В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 10 октября с сольным концертом произведений Ф. Шопена выступит заслуженный артист Украины Евгений Ржанов

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 10 октября с сольным концертом произведений Ф. Шопена выступит заслуженный артист Украины Евгений Ржанов (Украина-Германия).

«В игре Евгения Ржанова, – писали в свое время критики, – есть и мужественная энергия, и своеобразная нервная острота, импульсивность… Искусство пианиста всегда подкупает предельной искренностью, живостью темперамента, неподдельным воодушевлением.» Интеллектуальность, обостренная эмоциональность и выразительность интерпретаций, высокая музыкальная культура и тщательная продуманность каждой программы, которую Евгений Ржанов выносит на суд публики, не утрачены с годами.

В этот раз пианист предлагает вниманию киевских слушателей монопрограмму из сочинений классика польской музыкальной культуры Ф. Шопена. Как известно, Шопен был не только гениальным композитором, но и одаренным пианистом. Возможно, именно в силу этого обстоятельства он оставил совершенно уникальное – по объему и разнообразию жанров, смелости поисков, обаянию и пронзительной искренности – фортепианное наследие. К какому бы жанру ни обращался композитор – мазуркам, вальсам, полонезам, этюдам, ноктюрнам, балладам, скерцо, сонатам – в каждом он создавал образцы, ставшие классикой мировой музыкальной культуры.

Драматургическим стержнем программы, подготовленной Евгением Ржановым, станут четыре баллады Ф. Шопена. Над первой, соль минорной, композитор начал работать, когда ему было чуть больше двадцати лет. По его же признанию, образно-эмоциональный строй сочинения навеян поэмами его выдающегося современника и соотечественника А. Мицкевича. Работу над последней, фа минорной (пожалуй, наиболее трагичной из его сочинений в этом жанре), Ф. Шопен завершил за несколько лет до смерти. Таким образом, через жанр баллады Евгений Ржанов представляет эволюцию шопеновского творчества.

В концерте также будут звучать прелюдии, мазурки, скерцо, вальсы и этюды – тоже в хронологической последовательности, что, естественно, углубит общую концепцию программы.

КОНЦЕРТЫ

Продюсерское агентство «Мистецьке березiлля» начинает масштабный художественный проект «Гранды искусства в Киеве».

Проект можно назвать не только масштабным, но и беспрецедентным, поскольку в течение концертного сезона 2001-2002 гг. киевляне смогут приобщиться к искусству мировой художественной элиты.

В лучших залах столицы – Национальной опере Украины, Колонном зале им. Н. Лысенко, Национальном театре им. И. Франко и в пространстве галереи «Лавра» – выступят такие всемирно известные труппы, как московский театр «Новая опера» (художественный руководитель и главный дирижер Евгений Колобов, 7, 9, 11 ноября); датский театр ODIN (режиссер Еудженио Барба, 13, 14, 15 ноября); грузинский Государственный академический театр им. Ш. Руставели (художественный руководитель Роберт Стуруа, 21, 22, 23 декабря); литовский театр Оскараса Коршуноваса (25, 27 января); Танцевальная компания Исмаэля Иво (Германия, 21, 22 февраля); польский Центр театральных практик «Гардженице» под руководством Влодзимижа Станевского (27, 28, 29 апреля); литовский «Мено Фортас» (художественный руководитель Эймунтас Някрошус, 22, 24, 26 мая).

Более лаконично, но не менее впечатляюще выглядит «музыкальный раздел» проекта, представленный именами подлинных грандов искусства начала третьего тысячелетия, среди которых – один из лучших кларнетистов мира Жора Файдман (США,13 декабря); совершенно уникальный музыкант (его называют мультиинструменталистом) Стефан Минкус (17 марта); скрипачка Виктория Муллова; Хор Монтеверди; Революционно-романтический оркестр (дирижер – сэр Джон Элиот Гардинер, 1 июня); выдающийся мастер современной музыкальной культуры, композитор Гия Канчели (7 октября).

КОНЦЕРТЫ

В Национальной опере Украины 7 октября в рамках проекта «Гранды искусства в Киеве» состоится авторский вечер выдающегося современного композитора Гии Канчели при участии солистов Юрия Башмета, альт (Россия), Барта Шнееманна, гобой (Германия), Арно Борнкампа, сопрано-саксофон (Голландия).

Выдающийся мастер современной музыкальной культуры, родившийся в 1935 году в Тбилиси и долгие годы живший и работавший в родном городе, для нескольких поколений советской интеллигенции был олицетворением творческой бескомпромиссности, воплощением – вопреки обстоятельствам – служения высокому искусству. Премьеры его сочинений в советские времена при молчании официальной критики (особенно в 70-е годы) для истинных ценителей классики становились настоящим праздником духа. Последние несколько лет Гия Канчели живет и работает в Бельгии. Его музыка в сейчас звучит по всему миру в интерпретации лучших солистов и коллективов современности.

А начинал будущий гений студентом геологического факультета Тбилисского университета. Вернувшись из своей первой практики – 17-километрового маршрута под палящим солнцем – он составил список из специальностей, не требующих много ходить, и выбрал музыку. Причем изначально отдал предпочтение джазу и некоторое время создавал джазовые композиции. Осознав, что мечта стать дирижером и руководителем «биг-бенда» неосуществима, Канчели попробовал работать в симфоническом стиле. И сразу же себя нашел. С 1967 г. по 1986 г. композитор написал семь симфоний, определенных музыковедами как «образующий макроцикл, посвященный судьбе красоты в дисгармонии современного мира». За 4 симфонию Гия Канчели, невзирая на многочисленные обвинения в космополитизме и формализме, был награжден Государственной премией СССР.

Музыка Канчели крайне необычна – она медленна, часто гипнотично-медитативна. Иногда звук почти не слышен или еле различим, и слушателю кажется, что он слушает лишь тишину. Однако композитор говорит: «Не бывает абсолютной тишины. Даже если оказаться на природе, и вокруг нет ничего и никого – все равно музыка продолжает звучать». Канчели называет себя «человеком, влюбленным в тишину» (может, поэтому с 1994 года его произведения с завидным постоянством издаются звукозаписывающей компанией «ЕСМ», лозунг которой «следующее звучание после тишины»?).

Одно из последних сочинений грузинского композитора, написанное в 1999 году, называется «Стикс». С просьбой сыграть его в Киеве Канчели обратился к известному альтисту Юрию Башмету (которому, кстати, посвящено произведение). Для этого автор лично полетел к Юрию Башмету на остров Альба уговаривать его нарушить распланированный с точностью до минуты график. Великих музыкантов связывает давняя дружба и, как говорит композитор, «если бы не было Башмета, то, возможно, не было бы и самого «Стикса».

В рамках авторского вечера Гии Канчели также прозвучат произведения «В гостях у детства» для гобоя и камерного оркестра, «Ночные молитвы» для сопрано-саксофона и камерного оркестра.

В концерте примут участие киевский камерный оркестр, симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, муниципальный хор «Киев». Дирижировать программой будет Лев Маркиз (Голландия).

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки 7 октября впервые в Украине выступит с сольной программой знаменитый французский органист Жан-Поль Имбер.

Главный органист Базилики Нотр-Дам в Париже в мире известен прежде всего как прекрасный интерпретатор сочинений И.-С. Баха и большой знаток романтической органной литературы. Эти пристрастия Ж.-П. Имбера нашли отражение и в программе его выступления, насыщенной, объемной, составленной с большим вкусом.

Первое отделение посвящено музыке барокко и венского классицизма. Его открывает Концерт №10 ре минор для органа Г. Ф. Генделя. Причем исполнение Ж.-П. Имбером этого произведения для киевского слушателя будет достаточно неожиданным: знаменитый музыкант возобновляет великие традиции импровизации. Как известно, старинные мастера не выписывали каденцию (раздел, в котором исполнитель в полную силу демонстрирует свою виртуозность) – она строилась исключительно на импровизации органиста. Несколько столетий тому назад эта особенность исполнения «ушла» из концертной практики. Ж.-П. Имбер ее возрождает, предлагая в генделевском опусе собственный вариант каденции.

В первом отделении также прозвучат Фантазия фа минор В.-А. Моцарта и «Пассакалья» И.-С. Баха.

Второе отделение Ж.-П. Имбер посвятил музыке французских романтиков. И если «Прелюдия, фуга и вариация» С. Франка в органных концертах исполняется не так уж редко, то сочинения Ш.-М. Видора (финал Симфонии №5) и Л. Вьерна («Экспромт», «Легенда» и «Лунный свет») для большинства киевских слушателей наверняка станут своеобразным открытием.

КОНЦЕРТЫ

На сцене Национальной оперы Украины 6 октября будет представлена новая программа «Взгляд со стороны» Санкт-Петербургского государственного мужского балета Валерия Михайловского.

Санкт-Петербургский мужской балет, созданный известным петербургским танцовщиком, заслуженным артистом России Валерием Михайловским в 1992 году, аналогов в мире не имеет. С первого появления на сцене коллектив вызвал огромнейший интерес как у зрителей, так и у специалистов балетного искусства, которые назвали это событие «революцией в русском балете» и «сенсацией сезона».

Действительно, впервые в истории русского балета мужчины встали на пуанты и исполнили легендарные женские партии из классического репертуара. Уникальность этого коллектива выражена в универсальности исполнительского мастерства танцовщиков, которые могут в первом отделении исполнять сложнейшие современные мужские партии, а во втором – с блеском танцевать женские роли в номерах и фрагментах классических балетов. Специалисты говорят, что тот небывалый успех, который сопровождает каждое выступление труппы Михайловского, определен высочайшим мастерством, новым взглядом на балетное искусство и оригинальностью постановок.

Михайловский со своей труппой представлял Россию на многих международных фестивалях, самым значительным из которых был фестиваль, проводимый ЮНЕСКО, – «Копенгаген-96». Труппа удостаивалась чести выступать на лучших сценических площадках России и мира – «Линкольн-центра» в Нью-Йорке, центральных концертных залов и театров Токио, Копенгагена, Хельсинки, Иерусалима, Сеула, Кейптауна, Йоханнесбурга, Шанхая, Пекина, Москвы, Петербурга, Киева, Минска, Риги, Таллинна, Вильнюса.

Новая программа труппы «Взгляд со стороны» – совместный проект прославленного петербургского коллектива и знаменитого американского хореографа Кристофера Флеминга. Экс-солист труппы Джорджа Баланчина, исполнитель ведущих партий в балетах Джерома Роббинса, Антони Тюдора, Кеннета МакМиллана, Фредерика Аштона Флеминг как хореограф нашел свой неповторимый хореографический почерк, представляющий собой органический синтез классики, неоклассики, модерна и джаз-танца.

Его программа «Взгляд со стороны» состоит из двух отделений. Первое называется «Отражение себя». По словам автора, это балет о городе «не по-русски графичном, замкнутом», это «философские вариации-размышления на вечную тему жизни и творчества Художника, отражение современного психологического состояния России, увиденное западными глазами». Второе отделение, «Абонемент», объединяет в себе композиции из балетов «Жизель», «Коппелия», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

Гастроли организованы киевским театральным агентством «Антреприза».

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку живописи Олега Семина «Улитка в пустоте».

Молодой киевский художник, активная выставочная деятельность которого началась еще в дни студенчества, заявил о себе достаточно необычно и смело, создав в 1993 году творческое объединение «Владимирская горка». Усилиями этого союза единомышленников было организовано несколько групповых выставок – в них, естественно, принимал участие и Олег Семин.

Чуть позже, увлекшись идеей создания перфомансов, которая тогда витала в воздухе столичной художественной жизни, он с коллегами по творческому объединению «Передвижники сознания» реализовал также достаточно интересные проекты.

Но все же едва ли не самой большой творческой удачей Олега Семина является то, что он еще в молодом возрасте сумел обрести собственный почерк, индивидуальность живописца. Об этом, в частности, свидетельствует и его персональная выставка «Улитка в пустоте», на которой представлено около двадцати работ художника.

Выставка открывает некий самодостаточный мир, мерцающий мягкими пастельными тонами, в нем изысканно переплетаются элементы фантастики и беспредметной живописи, сказочно-ирреальное начало которого манит и завораживает. Художник мягко, ненавязчиво приглашает зрителя постичь его колдовское начало, окунуться в эти несколько призрачные чарующие фантазии.

Выставка «Улитка в пустоте» продлится до 7 октября. Адрес галереи «Одекс Плюс»: улица И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

КИНО

В Киеве открылся первый в Украине многозальный кинотеатр-мультиплекс «Баттерфляй».

«Баттерфляй» – пятый кинотеатр в Киеве, оснащенный техникой мировых стандартов. Он имеет три зала (один на 250, а два других на 140 мест), которые оборудованы аппаратурой «Квестер» СР 650 Dolby Digital. Концепция нового кинотеатра несколько отличается от уже существующих в Украине. Построенный на втором этаже супермаркета «Мегамаркет», он в основном рассчитан на покупателей. По словам директора кинотеатра Наталии Заики, в «Баттерфляй» можно приходить всей семьей: пока родители будут заняты покупками, дети смогут посмотреть фильм. В настоящий момент в кинотеатре ставка делается на американские новинки-блокбастеры. В будущем в «Баттерфляе» предусмотрен прокат европейского кино, не исключается появление украинского.

КИНОРЕЙТИНГ

На украинском видеорынке появились четыре новых фильма, входящих в топ-десятку коммерчески успешных лент по итогам прошедшего уик-энда.

Самым успешным и одновременно самым невезучим фильмом оказался «Тяжелый мяч» с Киану Ривзом в главной роли. Успешным – потому, что за первый уик-энд собрал больше всех, а невезучим – из-за предшествующей его выходу трагедии 11 сентября. Поэтому «Тяжелый мяч» заработал вдвое меньше, чем мог бы, а рекламная кампания практически пошла насмарку. Фильм снимался в «черных» районах Чикаго и в Денвере, на играх высшей лиги американского бейсбола. Главный герой, «белый» тренер по бейсболу Конор О`Нилл (Ривз) – заядлый игрок в азартные игры. В очередной раз проигравшись в дым, он получает отсрочку в выплате долга, но при условии, что станет тренировать новосозданную команду, полностью состоящую из чернокожих игроков. Поскольку сюжет не отличается оригинальностью, режиссер сделал ставку на технику и динамику съемки. «Наживкой» для зрителя стали также небольшие роли Майкла Джордана и некоторых других звезд НБА.

Приблизительно в подобной ситуации с выходом в прокат оказался и «Дом Глассов» (триллер), где также все построено не на оригинальности, а на напряжении, таинственности сюжета. Молодая американская актриса Лили Собески, получившая впервые в своей жизни гонорар в миллион долларов, и перспективный актер Тревор Морган играют брата и сестру, чьи родители погибают в авиакатастрофе. Их опекуны, когда-то лучшие друзья родителей, любезно приглашают опекаемых в свой дом…

Картина «Мушкетер» – очередная экранизация романа Александра Дюма. Поставленный американцем фильм на самом деле является международным проектом – франко-американо-люксембургским, а заняты в нем, кроме американских актеров Мины Сувари и Джастина Чемберса, англичанин Тим Рот, ирландец Стивен Ри и француженка Катрин Денев (Денев сыграла королеву Франции Анну – именно таково было ее условие, и на другую роль она принципиально не соглашалась). Для любителей боевиков и приключений этот фильм – небольшое событие, поскольку сцены боев мушкетеров (экшн-хореографию) ставил мастер восточных единоборств Ксин Ксин-Ксионг.

Событием любители ужасов и триллеров называют малобюджетную картину «Джиперс-Скриперс» с малоизвестными актерами в главных ролях. Сестра и брат, Триш и Дарри, оказавшиеся случайными свидетелями того, как незнакомец прячет тела убитых людей в подвале заброшенной церкви, автоматически попадают под его пристальное внимание. Ничего хорошего для свидетелей эта случайность, естественно, не принесла. Но отсутствие хеппи-энда и нестандартность сюжетных ходов делают фильм привлекательным для ценителей жанра.

Залишити відповідь