В Национальном доме органной и камерной музыки при поддержке отдела прессы, образования и культуры посольства США в Украине продолжается международный фестиваль органистов США в Украине.

ФЕСТИВАЛИ

В Национальном доме органной и камерной музыки при поддержке отдела прессы, образования и культуры посольства США в Украине продолжается международный фестиваль органистов США в Украине.

31 мая и 1 июня с сольными концертами выступит Мерил Н. Девис III.

Этот авторитетный музыкант закончил три американских университета (в Миннесоте, Далласе, Сиракузах), органную школу им. А. Гильмана в Нью-Йорке, совершенствовал мастерство во Франции у знаменитого Пьера Кошре, под руководством которого он постигал курс импровизации. В 1974 году Мерил Н. Девис III стал вторым в истории американцем, вышедшим в финал международного конкурса органной импровизации в Хаарлеме (Нидерланды).

Музыкант много гастролирует в Европе и Америке, принимает активное участие в радиопрограммах США и Канады. Его часто приглашают различные органные фирмы для конструирования или открытия построенных органов. С 1992 года он является директором-консультантом Европейской музыкальной корпорации и эксклюзивным представителем органной фирмы Rieger-Kloss в США.

В программе выступления Мерила Н. Девида III перед киевской публикой – сочинения И.-С. Баха, С. Франка, К. Сен-Санса, а также органные импровизации.

Закрывают международный фестиваль органистов США в Украине концерты Брайена Милникела (2 и 3 июня).

Этот артист начал изучать музыку, постигая искусство игры на трубе и фортепиано. Первые уроки органа стал брать, занимаясь в колледже Конкодия. Четыре года он совмещал работу в Michigan Marching Band (исполнял партию первой трубы) и занятия в Мичиганском университете по классу органа. В 1986 году стал финалистом органного конкурса им. И.-С. Баха в Каламазу.

Сейчас Брайен Милникел – директор музыки и искусств лютеранской церкви Тринити, много гастролирует в США и за пределами страны, а также готовит к изданию свой первый компакт-диск.

Перед киевскими слушателями он выступит с исполнением произведений Д. Букстехуде, И.-С. Баха, Ф. Б. Мендельсона и С. Франка.

ТЕАТР

В рамках III Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ травневий» чешский театр Suplik покажет два спектакля: 29 мая в помещении Дома актера – миниатюру «Насос», а 30 мая в помещении театра «Колесо» – постановку «Разговор с отвергнутым человеком».

Миниатюра «Насос» – сплошная импровизация. Сюжет возникает по ходу спектакля и зависит от количества зрителей, погоды за стенами театра или от настроения самих актеров, которых в Suplike всего два: Петр Ладин и Роман Петерка. Из декораций на сцене – лишь доска и сумка с вещами реквизита. Для минималистического стиля театра, где все рождается из абстракции, выбрана настолько же абстрактная музыка – джаз.

В «Разговоре с отвергнутым человеком» два параллельных сюжета. В первом – героями выступают Писатель и Палач, которые ведут дебаты на извечные темы о смерти и смысле человеческого существования. Во втором – практически о том же спорят Наркоман и его Дилер. Кстати, второй сюжет – авторское добавление, сделанное Ладином и Петеркой к пьесе швейцарского писателя Фридриха Дюрренмата «Ночной разговор с палачом», по которой, собственно, и поставлен спектакль. Черная комедия с элементами абсурда и гротеска – «конек» одного из ярчайших писателей ХХ века, называемого «искателем истины в парадоксах». И в театре, и в кино довольно часто ставились его произведения, наиболее известное из которых, позволившее Дюрренмату обрести мировую славу, – «Визит старой дамы».

КИНО

Кинофестиваль «Новое британское кино» пройдет в Киеве с 1 по 7 июня.

Все семь заявленных фильмов – номинанты или лауреаты фестивалей и конкурсов – еще не были представлены ни в украинском кинопрокате, ни на лицензионном видеорынке. Это своеобразная подборка из лучших картин, снятых британскими режиссерами в последние несколько лет.

Например, фильм «Страна чудес» (демонстрируется 3 июня) одного из наиболее перспективных молодых режиссеров Англии Майкла Уинтерботтома получил первый приз в Каннах-99 во внеконкурсной программе «Особый взгляд». Многие критики определили его как «лучший и эстетически определяющий фильм нового британского кино». «Страна чудес» – это фреска Лондона, где на фоне грязного и пышного, помпезного и домашнего мегаполиса показаны четыре дня жизни нескольких семей. Хеппи-энд, в отличие от американских фильмов, не пафосный или сентиментальный, а выстраданный, и поэтому воспринимается без тени сомнения.

Лауреатом каннского кинофестиваля является и фильм «Славные люди» (1 июня) бывшего боснийца Джасмина Диздара. В нем в современной клиповой манере рассматриваются межнациональные отношения.

В «Крысолове» (6 июня), дебютной ленте шотландского режиссера, лауреата Лондонского кинофестиваля Линна Ремзи, мир подан глазами 12-летнего мальчика, живущего в чудовищных условиях многоквартирного дома в бедном районе Глазго. Несмотря на мрачность и безысходность фильма, английские критики назвали его «шедевром поэтического видения реальности». Еще один дебют в режиссуре – картина «Зона боевых действий» (4 июня) прославленного английского актера Тима Рота (зритель знает его по работам у Квентина Тарантино и Ролана Жоффе). Драма, где в одной из главных ролей снялась талантливая британская актриса Тильда Суинтон, была признана лучшим европейским фильмом в номинации «Молодое кино» и получила приз европейского «Оскара» – премию «Феликс».

В рамках фестиваля также покажут драму английского классика Кена Лоуча «Меня зовут Джо» (7 июня). Еще две картины заявлены как комедии: «Красавчик» (2 июня) Хетти Макдональд и «Гении чистой воды» (5 июня) Марка Хермана.

Все фильмы будут демонстрироваться в кинотеатре «Жовтень». Фестиваль проводит оргкомитет киевского международного кинофестиваля «Молодость».

КИНО

Во Франции 20 мая определены лауреаты самого престижного и влиятельного международного кинофестиваля в мире – Каннского.

В конкурсной программе фестиваля в этом году насчитывалось 23 фильма из 15 стран мира. Среди них значились картины режиссеров, давно названных классиками – Жана-Люка Годара, Дэвида Линча, Сэхея Имамуры, Мохсена Махмальбафа, Маноэля де Оливейры и др. Впрочем, главный приз фестиваля – Золотую пальмовую ветвь – получил малоизвестный в мире режиссер из Италии Нанни Моретти за ленту «Комната сына». Таким образом картина Моретти с лихвой компенсировала то, что в прошлом году в конкурсе Канн вообще не было итальянских фильмов. В картине история переживаний психотерапевта, потерявшего сына, показана настолько трогательно, что по окончании фильма зрители аплодировали стоя. Однако критики восприняли сюжет неоднозначно, заявив о «спекуляции на эмоциях и переживаниях».

Совсем другой была реакция и критиков, и зрителей на «Малхолланд Драйв», последний фильм Дэвида Линча. По всеобщему мнению, картина представляет собой квинтэссенцию характерных для Линча режиссерских ходов, за которые его любят и знают: абсурд плюс детектив плюс фантасмагория. Действие происходит в Голливуде, где за главную женскую роль в фильме борются несколько актрис, и одна из них – ставленница итальянской мафии. Приз за режиссуру Линч разделил с другим американцем – Джоэлом Коэном («Человек, которого здесь не было»). Мнение об этом фильме зрителей и критиков опять-таки разделилось. Первые откровенно зевали и покидали зал, не желая смотреть ретро-драму, а вторые столь же откровенно приветствовали художественные достоинства картины, рассказывающей о немногословном цирюльнике, шантажирующем любовника жены.

Но наиболее обласканной критиками и жюри Каннского кинофестиваля оказалась картина австрийца Михаэля Ханеке «Пианистка», получившая сразу три главных приза, чего в Канне давно уже не случалось (Гран-при фестиваля, а также призы за лучшую женскую (Изабель Юппер) и мужскую (Бенуа Мажимель) роли). Главная героиня фильма – одинокая сорокалетняя пианистка, преподающая игру на фортепиано в консерватории. Когда в ее жизни наконец появляется любовь, оказывается, что из-за своих комплексов женщина неспособна ее принять. Фильм заслужил признание благодаря откровенности, с которой режиссер показывает то, что может быть скрыто в человеке.

Кроме того, лауреатами 54-го Международного кинофестиваля в Канне стали: фильм «Ничья земля» боснийского режиссера Даниса Тановича – специальный приз за сценарий; Золотую пальмовую ветвь за короткометражную картину присудили «Фасолевому пирогу» режиссера из США Дэвида Гринспена; победителем в категории «Золотая камера» стала лента «Атанарджат, бегущий быстро» первого эскимосского режиссера Захариаса Кунука.

КИНО

На лицензионном рынке Украины появился второй фильм из тетралогии российского режиссера-классика Александра Сокурова «Телец».

Первым фильмом тетралогии о людях власти ХХ века, задуманной Сокуровым еще несколько лет назад, был «Молох». Тогда режиссер шокировал всех тем, что выбрал главными действующими лицами Адольфа Гитлера и его любовницу Еву Браун. В своей картине он показал один день из их личной жизни.

Главный персонаж второй картины Сокурова – Ленин. Действие происходит где-то в 1922 году, когда «вождь мирового пролетариата» вследствие окостенения мозга и паралича правой части тела потерял способность аналитически мыслить. Он уже не может умножить 17 на 22, но упорно продолжает пытаться это делать, веря доктору в том, что если он получит нужную сумму, то непременно выздоровеет. Режиссер дотошно и подробно иллюстрирует распорядок дня страдающего вождя, называемого в фильме Больным. Сокуров не отступает от исторической правды и, моделируя неожиданные взрывы злобы героя, вкладывает в его уста фразы типа печально известных «убивайте как можно больше, чем больше, тем лучше». Причем достоверность изображаемого, пожалуй, можно назвать уникальной в кинематографе.

Сокуров снимал свой фильм в Горках, где переживал болезнь Ленин. Все в антураже последнего пристанища одного из самых известных людей ХХ века выдержано в соответствующих темных и мрачных тонах, но пленка тем не менее использовалась не черно-белая, как может подумать зритель. Эффект «документальное кино» – с пятнами-бликами, зернистостью изображения – достигнут техническими ухищрениями режиссера. Сокуров говорит, что «архитектурно, технически «Телец» сложнее «Молоха». Оптически сложнее. В «Молохе» мы смогли использовать созданную нами оптику только в трех-четырех кадрах: слишком много времени заняло производство этой системы. А здесь все было готово заранее, мы успели привезти огромные стекла, фильтры, специально разработанные для этой картины». Плюс современная звуковая аппаратура Dolby Digital.

Столь же тщательно воссоздавался внешний облик вождя, которого сыграл тот же актер, который играл Гитлера в «Молохе», – Леонид Мозговой. Проштудировав тонны литературы и километры пленки, гримеры сделали его завораживающе похожим на Владимира Ульянова в последние годы жизни. А Мозговой постарался не копировать речь своего героя, а подать ее глубинно, уделяя больше внимания интонациям, а не известной всем картавости.

Фильм назван «Телец» по нескольким причинам. Во-первых, Ленин родился именно под этим знаком зодиака. Во-вторых, «телец» – знак «первичных материальных энергий земли», ориентирующийся на сугубо материальный мир, а Ленин, как известно, ненавидел все духовное и страстно его уничтожал. И в-третьих, «телец» – это теленок. Как говорит сам режиссер, «ведь он (Ленин) так и не стал взрослым человеком, у него были представления о власти, о могуществе, но не сама власть, не само могущество».

ВЫСТАВКИ

В Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в рамках дней итальянской культуры в Киеве, организованных Итальянским культурным центром и посольством Италии в Украине, проходит выставка «Венецианское стекло от эпохи Возрождения до начала ХХ века».

Коллекция художественного стекла из собрания Национальной художественной галереи Палаццо Барберини в Риме в Украине экспонируется впервые, что, безусловно, повышает интерес к выставке. Ее основную часть составляют изделия, выполненные в мастерской «Компания Венеция-Мурано».

Мурано – один из живописнейших островов Венеции – известен во всем мире как крупнейший и старейший в Европе центр производства художественного стекла. С 1291 года здесь обосновалась корпорация стеклодувов, славившаяся своим искусством и художественным вкусом и, естественно, ревностно оберегавшая свои профессиональные секреты. Месторасположение города, его прекрасные торговые связи, могущество и величие способствовали и развитию производства, и росту популярности муранских мастеров. XV-XVII вв. – период наивысшего расцвета этого искусства. В то время благодаря использованию новых технологий обработки и способов отделки материала (эмаль, золочение, филигрань, «миллефиори», «кракле») сложился ярко выраженный характерный стиль венецианского стекла. В этот же период итальянские мастера освоили производство содового стекла, которое имитировало высоко ценившийся горный хрусталь. Вплоть до XVIII века Мурано неоспоримо первенствовал в Европе как крупнейший центр художественного стекла.

В коллекции, демонстрируемой в Музее искусств им. Б. и В. Ханенко, представлено 62 произведения, выполненных в раннехристианской технике «золотого фона», эмалевой росписи, «жирасоль» (опаловое стекло). Они принадлежат к разным периодам времени и отражают художественные вкусы различных эпох: от раннего Возрождения и барокко до неоархеологических и неовозрожденческих тенденций, господствовавших в XIX веке. Кроме того, экспонируются произведения в стиле «Ар Нуво», которые представляют собой пример зарождения современных тенденций в венецианской традиции стеклодувного искусства.

Выставка продолжится до 15 июня.

Адрес Музея искусств им. Б. и В. Ханенко: Киев, ул. Терещенковская, 15/17.

ВЫСТАВКИ

В Государственном музее украинского народного декоративного искусства продолжается выставка декоративно-прикладного искусства крымских татар конца XVIII-ХХ веков «Старинный узор».

Представленные на ней экспонаты – часть коллекции Республиканского крымско-татарского музея искусств – серебряная и медночеканная посуда, ювелирные изделия, народные костюмы, вышивки.

Стройные гугумы, куманы (посуда для воды), фильджаны (кофейные чашки) отличаются утонченностью формы. Замечательно оформлен раздел, посвященный ювелирным изделиям (их музей считает гордостью коллекции). Красота и богатство узоров, совершенное сочетание различных видов филигранной техники с используемыми материалами рождают ощущение полной гармонии. На выставке достаточно широко представлены безукоризненно выполненные старинные свадебные пояса (особо богато украшенные – женские, более сдержанные – мужские), нагрудные амулетницы (в них обычно носили выписанные фрагменты или высказывания из Корана), «верхушки» (фес тепелик) головных уборов.

Вышивки прелестны и изысканны. Глухая татарская гладь (татар шилеме) и сетчатое, решетчатое шитье (эсаб шилеме), шитые золотыми нитями и плоской металлической узкой пластинкой (тепли шилеме) – в этих техниках расшивались и предметы обихода (занавески, полотенца), и одежда, и обувь, и ритуальные предметы. В хитросплетениях разнообразнейших орнаментов – растительных и зооморфных, архитектурно-пейзажных, астрономических и даже каллиграфических (в них прочитываются молитвы, пожелания и изречения из Корана) – сквозь прошедшие века оживает душа удивительных мастеров, создавших эти старинные узоры, и народа, сохранившего их.

Выставка организована при поддержке Генерального центра Общества культуры и содействия крымских татар в Турции. Она продлится до 10 июня. Адрес музея: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21.

ТЕАТР

Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко 2 июня представляет последнюю в этом сезоне премьеру – спектакль «Леди и Адмирал».

Спектакль поставлен по пьесе английского драматурга Теренса Реттигана «Он завещал ее нации». Центральными персонажами являются адмирал Нельсон (народный артист Украины Лесь Заднипровский) и его любовница, жена английского посла в Неаполе Вильяма Гамильтона Эмма Гамильтон (заслуженная артистка Украины Людмила Смородина). Их роман стал легендой, воспетой в многочисленных книгах, спектаклях и фильмах. Очевидно, потому что слишком сильна и романтична была их любовь.

Режиссер-постановщик театра им. Франко Юрий Кочевенко определил спектакль как «хронику любви». В нем отображены последние 25 дней, проведенные влюбленными вместе. (Вскоре Нельсон погиб в битве при Трафальгаре.) В своем спектакле режиссер акцентирует внимание на чувствах героев, не придавая значения биографическим подробностям.

В постановке заняты заслуженный артист Остап Ступка, заслуженный артист Василий Баша, заслуженная артистка Любовь Кубюк, Назар Заднипровский и др. Сценографию разработал заслуженный деятель искусств Украины Андрей Дочевский, художник по костюмам – Татьяна Соловьева.

ТЕАТР

Французский культурный центр 31 мая в помещении Молодого театра представляет спектакль «почти без слов, придуманный и разыгранный Виолен Клане и Лораном Клере, «Месье и мадам О».

Это спектакль, в котором словом стал жест. Спектакль зрелищный, экспрессивный и драматичный, органично соединивший элементы традиционной пантомимы, современной хореографии и цирка. Такой синтез неудивителен: и Виолен Клане, и Лоран Клере – выпускники знаменитой Парижской международной школы пантомимы Марселя Марсо.

Виолен Клане потратила три года на обучение у Марселя Марсо, в классах которого она изучала классическую и современную хореографию, драматическое искусство, пантомиму, акробатику, фехтование, сделавшие из нее настоящего универсала. Потом стажировалась в маститых труппах «Комедии дель арт» и «Кабуки». В 1995 году Клане присоединилась к «Новой труппе пантомимы», участвовала в постановке Марселя Марсо «Вечер в Эдеме».

Ее соавтор и сценический партнер Лоран Клере работает как драматический актер и мим, акробат и танцовщик. Он принимает участие в огромном количестве разнообразнейших постановок (в числе которых и участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Альбервиле), гастролирует по всему миру, осуществляет целую серию собственных постановок.

Совместный спектакль актеров «Месье и мадам О» появился в 1998 году. С ним они гастролировали во Франции, Японии, Южной Корее, Германии, Швейцарии, Италии.

2 июня с этой работой французские актеры выступят также в Днепропетровске.

Залишити відповідь