастеров: скульптора Василия Андрюшко, живописца Мирослава Ясинского и фотохудожника Яремы Процива. Они живут и работают в Коломые на Ивано-Франковщине и их участие в этой выставке не случайно: этот небольшой украинский городок известен во всем мире своим уникальным Музеем писанки. Выставка же «Духовность в искусстве и живописи в русле концепции Кандинского» родилась как совместный проект музея Коломыи и мэрии французского города-побратима Кен.

Экспозиция в Французском культурном центре (г. Киев, ул. Горького, 104) продлится до 13 мая.

ВЫСТАВКИ

Картины жизни современного Израиля, запечатленные фотографом Алексом Леваком, будут представлены на фотовыставке «Наша страна».

Алекс Левак принадлежит к школе документальной фотографии, в основе которой – следование реальности. Но при этом Левака нельзя назвать копиистом. В его работах образ современного Израиля подан через призму насыщенной культурной символики.

Причем «общается с культурой родной страны» Левак прямо на улицах. Однако он не просто устанавливает на улице камеру и фотографирует все вокруг, фотохудожник обладает редким искусством ловить и сохранять тонкие нюансы преходящего. В его работах преходящее становится долговечным.

Левак долгое время работал свободным фотографом в Бразилии, Великобритании и США. Это стрингерство выработало в нем редкую художественную наблюдательность. Нынешняя выставка названа «Наша страна», но, скорее, ее можно было назвать «Моей страной», поскольку изрядную часть увиденного фотографом израильтяне попросту не замечают. Алекс Левак не только подмечает детали, но и делает их художественно ценными.

Выставка будет проходить в рамках «Дней культуры Израиля в Киеве» в Киевском планетарии (ул. Большая Васильковская, 57/3) с 22 апреля по 13 мая.

ВЫСТАВКИ

Коллекционные куклы именитых немецких мастеров Бригитт фон Месснер и Хильдегард Гюнцель представляет галерея «Кукольный дом».

Это современные и изысканные авторские работы, своего рода идеал женской и детской красоты. Изящные красавицы в роскошных нарядах и трогательные девчушки с живыми, говорящими глазами – все эти творения знаменитых европейских мастериц наконец-то будут преподнесены киевской публике.

Бригитт фон Месснер известна в Европе и как модельер женской одежды. Наверное, поэтому ее куклы всегда облачены в изысканные вечерние туалеты или экзотические наряды. К тому же г-жа фон Месснер «коллекционирует» образы женской красоты. Среди ее кукол – красавицы всех национальностей и стран: немки, американки, индианки и китаянки.

Хильдегард Гюнцель в своих куклах стремится запечатлеть не женскую, а детскую красоту. Критики поговаривают, что куклы, созданные г-жой Гюнцель, похожи на фарфоровых эльфов и напоминают ангелочков. Кажется, что таких милых детей просто не существует в природе – до того трогательно и наивно взирают на мир их цернитовые глаза. У ее «деток» огромные, почти человеческие очи: г-жа Гюнцель открыла новый материал – цернит – и ушла от рисованных, декоративных кукольных глаз. Каждая коллекция Хильдегард Гюнцель насчитывает 10-12 кукол при тираже не более тридцати экземпляров.

Работы Хильдеград Гюнцель и Бригитт фон Месснер в Киеве экспонируются впервые. Причем их можно будет не только увидеть, но и купить (стоимость кукол – от 2000 грн.) Выставка будет проходить в галерее «Кукольный дом» (Андреевский спуск, 26) на протяжении мая.

ВЫСТАВКИ

Интригующие керамические работы Владимира Азбеля будут продемонстрированы киевлянам в рамках «Дней культуры Израиля в Украине».

Выставка работ Владимира Азбеля называется «Когда улыбка переступает границы». И название это вполне соответствует художественному миру Азбеля. Считается, что его керамика создана для тех, кто не лишен чувства юмора. У самого художника это чувство просто бьет ключом.

Владимир Азбель создает рельефные пласты и фигуративные композиции, настольные часы и ханукальные светильники, маски, медали и… чайники. Его искусство многогранно, остроумно и противоречиво. Владимир Азбель часто сочетает керамику с деревом и нарушает при этом каноны жанра. Но главное – его работы смеются. Они не только источают веселье, но и дарят его публике. Так было на всех крупных международных выставках керамики – от Загреба до Монтеррея, в которых Азбель принимал участие. Так, судя по всему, будет и сейчас в Киеве.

Выставка проходит в галерее «Тадзио» (пер. Десятинный, 7, кв. 2) до 28 апреля.

КОНЦЕРТЫ

Грандиозный цикл «Симфонии Бетховена» в полном объеме не исполнялся в Киеве почти полстолетия.

В программе ближайшего концерта, являющегося одним из разделов масштабного проекта и рассчитанного на этот концертный сезон, – пятая и восьмая симфонии композитора-классика, а также его симфоническая увертюра «Эгмонт».

Симфония №5 до минор – одно из самых известных и едва ли не наиболее часто исполняемых произведений и Л.-В. Бетховена, и мировой музыкальной классики. Она стала своего рода образцом, эталоном симфонизма 19 века.

Напротив, Симфония №8 Фа мажор стоит несколько в стороне от «генеральной» линии бетховенского симфонизма. В контексте его творческой эволюции она воспринимается как своеобразное, лирическое интермеццо, тяготеющее к стилистике 18 века, созданное композитором в преддверии грандиозной Девятой симфонии, которую он, как известно, обдумывал многие годы.

В концерте прозвучит также одно из достаточно популярных сочинений венского классика – увертюра к трагедии В. Гете «Эгмонт». Литературный первоисточник основан на подлинных исторических событиях, относящихся ко времени испанского владычества в Нидерландах в шестнадцатом веке: Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание, которое было подавлено испанским герцогом Альбой, а сам Эгмонт был казнен. Л.-В. Бетховен, писавший музыку по заказу одного из венских театров, усилил бунтарское начало гетевской трагедии, создав истинно героическую музыку, овеянную духом свободолюбия.

Программу исполнит симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. Концерт состоится 28 апреля в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины.

ТЕАТР

Лучшая английская комедия 1991 года поставлена в Киеве.

«Оригинальность спектакля не в сюжете, который достаточно прост, а в способах выпутывания героев из тех ситуаций, в которые они попали», – говорит заведующий литературной частью Театра им. Леси Украинки Борис Курицин. А положение всех действующих персонажей комедии с несчастливым числом в названии – очень сложное. Любвеобильный помощник премьер-министра (действие происходит в Англии, но с таким же успехом могло бы происходить и в любой другой стране) в гостиничном номере №13 встречается с очередной своей любовницей. Однако обещающая быть весьма приятной встреча омрачается тем обстоятельством, что они находят труп сыщика. Ситуация более чем пикантна, ведь если скандал, произошедший с помощником премьер-министра, всплывет, автоматически тень упадет и на самого премьера. Назревающий скандал грозит перерасти в общенациональный… В поисках выхода из кризиса ответственность решено свалить на Пигдена, секретаря помощника премьера. Его упрашивают, чтобы он, в интересах государства, взял на себя все тяжкое…

Пьеса, инсценированная в Театре русской драмы, получила премию Лоуренса Оливье как «лучшая английская комедия 1991 года». Ее ставят во всем мире весьма именитые режиссеры. В Киеве пьесу поставила Ирина Барковская, известная по спектаклям «С вами опасно иметь дело», «Любовь студента» и «Месть по-итальянски». В постановке задействован актерский цвет театра им. Леси Украинки: Олег Замятин, Кирилл Кашликов, Ольга Кульчицкая, Наталья Кудря, Сергей Озиряный, Нина Нижерадзе и другие.

Премьера спектакля «№13 («Безумная ночь, Или женитьба Пигдена»)» состоится 27 и 28 апреля в Театре русской драмы им. Леси Украинки.

МУЗЫКА

Гению джаза Биллу Эвансу посвящен новый компакт-диск (Tribute to Bill Evans) самого известного и, пожалуй, самого именитого в Украине квинтета Юрия Шапеты. Этот концерт прозвучал два года назад в ночном клубе «Динамо-люкс» в день рождения гениального пианиста и композитора Билла Эванса. Тогда он был записан, но издан на диске только сейчас.

По мнению критиков, это самый интересный джазовый альбом, который выходил в Украине за последние несколько лет. Идея его принадлежит одному из самых авторитетных джазовых знатоков в Украине Алексею Когану. Мотивируя же значимость фигуры Эванса для джаза и объясняя причины выхода альбома в Украине, Коган приводит слова гения-пианиста Кита Джеррета: «Я не знаю, что стало бы с новым поколением джазовых пианистов, если бы не было Билла Эванса».

Компакт-диск содержит 12 композиций. Из них автором пяти является Эванс, еще четыре в разное время написали Дж. Льюис, Ф. Хаиме и Мишель Легран, которые с легкой руки самого мэтра стали джазовыми стандартами. Еще две композиции (П. Метини и Л. Мейза) посвящены персонально композитору, а последняя является интродукцией произведения Эванса «Фанкаллеро» и написана барабанщиком квинтета Сергеем Табунщиком.

Замысел пролога и эпилога альбома потрясает. Первая композиция, она же и заглавная – We will meet again, – начинается записью оригинальной игры Эванса. А доигрывает ее, как будто подхватывает игру мэтра, уже Шапета. Последняя – зеркальное отображение первой: эту же композицию We will meet again играет Шапета, а доигрывает Эванс. Это дань уважения и почитания музыканта, творчество которого продолжает жить в сердцах многочисленных любителей джаза.

КИНО

Фильм о способах достижения власти «Идеальный муж» – экранизация пьесы английского писателя Оскара Уайльда, – увлекательное кино, появившееся на лицензионном видеорынке Украины.

Ничего идеального в мире не существует: ни людей, ни отношений между ними, ни методов обретения власти. Но тем не менее все пытаются достичь своего идеала. В фильме Оливера Паркера «Идеальный муж» очень деликатно и виртуозно показаны удачные и разбившиеся попытки приблизиться к идеальному.

«Как добиться власти, – риторически вопрошает эпизодический герой, член совета министров Британии, и тут же отвечает: посредством информации. Это то, что способно потрясти мир.» Его собеседник Роберт Чилтерн внял мудрости своего старшего приятеля. А через какое-то время передал ему важную государственную, весьма секретную информацию о проекте Суэцкого канала. 110 тыс. фунтов стерлингов, целое состояние, полученное Робертом от «мудрого» представителя министерства, обеспечили ему быстрый проход в парламент, титул сэра, а вскоре – руку и сердце леди Гертруды. Они составили пару, которую в Лондоне называли «образцом английского общества». Но, конечно, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Поэтому информация о мошенничестве Роберта неожиданным образом всплывает. Некая миссис Чивли недвусмысленно заявляет сэру Роберту, что имеет компрометирующее его письмо, в котором тот опрометчиво рассказал историю своего возвышения. Чтобы это письмо не попало на глаза его супруги, а также на стол к премьер-министру, он должен поддержать в парламенте совсем не перспективный с коммерческой точки зрения проект развития уже Аргентинского канала. Герой должен решить непростую дилемму…

Фильм поставлен по одноименной пьесе английского писателя Оскара Уайльда, непревзойденного стилиста своего времени. Он мастерски обыграл два весьма распространенных в литературе конца XIX века сюжета – «шантаж» и «конфликт чести и совести». Многофигурность и замысловатость сюжетных ходов превращает заявленную в начале мелодраму чуть ли не в детектив, и предугадать следующий виток его развития невозможно. Это интригует. А удовольствие от просмотра фильма доставляют два момента: во-первых, красота, меткость и афористичность высказываний героев, великолепно и адекватно переведенной прозы Уайльда, а во-вторых, ослепляющий блеск и богатство антуража фильма, его декораций и костюмов героев. Не последнее место в создании ненавязчивого и увлекательного кинематографического произведения занимают и актеры. Актерский ансамбль из Джереми Нортема, Руперта Эверетта, Джулиан Мур, Мини Драйвер и Кейт Бланшет, кажется, лучшая команда в кино последних лет – все нужные нюансы смысловой нагрузки тонкой английской пьесы они передают в полной мере.

Редакция благодарит видеомагазин «Хай-фай клуб» за предоставленный для просмотра материал.

КИНО

Классический фильм о самой страшной войне прошлого века рассказывает кинодрама Сэма Пекинпа «Железный крест», вышедшая на лицензионном видео.

Экранизация романа Вилли Хенриха «Терпеливая плоть» – великая классика, которая запоминается навсегда. «Война – это случайность, – говорит главный герой фильма, капрал Штайнер, пленному русскому мальчику, – катастрофа, вызванная поступками моими, других людей, действующих безрассудно. Одна крайность за другой. И из этого ничего путного не вышло. И никогда не выйдет.» В этом – вся философия фильма, в войне нет правых и виноватых. Американский режиссер показал безумие войны до ужаса убедительно. Причем Пекинп рассказывает о трагедии 40-х годов XX века от имени противника – немцев. Его герои находятся на богом забытом Таманском полуострове, в состоянии отступления. Из солнечной Франции на полуостров прибывает прусский аристократ, капитан, Странски (Максимилиан Шелл). Но не для того, чтобы воевать: его цель – лишь получить железный крест. Он антипод еще одного главного героя, капрала Штайнера (Джеймс Кобурн), который является солдатом до мозга костей, ненавидящим «всех коллекционеров железных крестов». Их конфликт – это конфликт миропонимания и классовый одновременно. У первого в жилах течет голубая кровь, второй – простой солдат. Один воюет, потому что это его долг, а второй – из-за амбиций. Но оба они ненавидят войну.

Каждый кадр фильма – сродни фотографическим снимкам, демонстрирующим все без приукрашения, без пафоса. Подобным съемкам картина обязана оператору Джону Кокулону и военным консультантам, немецким офицерам той войны – майору А. Д. Шредеру и Клаусу фон Трота.

Картина «Железный крест» получила приз фестиваля «Золотой экран», став лучшим фильмом Германии, и там же она собрала небывалую для Европы сумму в $14 млн. А в США фильм вызвал небывалый шум, в котором были слышны обвинения в непатриотичности Пекинпа.

Редакция благодарит видеомагазин «Хай-фай клуб» за предоставленный материал.

КИНО

Эта картина – экранизация одного из самых известных комиксов в мире. И как известно, нет ничего более коммерчески выгодного, чем снимать на основе уже широко популяризованного материала. «Человек-паук» был нарисован в 1961 году, и популярность Спайдермена, как принято называть человека-паука, до сих пор огромна. Зрители уже 40 лет подряд подтверждают свою любовь к нему.

Главный герой комикса – простой студент Питер Паркер. Он работает фотографом в газете. Но в его жизни все меняется с посещением зоопарка. Питера кусает паук, чьи гены изменились под радиоактивным излучением. Так же меняются и гены героя: теперь он может видеть ночью, ползать по стенам, быстрее двигаться, чувствовать опасность и пускать паутину – то есть все то, что может паук. Питер за рекордное время выигрывает чемпионат по рестлингу и так же быстро хочет отомстить за то, что положенный выигрыш ему так и не дали. Но героя останавливает совесть. Она, а также природная доброта и открытость делают из Питера добровольного стража порядка. «С большой силой приходит большая ответственность», – как-то сказал дядя Питера, и племянник запомнил эту фразу. Питеру противостоит другой суперчеловек, ученый Норман Осборн, после неудачного эксперимента превратившийся в злобного Зеленого Гоблина.

Автор комикса о человеке-пауке – культовый художник Стен Ли (известный также под псевдонимами Питер Паркер и Сью Шторм). Известным Ли сделали его многочисленные идеи, воплощенные им под сенью компании Marvel Comics. (Именно он создал всемирно известных супергероев Невероятного Халка, Айсмена, Супер Четверку, Людей Х, Мстителей и др.) Но венцом творений стал именно «Человек-паук», о приключениях которого сняли два одноименных фильма, а также 7 мульт- и телесериалов, вышедших с 1967 по 2002 год.

Премьера этого комикса состоится в Украине 2 апреля.

Залишити відповідь