В Национальном доме органной и камерной музыки 30 сентября состоится вечер «Тебе, учитель, посвящается», приуроченный к 75-летию со дня рождения выдающегося певца, народного артиста Украины Константин

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки 30 сентября состоится вечер «Тебе, учитель, посвящается», приуроченный к 75-летию со дня рождения выдающегося певца, народного артиста Украины Константина Дмитриевича Огневого.

Константин Огневой ушел из жизни два года назад, но живет в записях его замечательный голос, нетленна память в сердцах благодарных учеников и тысяч поклонников. Выдающийся певец обладал воистину уникальным голосом – редкостной красоты и выразительности лирическим тенором, буквально светящимся какой-то удивительной серебристой краской, проникавшим в душу и возносившим слушателей к небесам над ежедневной суетой бытия. А еще он был поразительно «многожанровым» артистом. Трудно сказать, в чем Константин Огневой раскрылся наиболее полно: в опере, камерном или песенном репертуаре. Почти двадцатилетие (с 1955 по 1973 г.) он царил на сцене Национальной оперы Украины в полную силу своего яркого таланта, создав целую галерею блистательных образов, навсегда вошедших в сокровищницу отечественного исполнительского искусства. Трепетный, нежный Ленский в «Евгении Онегине» П. Чайковского и порывисто-взволнованный Владимир Игоревич в «Князе Игоре» А. Бородина, романтичный Петро в «Наталке-Полтавке» Н. Лысенко и неугомонный граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини и, конечно же, «коронные» партии Константина Огневого в операх Верди – Альфред в «Травиате» и Герцог в «Риголетто».

Напомнить о замечательном певце, педагоге и человеке в день юбилея решил один из его последних учеников, солист органного зала и Одесского государственного оперного театра Игорь Борко, организовавший этот вечер. К участию в нем он пригласил воспитанников своего любимого учителя: солистов Национальной оперы Украины, заслуженных артистов Украины Петра и Павла Приймаков, солиста Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского Вадима Солодкого, органистку Валерию Балаховскую, а также хор Педагогического университета им. М. Драгоманова под управлением Павла Ковалыка и Ансамбль народной музыки «Джерело» под управлением заслуженной артистки Украины Евгении Черказовой. И, конечно же, на вечере будут звучать записи Константина Огневого.

ВЫСТАВКИ

Галерея «Ателье Карась» представляет выставку живописи «Современность искусства» – очередной этап воплощения масштабного художественного проекта «Диалог с цитатой».

«Творческая стратегия, примирившаяся с невозможностью предвидеть будущее, пытается жить в аду нынешнего времени… используя прошлое» – это изречение известного культуролога и теоретика искусства Акилле Бонито Олива можно рассматривать как эпиграф к экспозиции в целом. В ней принимают участие ведущие отечественные живописцы, неоднократно представлявшие Украину на престижных международных выставках и фестивалях, чьи работы демонстрируются в многочисленных частных коллекциях и музеях практически по всему миру.

В экспозиции представлено 16 новых работ шестнадцати авторов. И все же, невзирая на достаточно ярко выраженный индивидуальный почерк большинства участников, выставка воспринимается как единое целое. Ибо задача, поставленная сотрудниками галереи, – в художественной форме отразить свое понимание взаимодействия искусства и времени – объединяет индивидуальные варианты ее решения.

Как всегда, интересен и выразителен ужгородский мастер Тарас Табака. Его мерцающий, загадочный «Триптих», решенный в серовато-коричневых тонах, кажется, несет какую-то недосказанность и тайну. Известный львовский живописец Василий Бажай на этот раз отошел от своей излюбленной цветовой гаммы и представил чрезвычайно интересный «Диптих», в котором особо выразительно «прочитывается» насыщенная, активная, можно даже сказать, кричащая голубая плоскость работы. А рядом – пленяющий лаконичностью и изысканностью диптих его земляка Игоря Яновича «Черные пятна». Талантлив и непредсказуем известный киевский живописец Андрей Блудов. В его композиции сквозь кажущуюся абстракцию просматривается зашифрованный фигуратив. Создается впечатление, что художник – не всерьез, а играючи – в одном полотне представляет целую историческую ретроспективу.

И все же, если экспозицию рассматривать как единое целое, ее кульминация – великолепная работа Тиберия Сильваши «Живопись». Насыщенная и экспрессивная цветовая гамма ошеломляет, властно захватывая внимание зрителя почти с колдовской силой.

Выставка «Современность искусства» продлится до 17 октября. Адрес галереи «Ателье Карась»: Андреевский спуск, 22 а.

ВЫСТАВКИ

Во Французском культурном центре продолжается выставка плакатов «Литература. Современное состояние», организованная отделом популяризации литературы Министерства франкоязычного сообщества Бельгии при поддержке посольства Бельгии в Украине.

Цель этой экспозиции достаточно прикладная и в то же время благородная: представить потенциальному читателю франкоязычную бельгийскую литературу во всем разнообразии ее жанров, стилей и эстетических пристрастий. Но хорошо апробированная схема – информируя агитировать – используется в высшей степени грамотно и корректно: материал подобран настолько интересно, а выставка оформлена столь красочно, что у зрителя непременно создается впечатление, что ему хотят предложить милое ненавязчивое знакомство, предвосхищающее в будущем весьма приятное общение.

Великолепные по полиграфическому и интересные по художественному уровню плакаты дают легкую и в то же время содержательную информацию о литераторах, репродуцируют их фотографии, некоторые издания и иллюстрации к ним, а также знакомят с наиболее яркими фрагментами сочинений. При этом организаторы выставки сумели достичь максимального разнообразия жанров: здесь и романы (Франсис Данмарк, Франсуа Эманюэль), и новеллы (Мишель Ламбер), и поэзия (Ги Гофет), и драматургия (Филипп Бласбан), и эссе (Рауль Ванегем). Маститые авторы, получившие международное признание и успех (Марсель Моро, Жаклин Гарпман, Эжен Савитска) непринужденно «соседствуют» с талантливой, достаточно ярко заявившей о себе молодежью (Серж Крибу, Брюс Л. Маянс). Не забыли устроители экспозиции и о таких популярных жанрах, как детектив (Паскаль Фонтено) и фантастика (Надин Монфис, Ален Дартевель).

Выставка продлится до 30 сентября. Адрес Французского культурного центра: ул. Горького, 104.

ВЫСТАВКИ

Киевская художественная галерея «Тадзио» представляет персональную выставку львовского художника-фигуративиста Бориса Черных.

Свои новые работы художник Борис Черных объединил под общим названием «Курортный роман». Это название несет в себе беспечность, бесшабашность, многоцветье, «ничегонеобязывание», «ничегонеделание», а кому-то – и надежду…

Борис Черных сейчас работает в стиле фигуративной живописи, его творчество состоит из натюрмортов и пейзажей. Натюрморты – ярко-южные, с обилием цветов и фруктов приморских кафе и ресторанов. А на пейзажах преобладает вода. И в этом сине-голубом пространстве обязательно кто-то плавает: очень разноцветный и всегда в одиночестве. Одинокие мужчины и одинокие женщины (то ли в преддверии своих романов, то ли после них) скользят по морской глади (картина «Скольжение») в несуразных шляпках, в полосатых купальных шапочках, на полосатых надувных матрасах. Критики отмечают, что эта «полосатость» говорит о том, что и жизнь у художника такая же. Но во всех жизненных передрягах Черных спасает удивительное чувство юмора, что подтверждает его творчество. Без улыбки на эти картины не посмотришь. Поскольку носы у дам слишком «грузинские», а маленькие ручки и ножки совсем не соответствуют телам, по-рубенсовски пышным. Сам художник говорит: «Я никого не обижаю. Я так вижу. Очень часто даже на мои выставки заходят люди – ну, просто мои живые персонажи, с такими же носами и прическами. Поэтому я ничего не придумываю. И считаю, что в нашей реальной жизни ничего и не надо придумывать, уже все есть. Главное – увидеть».

Известный искусствовед, профессор Валентина Заболотная увидела в творчестве художника «торжество праздника жизни, несмотря на грустные глаза и одиночество его персонажей. Такое позитивное восприятие мира делает картины очень светлыми. Борис Черных – истинно украинский художник по своей палитре, колориту, юмору, ироническому отношению к миру. Его легкость помогает и нам немножко очиститься и порадоваться жизни».

Хозяйка галереи, искусствовед Елена Ягодовская объясняет свою заинтересованность творчеством Бориса Черных тем, что «привыкла сталкивать противоположности. А львовская школа живописи очень отличается от киевской, больше тяготеет к декоративности, фигуративу. Такое противопоставление стилей очень интересно для художников. И к тому же только на выставке картины начинают разговаривать. В мастерской они молчат, а здесь происходит живой диалог».

Выставка продлится до 1 октября. Адрес галереи «Тадзио»: пер. Десятинный, 7.

КИНО

Ретроспектива фильмов известного питерского кинорежиссера Александра Сокурова пройдет в украинском кинопрокате с 29 сентября по 7 октября.

За десять дней кинопоказа украинские зрители смогут увидеть почти полную подборку фильмов Александра Сокурова, созданных им в период с 1978 по 2000 год – 10 игровых картин из 12.

30 сентября будет демонстрироваться дебютный фильм Сокурова «Одинокий голос человека», снятый режиссером еще в 1978 г. как дипломная работа на режиссерском факультете во ВГИКе. Но так как картина была экранизацией в то время запрещенной прозы Андрея Платонова, ее, даже не допустив к защите, положили «на полку». Широкая общественность смогла увидеть картину лишь через 9 лет, когда началась перестройка. Тогда же «с полки» достали и четвертый игровой фильм Сокурова, созданный и запрещенный в 1983 году – «Скорбное бесчувствие» (демонстрация – 1 октября). Появившись на экранах в 1987, лента поразила зрителей оригинальной режиссерской концепцией и сразу же была удостоена Специального приза памяти Андрея Тарковского и приза ФИПРЕССИ на XV Международном кинофестивале в Москве. Через год после этого неожиданного успеха режиссер взялся за экранизацию повести братьев Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света». И хотя фильм Сокурова «Дни затмения» (2 октября) не имел ничего общего с фантастической повестью, по мнению Бориса Стругацкого, «основная идея литературного источника о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления, в мире административного невыносимого давления… – вот эта идея взята целиком и перенесена в совершенно новые условия. Звучит она вполне убедительно и производит даже еще более страшное впечатление, чем испытывает читатель повести…». Именно «Дни затмения» сделали режиссера популярным: фильм вошел в список 100 лучших картин столетия, отобранных Европейской киноакадемией, и получил ряд премий.

Приступая к экранизации еще одного литературного произведения, романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари», Сокуров думал не только о режиссерском решении картины. «…Я понимал, что фильма не будет, пока не будет найдена натура мадам Бовари. До начала съемок оставалось 4 дня, я был в Локарно и случайно, на улице, увидел в движущейся автомашине женщину с длинными темными волосами, очень полную и молодую. Это была Эмма Бовари», – вспоминал впоследствии Сокуров. Героиня говорила на смеси русского и французского языков, причем перевода с иностранного не было. Таким образом зрителю была дана возможность не просто знать, а чувствовать то, что происходило с героиней. Этот режиссерский ход, а также непрофессиональная – живая – игра найденной Сокуровым Сесиль Зервудаки обеспечили успех фильму «Спаси и сохрани»: на Международном кинофестивале в Монреале он получил Гран-при, а в Дюнкерке, кроме Гран-при, еще и приз за лучшую женскую роль. В рамках ретроспективы в Киеве картина будет демонстрироваться 3 октября.

«Круг второй» (4 октября) – седьмая игровая лента режиссера. «Скорбный долг сына, единый для всех живущих, – говорит Сокуров о сюжете, – похоронить отца. Главное и единственное событие фильма… запечатленное с эпической простотой и подробностью факта.» За этим сюжетом стоит метафора утери традиций – в фильме, снятом в 1990 году, хоронят не тело, а убивший народные традиции Советский Союз. Это впечатлило нидерландских кинокритиков, присудивших «Кругу второму» приз ФИПРЕССИ с формулировкой «За развитие авангардного направления в киноискусстве».

Еще одна лента – черно-белый «Камень» (5 октября). Сам Сокуров так говорит о своем детище: «Камень» – это та картина, которая никогда не будет искать зрителя: у нее слишком тихий голос. Картина встретится со зрителем, если зритель сам отыщет ее».

Идея еще одного сокуровского фильма «Тихие страницы» (6 октября) – показать, к чему привела тотальная бездуховность человечества, когда, по словам Чехова, «город мертв, люди в нем мертвы». Эта работа была отмечена Берлинским кинофестивалем.

«Мать и сын» (будет демонстрироваться 7 октября), снятый в 1996, в том же году получил 14 призов по всему миру и был куплен для проката в 26 (!) странах, что беспрецедентно для фильмов постсоветских стран. Это, пожалуй, самая камерная картина режиссера, где сюжет вращается вокруг двух бесконечно одиноких и одновременно бесконечно близких людей – стареющей матери и заботящегося о ней сына. Режиссер говорит: «В определенном смысле мать и сын – как бы единое существо, погруженное в странный и прекрасный мир вечной природы, мир, в который человек то ли вообще еще не пришел и не успел ничего напортить, то ли уже давно ушел навсегда…».

«Молох» (29 сентября) и «Телец» (30 сентября) – две самые скандальные и самые известные в мире картины Александра Сокурова. Обе они входят в трилогию режиссера о людях власти: первая о нескольких днях жизни Адольфа Шикльгрубера, больше известного как Гитлер; вторая – о последних днях жизни Владимира Ульянова-Ленина. За счет архивной точности событий работы имеют вес исторических картин. Но вольность режиссера в интерпретации повадок героев, их мимики и высказываний плюс съемка с использованием абсолютно новой оптической системы сделали фильмы произведениями искусства, заслуживающими самого пристального внимания.

ТЕАТР

В Государственном театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра 27 сентября состоится премьера спектакля «Сильвия» по одноименной пьесе американского драматурга Альберта Герни.

В Украине произведения современного драматурга Альберта Герни отечественными сценаристами еще не ставились. Хотя в мире он известен, особенно по постановкам на Бродвее, где его пьесы пользуются большим успехом. «Сильвия» – самая известная пьеса Герни. В прошлом году ее трижды поставили в России (в переводе Сергея Таска). Теперь за постановку «Сильвии» взялся украинский Театр драмы и комедии.

Популярность этой пьесы – в легкости и непринужденности: она смотрится без напряжения, ибо достаточно проста и очень комедийна. В ее основе неожиданный треугольник – жена, муж и собака. Последнюю приводит в дом именно муж, Грег (Анатолий Ященко). Вздремнув ночью в парке, он проснулся от тихого поскуливания симпатичного пуделя (Дарья Лобода, Светлана Орличенок). И в нем пробуждается чувство влюбленности: Грег влюбляется в собаку. Придя поутру с ней в дом, он при жене Кейт (Светлана Золотько) называет пуделя Сильвией, разговаривает с ней и всячески обхаживает. Позже даже бросает работу, уделяя все время своей любимице, чем вызывает естественное подозрение в сумасшествии. Но психиатры не констатируют разлада психики у Грега. И Кейт, до этого больше любящая Шекспира, чем мужа, начинает ревновать и бороться за внимание суженого, объявив нежданной гостье настоящую войну. Фарс, гротеск и двусмысленность ситуации в пьесе налицо, и обыгрывать ее можно бесконечно. Постановка очень смешная, что делает комедию почти идеальной: она не обременяет усталого зрителя глубокомысленными идеями и в то же время эмоционально близка каждому. А «почти идеальна» потому, что вызвала непонимание у некоторых критиков, не увидевших игривости и гротеска в сюжете, и воспринявших ее либо буквально, либо с обидой – мол, собаку предпочли женщине.

Режиссер-постановщик спектакля Алексей Лисовец (он же автор музыкального решения) профессионально работает на сцене уже 11 лет. В его активе 20 постановок, воплощенных на подмостках Киева, Донецка, Николаева и Одессы. Киевский зритель может вспомнить искрометные и музыкальные «Королевские игры» в Театре русской драмы им. Леси Украинки, а также доброе «Бес…конечное путешествие приятной компанией в сопровождении козлиного голоса» в Театре драмы и комедии.

Залишити відповідь