Какой будет реальная стоимость успешной избирательной кампании в Украине?

Николай Томенко, директор Института политики:

– Переможна виборча кампанiя в мажоритарному окрузi в середньому по Українi складатиме вiд $10 тис. до $100 тис. А що стосується успiшної виборчої кампанiї партiї чи блоку: для подолання 4%-ного бар’єру, я думаю, треба виходити з розрахункiв $2-10 млн.

Юрий Кармазин, председатель Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, народный депутат Украины:

– Партия «Защитников Отечества» рассчитывает, что бюджет избирательной кампании будет исходить из суммы 10 тыс. грн. на кандидата. В то же время мне известно, что отдельные депутаты затрачивают на избирательные округа до полутора миллионов долларов.

Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер фракции СПУ:

– Для партии надо минимум 500 тыс. грн. В мажоритарном округе для «крутого» кандидата необходимо несколько миллионов долларов, а для порядочного человека – около 50 тысяч гривен.

Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:

– По экспертным оценкам избирательному блоку, который присутствует в электоральном поле Украины, необходимо от трех до семи миллионов долларов.

Закон позволяет зарегистрировать 150 тысяч не облагаемых налогами минимумов, это 2 млн. 55 тыс. грн., избирательную кампанию на такие деньги не проведешь. Это приведет к тому, что все расходы сверх этой цифры будут передаваться «черным налом». Поэтому мы предлагали данную норму отменить как невыполнимую. Я думаю, нарушения будут у всех.

Александр Турчинов, председатель Комитета ВР по вопросам бюджета:

– Стоимость избирательной кампании для разных политических сил будет разная. Одно дело – пропрезидентские политики и структуры, которые будут выбрасывать миллионы, даже миллиарды гривен на подкуп избирателей, на манипуляцию сознанием наших граждан. Что касается оппозиционных сил, то, безусловно, их затраты будут значительно меньше, ибо им нет необходимости подкупать избирателей. Да и возможности такой нет.

В мажоритарных округах будут использованы, по моим оценкам, от $200 тыс. до $1 млн.

Владимир Семиноженко, глава Партии регионов, вице-премьер-министр Украины:

– Мне трудно оценить стоимость нынешней избирательной кампании. Сегодня, когда принят закон о выборах, и тем народным депутатам, которые до избирательной кампании не провели огромной работы, на последнем этапе выборов уже вряд ли им помогут какие-либо деньги, рассчитывать следует только на доверие избирателей. Это кардинальное отличие нынешних выборов от предыдущих. Борьба, конечно, будет жесткая, но это будет борьба убеждений.

Маркиян Дацишин, эксперт Института реформ:

– Залежно вiд специфiки округу в середньому це буде $300-500 тис.

Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:

– От $500 тысяч и выше, смотря у кого какие стартовые возможности.

Григорий Омельченко, народный депутат Украины, член Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:

– На минулих виборах до ВР (березень 1998 р.) у ЗМI були повiдомлення, що депутатам iз бiзнесових банкiвських структур вибори в середньому обiйшлися вiд 1 до 3 мiльйонiв доларiв. Я не готовий сказати точну цифру вартостi виборчої кампанiї по мажоритарних округах, але, можливо, суми будуть збiльшенi – $3-5 млн.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– К сожалению, когда наши депутаты принимали закон о выборах и внесли ограничение на сумму по фондам при проведении избирательной кампании, они фактически опять заложили двойные стандарты. Каждому мало-мальски начинающему политику известна приблизительная цена затрат в мажоритарном округе и по партийным спискам. Например, в мажоритарном округе даже самому третьестепенному кандидату придется потратить – без гарантий что он победит – порядка $50 тыс., это самый минимум. А тем, которые захотят успешно бороться за победу, придется потратить в мажоритарном общегосударственном округе где-то $700-800 тысяч. Будут готовые потратить и миллион долларов. Если брать партийные списки, то по разным оценкам, чтобы партия принимала участие в выборах, она должна иметь хотя бы один миллион долларов. А если она еще и хочет преодолеть 4%-ный барьер, ей придется потратить, я думаю, минимум $10 млн. А лидирующим партиям надо формировать свою выборную партийную кассу на уровне $50-100 млн. Бюджеты таких блоков, как «ЗаедУ», СДПУ(о), «Наша Украина», блок Юлии Тимошенко, я думаю, будут еще больше.

Анатолий Матвиенко, народный депутат Украины, глава партии «Собор»:

– Я думаю, что какой-то определенной цифры нет, все зависит от того, какой округ, какой регион, какой кандидат, насколько он известен, имеет ли он команду. Для известного депутата, активно работавшего в ВР, искренне пытавшегося защищать не власть, а народ, я думаю, надо привлекать, как минимум, $100 тысяч. Для вообще неизвестного бизнесмена это будет в пределах прошлогодних выборов – от $800 тыс. до $1 млн. Если говорить о партиях, безусловно, бюджет избирательной кампании партии выше в раза три.

Валерий Коломойцев, народный депутат Украины, член Комитета ВР по вопросам бюджета:

– Если у кандидата в депутаты хорошая репутация, знание избирательных технологий, доступ к СМИ, команда профессионалов, которая обеспечит проведение его кампании, то вполне хватит того избирательного фонда, который указан в законе о выборах.

Если первые четыре позиции у кандидата в народные депутаты отсутствуют, а присутствуют только деньги, то их необходимо значительно больше, например, это может быть $500-700 тыс.

Юрий Костенко, народный депутат Украины, глава партии УНР:

– Я хотiв би зазначити в цьому планi два моменти. По-перше, у виборчому блоцi «Наша Україна» є тi полiтичнi партiї, якi спираються, образно кажучи, на «найдешевший» електорат. Це нацiонально свiдомий, патрiотичний електорат, який потребує мiнiмальних фiнансових ресурсiв. Тому робота на те, щоб електорат сформувати – у що вкладають дуже багато партiй коштiв, наприклад, блок «ЗаєдУ», СДПУ(о), – нам непотрiбна. Варто лише забезпечити технологiчний процес реклами i контроль за виборами. Я не можу зараз сказати, скiльки це буде коштувати, оскiльки розцiнки на полiтичну рекламу менi невiдомi. Але якщо порiвняти, наприклад, комунiстiв, центристiв i наш блок, то ми будемо витрачати коштiв найменше.

Александр Слободян, народный депутат Украины, почетный президент АО «Оболонь»:

– Я думаю, що для кожної партiї, блоку, для кожного мажоритарного депутата будуть зовсiм рiзнi суми. Оскiльки однi мають засоби масової iнформацiї, iншi їх не мають, однi мають адмiнресурс, iншi його не мають. Є «розкрученi» прiзвища, «розкрученi» партiї, популярнi блоки, є й менш вiдомi. I вiд цього буде залежати дуже багато. Що стосується вартостi успiшної виборчої кампанiї, то, наприклад, колись Л. Черновецький на зустрiчi з президентом ще в 1998 роцi назвав суму в один мiльйон доларiв. Це мене обурило, я з цим не згоден.

Дмитрий Выдрин, директор европейского Института интеграции и развития:

– Цены будут варьироваться в зависимости, во-первых, от идеологии, во-вторых, от регионов Украины. Если партия или блок ближе к тоталитарной идеологии, то для них это будет дешевле. То же и по регионам: чем ближе к Западу, тем ниже цены. Существуют определенные расценки, которые сложились исходя из особенностей политического рынка, например, для мажоритарного округа считается, что надо выходить на выборы с суммой в среднем от 100 тыс. до 300 тыс. у. е. Если речь идет о партии, то в зависимости от идеологии и от региона цена будет варьироваться от 1 до 5 у. е. за голос. Структура трат примерно следующая: 70% идет на телевидение, 20% – листовки, газеты и радио, остальное – расходы на другое.

Павел Кузнецов, народный депутат Украины, КПУ:

– Если на прошлых парламентских выборах для реального прохождения кандидатов в депутаты ВР по мажоритарным округам было $2 млн., то сейчас, я думаю, эта сумма возрастет, потому что возрастает конкуренция.

Виталий Кононов, народный депутат Украины, лидер ПЗУ:

– Я не могу назвать точно денежную сумму, которая обеспечивает победу на парламентских выборах. Что касается ПЗУ, то для нас эта избирательная кампания будет дешевле, чем в 1998 году, так как политика нашей партии уже известна избирателям Украины. Нам хватит минимума, разрешенного законом.

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:

– На мою думку, сьогоднi це не є навiть визначальним фактором. Бiльш важлива пiдтримка на мiсцях: мерiв, голiв держадмiнiстрацiй, тобто пiдтримка бюрократичних елiт, i пiдтримка iнформацiйна. Грошi, звичайно, є важливим iнструментом, але їх може бути абсолютно недостатньо, якщо не буде цiєї пiдтримки. За лояльностi, пiдтримки кандидата це можуть бути невеликi кошти, можливо, вистачить $100 тисяч. А якщо такої пiдтримки немає, може не вистачити i мiльйона доларiв. У цьому вiдмiннiсть нинiшнiх виборiв вiд минулих.

Инна Пидлуцкая, руководитель международных программ Украинского независимого центра политических исследований:

– Точно сказать не могу, разные округи по-разному стоят. Для начинающих кандидатов в народные депутаты аналитики называют суммы от $300 до 400 тысяч, меньше чего рекомендуют просто не соваться в мажоритарный округ. Для партий – затрудняюсь сказать, сколько это может стоить.

Роман Бессмертный, народный депутат Украины:

– Я не вiдкрию чогось нового в цьому питаннi, будь-хто з тих, хто займається виборчою кампанiєю, може розрахувати кошторис як у мажоритарному, так i в багатомандатному окрузi – залежно вiд того, яка перспектива ставиться i скiльки необхiдно голосiв отримати для перемоги того чи iншого блоку або партiї. Все це давно вiдомо. Я можу сказати лише, що якщо ми використовуємо iнструментарiй вчорашнього дня – пiдкуп дiльничих та окружних комiсiй, виборцiв тощо – то очевидно, що будуть величезнi витрати, якi не гарантують позитивного результату. Якщо ми використовуємо iнструментарiй завтрашнього дня, iнструментарiй полiтичних союзiв, об’єднань, тодi маємо мiнiмальнi витрати.

Тарас Чорновил, народный депутат Украины, член правления партии «Реформы и Порядок»:

– Сума може коливатися на кiлька порядкiв у рiзних кандидатiв. Кандидат, який приходить у новий округ, який уперше йде у ВР, мусить витратити на порядок бiльше коштiв, нiж депутат, який уже працював у цьому окрузi й зберiг там власний iмiдж. Можу сказати про свiй округ: що сума буде складати до 10 тис. доларiв. Наприклад, у деяких штабах, я знаю, виводять реальнi розрахунки виборчої кампанiї $100-130 тис. А частина кандидатiв уже сьогоднi заявляють, що витратять бiльше мiльйона доларiв.

Владимир Щербань, глава Сумской областной государственной администрации:

– Я не думаю, что избирательная кампания будет очень дорогой для блока «Наша Украина», потому что рейтинг блока сегодня высокий. А вообще, эта кампания, конечно, станет дороже, чем все предыдущие.

Евгений Червоненко, почетный президент концерна «Орлан», кандидат в народные депутаты («Блок Виктора Ющенко «Наша Украина»):

– Стоимость избирательной кампании в округе будет очень дифференцирована как от регионов, так и от личности кандидата, политического блока или партии. В обществе назрел тот момент, когда народ имеет свое мнение. Я не могу точно оценить сумму, но знаю, что нынешняя кампания короткая, и поэтому она будет очень напряженной.

Залишити відповідь