В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 8 февраля впервые с сольным концертом в Киеве выступает солистка Ровенской областной филармонии Екатерина Огаркова (орган).

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 8 февраля впервые с сольным концертом в Киеве выступает солистка Ровенской областной филармонии Екатерина Огаркова (орган).

Екатерина Огаркова – недавняя выпускница Казанской государственной консерватории, которую окончила по классу знаменитого российского органиста, профессора и ректора этого вуза Рубена Абдуллина. Она неоднократно стажировалась в мастер-классах крупнейших западноевропейских органистов: профессора, органиста Королевской академии в Версале М. Шапюи во Франции, профессора Кельнской высшей музыкальной школы П. Дикса в Германии, профессора А. ван Слевена в Голландии.

Программа ее сольного концерта весьма насыщена и разнообразна: если первое отделение более традиционно в подборе репертуара, то второе включает ряд музыкальных премьер.

В первом отделении достаточно широко представлена старинная добаховская органная литература. В первую очередь немецкая: прозвучит Хоральная прелюдия на тему «Отче наш» Г. Бема и Прелюдия соль минор Д. Букстехуде. Последнего музыковеды считают одним из крупнейших мастеров XVII века, а его произведения (в особенности сочинения для органа) рассматривают как предтечу гениального И.-С. Баха. Известно также, что Д. Букстехуде несколько десятилетий занимал должность церковного органиста в Любеке. Там он регулярно устраивал вечерние концерты, для которых постоянно сочинял новую музыку. Игра Д. Букстехуде, его сочинения, отличавшиеся богатством фантазии, гармонической смелостью, чрезвычайно будоражили современников и имели столь громкий успех, что юный И.-С. Бах неоднократно пешком приходил из Армштадта в Любек, чтобы послушать своего старшего коллегу.

В программе Екатерины Огарковой представлены также произведения старинного французского композитора Ф. Куперена: «Оффертуар» (в переводе с французского «Приношение даров») из «Приходской мессы» и несколько сочинений И.-С. Баха: Прелюдия и фуга ми бемоль мажор и Хорал из кантаты №147.

Второе отделение примечательно как премьерами современных российских мастеров (О. Янченко «Молитва», А. Миргородский «Ария»), так и рядом малоизвестных сочинений европейских композиторов: француза Ж. Алена («Висячие сады», «Литании») и бельгийца Б. Маттера (Noel).

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 9 февраля в цикле «Искусство фортепианной игры» с сольным концертом выступает лауреат международных конкурсов профессор Владимир Виардо (США-Россия).

Еще в 1970-е годы, в пору первых успехов и публичных выступлений молодого музыканта, один из рецензентов журнала «Советская музыка», отмечая особенности дарования В. Виардо, писал: «Он относится к числу артистов, одаренных счастливым умением как-то легко и непринужденно завоевывать симпатии слушателей».

По прошествии десятилетий Владимир Виардо стал настоящим мэтром современного музыкального искусства. География его гастрольной деятельности охватывает практически весь мир. В репертуаре – десятки разнообразнейших программ, «за плечами» – сотни выступлений с лучшими оркестрами и дирижерами современности. И все же чисто юношеское обаяние и шарм не утратились с годами, Владимир Виардо по-прежнему легко и непринужденно умеет подчинить себе публику, совершенно ненавязчиво увлекая ее в мир своих интерпретаций и музыкальных концепций.

Программа его выступления перед киевской публикой чрезвычайно интересна, рафинирована и изысканна. В первом отделении прозвучат «Четыре экспромта» Ф. Шуберта – музыка редкостной красоты и обаяния, сотканная из тончайших романтических эмоций и нюансов.

Во втором отделении впервые в Киеве будут исполнены «Девять прелюдий» О. Мессиана. Один из крупнейших и своеобразных французских композиторов ХХ века (к тому же великолепный пианист, прекрасно знающий и чувствующий природу и возможности рояля) о себе когда-то сказал: «Я прежде всего музыкальный католик». Собственно о религиозной, даже мистической направленности творчества О. Мессиана свидетельствуют даже названия его сочинений: «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса», «Маленькие литургии Божественного присутствия», «Рождество Господне». Этого, как оказалось, было достаточно, чтобы творчество оригинального мастера на несколько десятилетий было вычеркнуто из контекста музыкально-художественной жизни шестой части земного шара. Благодаря приезду Владимира Виардо киевляне смогут познакомиться с музыкой О. Мессиана, почувствовать ее магическую притягательность.

Концерт проходит при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

ВЫСТАВКИ

7 февраля в художественной галерее L-ART открывается ретроспективная выставка живописи Петра Столяренко.

Один из крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства, при жизни ставший классиком, имеет стабильный коммерческий успех как на родине, так и за рубежом. Непосредственное подтверждение этого факта – участие L-ART с коллекцией работ Петра Столяренко в международном арт-фестивале LINEART-2001 летом минувшего года в Генте, в Бельгии. По словам директора галереи Людмилы Березницкой, экспозиция украинского живописца не просто имела большой успех (почти все работы были проданы), но и вызывала у бельгийцев особый сантимент, рождая определенные ассоциации с их отечественным изобразительным искусством.

Петр Столяренко родился и большую часть жизни прожил в Крыму, и поэтому море стало одним из основных лейтмотивов его творчества. Видимо, этот «мотив», невольно вызывающий в памяти работы старых фламандских мастеров, оказался столь милым сердцам бельгийских зрителей.

И все же, наверное, дело не только в совпадении сюжетных ассоциаций, но и в какой-то особой ауре, свойственной работам Петра Столяренко. Кажется, художник видит в окружающем мире и запечатлевает на своих полотнах лучшие стороны земного бытия. Насквозь пронизанные солнцем, светом, чрезвычайно эмоциональные, они не могут оставить равнодушным зрителя, неизменно задевая особые струны человеческой души.

На выставке в галерее L-ART представлены работы мастера различных лет: от 1950-х до 1990-х. Естественно, на протяжении десятилетий в определенной мере претерпел эволюцию и художественный почерк (от реализма через увлечение «пластической» живописью к определенному влиянию импрессионизма). Тем не менее (и это, пожалуй, является высшим отличием Мастера) работы Петра Столяренко узнаваемы с первого взгляда, обладают только им свойственным особым обаянием и шармом.

Выставка в галерее L-ART продлится до 28 февраля. Ее адрес: г. Киев, Андреевский спуск, 2 а.

ВЫСТАВКИ

Французский культурный центр совместно с посольством Бельгии в Украине представляет выставку комиксов Франсуа Скойтена и Бенуа Пеэтерса «Неизвестные города».

Оригинальная экспозиция, представляющая широко и повсеместно бытующий на Западе жанр современного искусства, поднимает, казалось бы, прикладное творчество до уровня настоящего художественного открытия.

Как известно, комиксы – симбиоз графики и слова. За свою полуторавековую историю они «подарили жизнь» множеству героев, превратившихся в мифы масс-культуры. И если в Украине этот жанр практически не развивался, то на Западе он вылился в интереснейшее явление художественного процесса. Во всяком случае, об этом свидетельствует выставка Франсуа Скойтена и Бенуа Пеэтерса «Неизвестные города».

Самарис, Урбикенд, Армелия – Неизвестные города – стали главными героями этой необычной экспозиции. Возникшие в воображении авторов, сотканные из своеобразнейших переплетений реальности и свободного полета не обремененной условностями фантазии, они образуют удивительный мир, исполненный совершенно завораживающей магии и волшебной притягательности. К тому же с профессиональной точки зрения (культуры и чистоты рисунка, проработки деталей) он выполнен на высоком профессиональном уровне.

Каждый из участников этого тандема – художник Франсуа Скойтен и сценарист и писатель Бенуа Пеэтерс – прожил свою жизнь в искусстве. Творчество каждого мастера неоднократно отмечалось престижными международными арт-наградами и отличиями. Но, видимо, именно в ансамбле, спонтанно родившемся более двадцати лет тому назад, Франсуа Скойтену и Бенуа Пеэтерсу удалось столь счастливо найти друг друга, что несколько поколений, знакомясь с их потрясающими работами (за этот период они выпустили 13 альбомов, которые переведены на десятки европейских языков), с упоением продолжают постигать «Неизвестные города», наслаждаясь их фантасмагорической притягательностью.

Выставка Франсуа Скойтена и Бенуа Пеэтерса продлится до 12 февраля. Адрес Французского культурного центра: г. Киев, ул. Горького, 104.

ВЫСТАВКИ

7 февраля в художественной галерее «Город «N» откроется уникальная выставка «Terra Incognita: живопись аборигенов Австралии».

Выставка, организованная Украинско-австралийским домом, абсолютно уникальна. На протяжении восьми дней киевляне (первыми в СНГ) смогут любоваться живописью, история возникновения которой насчитывает 40 тысяч лет.

Экспонируемые в Украине полотна современных живописцев-аборигенов представляют собой необычное искусство. При создании картины художники не ориентируются на какой-либо стиль или направление, не вкладывают в свои работы философскую мысль, не пытаются что-то зашифровать или кого-то удивить, а рисуют лишь то, что осязают и чувствуют. Искусство австралийских аборигенов оригинально в исконном значении слова: на полотна переносятся первые, они же самые чистые и откровенные эмоции и ощущения. Впрочем, не всегда даже на полотна – многие художники рисуют на сухой почве. Поэтому «художник в некотором роде зависит от погоды и климата: когда начинается сезон дождей (декабрь-март), очень редко представляется возможность рисовать», – говорит Клод Уллин, в течение 18 последних лет знакомящий мир с искусством аборигенов Австралии.

Хотя картины создавались не в каком-то определенном стиле, они все же имеют стилистическую окраску. Как правило, это абстракции. К ним, считает Уллин, тяготеют аборигены Западной пустыни Австралии и регионов Кимберли. Впрочем, есть и метафорические, и даже реалистические полотна – они характерны для представителей земли Арнхем. Краски, используемые художниками, – акриловые или охровые, намеренно яркие, подчеркивающие эмоциональность и спонтанность создания композиций.

Как правило, аборигены не подписывают свои работы (хотя бы потому, что не умеют писать и читать). Но Клод Уллин нашел несколько работ с подписью художников и даже с оригинальными названиями. Например, картина Ронни Тьямпитйинпа «Тингари» – образец бесконечного и непознаваемого – это бесчисленные темные квадраты на полутораметровом полотне, гипнотизирующие зрителя. Поглощает и завораживает переплетение узоров и игра красных, оранжевых и желтых оттенков в «Моей стране» Алан Гриффитс. Наиболее близкой для понимания зрителя является «Земля Амеру» Джулиан Мортон Кнгуаррее – вполне реалистическая работа с четкими очертаниями гор, деревьев, кактусов и характерной для австралийского климата цветовой гаммой.

Адрес галереи: г. Киев, ул. Владимирская, 46.

ВЫСТАВКИ

В помещении Украинского профессионального банка демонстрируется первая авторская фотовыставка председателя правления банка Леонида Милевского.

К выставке автор готовился 30 лет. Именно этому юбилею творческой деятельности экспозиция и посвящена.

А впервые Леонид Милевский взял в руки фотоаппарат еще в 15 лет, активно при этом штудируя специальную литературу и лучший в Союзе журнал о фотографии «Советское фото». Потом он поступил в Московский заочный народный университет искусств, где изучал технику и мастерство фото. Сегодня в личном архиве Л. Милевского собрано более 40 тысяч негативов и тысячи фотографий. Выставка, по словам автора, сначала должна была состоять исключительно из фотографий из семейного архива. Потом решено было добавить пейзажи. «Но пейзажи при большом скоплении теряют свою привлекательность и интерес, поэтому я внес еще и жанровые работы», – говорит Л. Милевский. В результате стены офиса банка были украшены более чем 120 черно-белыми и цветными фотоработами. Здесь можно увидеть и постановочные, и «спонтанные» фотографии, великолепные портреты, разнообразные пейзажи. Среди пейзажей особенно хороши изображения гор – Карпатских, Крымских, Кавказских и Камчатских. Есть на выставке и репортажные снимки, которые автор делал еще в 1970-х годах, работая для журналов «Деревообрабатывающая промышленность» и «Лесная новь». В то время, кстати, он стал лауреатом блиц-турнира фотографов «Вадугунс-76» в Прибалтике. На выставке представлены и снимки, сделанные в разных странах, – Германии, Греции, США, Таиланде, Египте, Турции. Кстати, по поводу экзотических стран автор говорит: «Экзотика как фотографа долго меня не привлекает. Наши лица и наши пейзажи для меня гораздо колоритнее, характернее». И это действительно так, например, один из самых сильных выставочных снимков, своеобразный шедевр, сделан во Львове, возле костела Св. Ольги. Автор назвал его «Хотя в храме склад, а вера есть»: старая женщина, снятая со спины, молится на коленях перед закрытыми воротами божьего храма.

ТЕАТР

В помещении Театра им. Леси Украинки с 5 по 10 февраля пройдут гастроли российского Театра им. Евгения Вахтангова.

На протяжении шести дней киевский зритель увидит три спектакля Театра им. Вахтангова: «Сирано де Бержерак» (5-6 февраля), «Дядюшкин сон» (7-8 февраля) и «Посвящение Еве» (9-10 февраля).

Гвоздь программы – двухактовая романтическая комедия «Сирано де Бержерак», поставленная в прошлом году по одноименной пьесе французского драматурга Э. Ростана. Режиссер Владимир Мирзоев, как сказал один из критиков, «отыскал гармонию между текстом пьесы и своим постановочным стилем». «От этого … Мирзоев перестал казаться остроумным формалистом, а Ростан – невозможно пафосным и высокопарным», – отметил критик. Этот спектакль Мирзоева стал лучшим за многие годы благодаря нестандартности постановки, ее философичности и исключительно талантливой игре Максима Суханова (известного украинскому зрителю по фильму «Страна глухих»). В противовес классическому костюму и изысканной речи Сирано Ростана Сирано Мирзоева одет в халат, неуклюж, лыс и в разговоре пришептывает и гнусавит. Он не герой (вместо шпаги иногда бьется шваброй), он – ходячая драма, ведь любимая им куртизанка Роксана (ее играет Ирина Купченко) признается в любви не ему, а его другу. Вынужденный скрывать свою любовь, Сирано предлагает другу услуги в написании поэтических писем, надеясь хотя бы таким образом проявить чувства.

«Дядюшкин сон» – гротескная комедия, по мнению критиков, «на удивление простая и бытовая». Поставлена она, как считается, по самой «недостоевской» пьесе Ф. М. Достоевского, в предисловии к которой автор написал: «Полная и замечательная история возвышения и торжественного падения Марьи Александровны Москалевой и всего ее дома в Мордасове». Рецензенты оценили постановку Владимира Иванова по-разному: от полного неприятия до дифирамбов исполнителям главных ролей – Владимиру Этушу (играющему «обветшалого» «еще не Бог знает какого старика» Князя К.) и Марии Ароновой (Москалева). Две центральные роли – своеобразные бенефисы каждого. Этуш играет трагикомический персонаж – человека в преклонном возрасте, глупо любящего, униженного, так и не понявшего, что его возлюбленная вышла за него по расчету. В исполнении Ароновой зритель видит комичную до фарса героиню, жаждущую выдать замуж за Князя К. свою дочь. Ее игру рецензенты расценили как «лучшую за последнее время женскую роль в Театре им. Вахтангова».

Поставленный по пьесе французского драматурга Э. Эм. Шмитта спектакль «Посвящение Еве» представляет собой смесь из мелодрамы, детектива и драмы. Здесь есть и журналистское расследование, и любовный треугольник, и смерть, и загадка, остающаяся таковой до самого финала. Для театра сюжет невероятно закручен. Встречаются два мужчины – один журналист (Евгений Князев), а другой – писатель (Василий Лановой), нобелевский лауреат, недавно издавший книгу любовных писем. В ходе интервью оказывается, что журналист – муж той, чьи письма опубликовал писатель. Интрига заостряется, когда писатель узнает от мужа, что его жена, автор писем, на самом деле умерла десять лет назад…

Гастроли проходят при содействии продюсерской компании «Этуаль».

ТЕАТР

Национальная опера Украины с 7 по 10 февраля впервые на своей сцене принимает балетную труппу Национальной оперы Бордо (художественный руководитель Шарль Жюд).

Совместный крупный проект Киевской горгосадминистрации, Министерства культуры и искусств Украины, мэрии Бордо, Министерства иностранных дел Франции, посольства Франции в Украине и Французского культурного центра посвящается памяти великого хореографа и танцовщика Сержа Лыфаря. Наш выдающийся соотечественник, родившийся и выросший в Киеве, в историю европейского (и прежде всего французского) искусства вошел как непревзойденный танцовщик знаменитой труппы «Русский балет» Сергея Дягилева, а затем – как премьер и главный балетмейстер парижского театра «Гранд-опера». Его уникальный талант и подвижнический труд по достоинству были оценены Францией, ставшей для Сержа Лыфаря второй родиной и удостоившей его высшей государственной награды – Ордена Почетного Легиона.

Примечательно, что в сентябре 1996 г. легендарную танцевальную труппу Бордо, которая приезжает в Киев, возглавил первый танцовщик и «этуаль» парижской «Гранд-опера» Шарль Жюд, обладатель премии им. С. Лыфаря, кавалер Ордена Почетного Легиона и Ордена литературы и искусств. Его приход в Национальную оперу Бордо ознаменовался целым рядом новых разностильных постановок (тяготеющих и к классической хореографии, и к модерну), вызвавших восторженный прием не только у французской публики, но и у испанских, итальянских, российских зрителей.

С некоторыми из них 9 февраля смогут познакомиться и киевляне. В частности, с фрагментами из балетов П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», Л. Минкуса «Пахита» и «Дон Кихот» и А. Глазунова «Раймонда».

7, 8 и 10 января французские танцовщики представят «Послеполуденный отдых фавна», «Икар» и «Сюиту в белом» на музыку К. Дебюсси, А. Онеггера, Э. Лало в постановке С. Лыфаря.

КИНО

На лицензионном видеорынке Украины появилась историческая драма французского режиссера Патриса Леконта «Вдова с острова Сен-Пьер».

Эта печальная драма нетипична для современного кино – фильм рассказывает о грустных вещах, но без осуждения, с христианской добродетелью и всепрощением.

…1849 год. На мирном и никогда не знавшем убийств французском острове Сен-Пьер происходит убийство, которое совершают два рыбака в пьяном угаре. Теперь по законам республики их ждет встреча со «вдовой», как в то время называли во Франции гильотину. Разгневанные жители острова одного преступника убивают сами, а второму приходится ждать исполнения приговора в течение одного года. Сострадающая убийце бесконечно добрая жена капитана гарнизона острова увидела в преступнике положительные человеческие качества и начала его опекать. «На человеке нельзя ставить крест, – говорит она, убежденно добавляя, – сегодня ты плохой, завтра хороший. Все меняется, я в этом уверена.» И убийца действительно меняется: бескорыстно всем помогает, спасает от смерти женщину, заводит семью… Все заканчивается так, как чаще всего происходит в жизни…

В картине все подчинено единственной мысли: делай то, что тебе подсказывает сердце. Так и поступает героиня, не обращая внимания на осуждение со стороны жителей острова; так поступает женщина, влюбившаяся в преступника и родившая ему сына; так поступает и капитан гарнизона, отказавшийся исполнять приказ и доставлять «вдову» на остров, за что был расстрелян как бунтовщик…

Последние кадры «Вдовы с острова Сен-Пьер» трагичны, но с их помощью режиссер Патрис Леконт обращается к зрителям: я сделал свой выбор, теперь сделайте выбор и вы.

Снимая фильм, режиссер не стал отказываться от некоторых штампов. Например, в картине имеет место нарочитое нагнетание напряжения, прямолинейное противопоставление сухой буквы закона гуманизму, яркие и слишком эффектные словесные дуэли и перебранки. Но все это с точки зрения режиссуры очень изящно обработано. И столь же удачно Леконт подобрал актерский ансамбль. На роль жены капитана гарнизона он пригласил самую популярную в Голливуде французскую актрису Жульет Бинош. Капитана гарнизона острова сыграл самый востребованный ныне французский актер Даниэль Отей, номинировавшийся за эту роль на соискание национальной премии «Сезар». Все вместе – актерская игра, режиссура и идея фильма – обеспечило возможность «Вдове…» стать прокатным хитом у себя на родине и войти в число картин, действительно заставляющих зрителя задуматься.

КИНО

В украинский кинопрокат 7 февраля выходит самый амбициозный кинопроект последних лет – фильм-экранизация романа Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец: Братство кольца».

Лента снята по первому роману знаменитой трилогии «Властелин колец», написанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном в 1949 г. и увидевшей свет в 1954-1955 гг. На сегодняшний день книгу издали более чем 100-миллионным тиражом, назвав одной из самых значительных в английской литературе, во многом повлиявшей на события второй половины XX века. Более того, многие критики считают трилогию «мощным противоядием против тоталитаризма, которое дает надежду, помогает найти веру». Поэтому неудивительно, что фильм по «Властелину…» ожидали миллионы почитателей.

Воплотить на экране литературный труд Толкиена изначально было нелегко. Например, сам автор, еще в конце 1950-х годов прочитав один из киносценариев, написал в компанию, собирающуюся ставить фильм, что его книгу «так коверкать недопустимо». Причем свою категоричность писатель обосновал в 34 пунктах письма. В 1997 году новозеландская компания WETA, специализирующаяся на спецэффектах, решила повторить попытку. Перипетии с определением основной компании-инвестора продолжались два года, пока решение вложить деньги не приняла New Line Cinema. На съемки трех серий по всем трем частям трилогии было выделено $300 млн. – самая большая сумма в киноиндустрии, когда-либо расходовавшаяся на отдельно взятый проект. Режиссером всех трех картин, которые надо было снимать одновременно, стал Питер Джексон, известный по фильмам ужасов («Страшилы», «Ожившие мертвецы») и драме «Небесные создания».

Джексон говорит: «Единственное, чего я добивался… была реальность. И будь это эльф или гном, хоббит или человек, я думаю, для нас очень важно передать, что персонаж реален и существует в определенный момент времени». Чтобы добиться задуманного режиссером, студия WETA использовала 27 видов спецэффектов – от компьютерных (виртуального создания некоторых персонажей) и анимационных (лиц-масок) до механических (роботов с дистанционным управлением и т. п.). В итоге «Властелин колец» содержит более 1200 эпизодов компьютерной графики – больше, чем любой другой создаваемый ранее фильм. А чтобы максимально приблизить антураж фильма к духу книги, снимали не среди голливудских декораций, а на фоне реальной природы – среди лесов и гор Новой Зеландии. Важным моментом, по мнению режиссера, было не только адекватное воссоздание костюмов и декораций, но и соответствующее музыкальное сопровождение. А поскольку автор книги специализировался на англосаксонской литературе, древнеисландском языке и древнескандинавской мифологии (и все это использовал в ходе написания своих произведений), музыка должна была передавать настроения древности. Ее создали для фильма два известнейших композитора – американец Джеймс Хорнер и поляк Войчек Киля, а исполнила шотландская певица Ларина МакКеннитт. Правда, какая была музыка во времена, описанные Толкиеном, никто не знает. Ведь по роману все происходит за 7 тысяч лет до наших дней, в мире Арды, где вместе с человеком обитает много других народов-нелюдей. В этом мифическом мире идет непримиримая война Абсолютного Зла со Светлыми Силами. Существует 20 магических колец, с помощью которых можно руководить всем и всеми. Одно случайно находит маленькое существо, хоббит. Он и является главным персонажем и движителем сюжета…

Огромные затраты на проект с лихвой оправдались. Выйдя в середине декабря 2001 года, первая часть «Властелина колец» за месяц проката перекрыла бюджет, собрав $586 млн. и став 13-й в списке самых прибыльных картин за всю историю кино. Успех картине гарантировали не только мастерство режиссера и съемочной группы, но и, по словам критиков, актуальность тем: «Взаимоотношения язычества и христианства, влияния маленького человека на ход большой истории, смерти и бессмертия, случая и провидения, порчи и благодати, происхождения зла и власти».

Залишити відповідь