Французский культурный центр 25 мая в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины представляет камерный ансамбль «Страсбургские перкуссии».

КОНЦЕРТЫ

Французский культурный центр 25 мая в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины представляет камерный ансамбль «Страсбургские перкуссии».

В 1962 году в Страсбурге объединились шесть артистов с классическим музыкальным образованием – для того, чтобы воплотить в жизнь оригинальную творческую идею: создать камерный ансамбль ударных инструментов, в звучании которого совместились бы перкуссии всех стран и континентов – Запада, Востока и даже экзотической Африки. Вскоре коллектив стал настолько популярным, что специально для него писали музыку крупнейшие европейские композиторы, сегодня уже можно сказать – классики ХХ века: Мессиан и Ксенакис, Штокхаузен и Сероки.

С 1999 года новая генерация музыкантов – Жан-Поль Бернар, Клод Ферье, Бернар Лезаж, Кеико Накамура, Франсуа Папире и Олаф Цшоп – продолжает традиции создателей коллектива, сохраняя дух творческих поисков. Сейчас инструментарий «Страсбургских перкуссий» очень разнообразен. Музыканты используют кожу, дерево, металл, всевозможные аксессуары. Причем каждому материалу соответствует определенная исполнительская техника. Кроме того, тесное общение с целой плеядой композиторов тоже рождает новые инструменты (так, например, Ксенакис специально для «Страсбургских перкуссий» изобрел оригинально звучащий сисексен). Неизменные открытия приносят и кругосветные путешествия музыкантов, из которых они привозят разнообразнейшие, подчас весьма экзотические аутентичные инструменты: гонги, маримбу, дум-дум, деревянные барабаны. Их звучание органично вплетается в новейшие электронные технологии, что дает музыкантам возможность достигать совершенно потрясающих тембральных сочетаний, поражающих оригинальностью и красочностью звучания.

Коллектив поддерживает министерство культуры Франции, региональное управление культуры Эльзаса, мэрия Страсбурга и генеральный совет Эльзаса. Турне осуществляется при содействии Ассоциации поддержки художественной деятельности Франции.

Главный режиссер концерта Стефан Кроненберг, режиссер по свету – Жан-Люк Бешлер, режиссер сцены – Рауль Ассуан.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 23 мая впервые в Киеве выступает знаменитый итальянский гитарист Паоло Пегораро.

Профессионалы и музыкальные критики по праву считают его одним из лучших гитаристов современности, отмечая виртуозную технику артиста, безупречное чувство стиля, замечательное умение находить контакт с аудиторией и исключительную остроту, эмоциональность художественного восприятия и интерпретации музыки.

После окончания консерватории «Бенедетто Марчелло» в Венеции Паоло Пегораро стажировался в мастер-классах знаменитых Мануэля Барруэко и Дэвида Рассела, с отличием закончил Музыкальную академию в Сиене. Многократный победитель национальных и международных конкурсов в Риме, Париже, Виареджо, Стрезе, Баре, Таранто и «Читта ди Санремо» Паоло Пегораро исполнил практически все значительные концерты для гитары с оркестром, а в 1993 году был удостоен награды Ротари за достижения в профессиональной деятельности. В 1997 году он основал ансамбль гитаристов Vivaldi Guitar Consort, с исключительным успехом выступавший в известнейших итальянских театрах. Паоло Пегораро – частый гость престижных музыкальных фестивалей Европы и США, Южной Америки, Африки и Азии. Сейчас он художественный руководитель Международного фестиваля гитаристов в Фриули-Венеция Джулия, который в последние годы проводится в Порденоне; преподает в академии «Франсиско Таррега», а также проводит мастер-классы по всему миру.

Перед киевской публикой Паоло Пегораро исполнит два Концерта для гитары с оркестром: ре мажор М. К. Тедеско и Х. Родриго.

Концерт проходит в рамках Дней итальянской культуры в Киеве и организован Итальянским культурным центром и посольством Италии в Украине. В нем принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры, в исполнении которого будут звучать также сочинения М. Глинки и П. Чайковского.

КОНЦЕРТЫ

Своеобразным заключительным аккордом Дней итальянской культуры в Киеве станет выступление 25 мая знаменитого скрипача Массимо Куарта в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины.

Массимо Куарта, с блеском закончив консерваторию Санта Чечилия в Риме, одержал серию впечатляющих побед на солидных конкурсах. Международное признание он завоевал, покорив сцены парижских Salle Pleyel и Theatre du Chatelet, Берлинской, Франкфуртской, Токийской и Варшавской филармоний, Московской консерватории, миланского Ла Скала, Римской оперы и многих других престижнейших залов. Его концертная деятельность связана с лучшими оркестрами и дирижерами современности. Большой успех Массимо Куарта снискал, выступая с такими всемирно известными музыкантами, как скрипач Сальваторе Аккардо, виолончелисты Рокко Филлиппини и Наталия Гутман, пианисты Микеле Кампанелла и Франсуа Жоэль Тиолье. Он сотрудничает с ведущими дискографическими фирмами (Philips и Денон), радио- и телекомпаниями Италии, Франции, Германии, Венгрии и Японии.

Концерт Массимо Куарта в Колонном зале им. Н. Лысенко интересен еще и тем, что музыкант будет играть на уникальном инструменте – скрипке Антонио Страдивари Marechal Bertierex von Vecsey 1716 года, специально привезенной из Италии и отличающейся непревзойденными звуковыми качествами.

В исполнении Массимо Куарта будут звучать произведения Н. Паганини: малоизвестное у нас сочинение «Биение сердца» и Концерт ре мажор для скрипки с оркестром.

Концерт организован Итальянским культурным центром и посольством Италии в Украине. В нем принимает участие заслуженный академический симфонический оркестр Украинского радио под управлением Вячеслава Блинова, в исполнении которого прозвучат увертюры к операм Дж. Россини «Итальянка в Алжире» и «Вильгельм Тель», а также «Итальянское каприччио» П. Чайковского.

КОНЦЕРТЫ

В рамках Дней итальянской культуры в Киеве, организованных Итальянским культурным центром и посольством Италии, 24 мая в Национальной филармонии Украины выступят итальянские гитаристы Риккардо Тамаи, Мауро Дзанатта и Эджидио Феделе.

Все трое – молодые талантливые музыканты, в биографиях которых при всей их несхожести есть общий факт: они ученики выдающегося итальянского гитариста Паоло Пегораро и сейчас совершенствуют искусство в академии «Франсиско Таррега» в Порденоне.

В исполнении самого молодого из них – двадцатилетнего Риккардо Тамаи – прозвучат классические сочинения для гитары «Россиниана» М. Джулиани и «Фанданго» Х. Родриго.

В интерпретации двадцатитрехлетнего Мауро Дзанатта прозвучат «Две лидийские песни» старинного итальянского композитора Н. Д’Анджелло и «Интродукция и каприччио» Д. Регонди. Кстати, этот музыкант, несмотря на молодость, ведет активную концертную деятельность, совмещая ее с преподавательской работой. Он участник камерного ансамбля Baroque Guitar Trio. Особое внимание Мауро Дзанатта уделяет старинной музыке, часто включая в свои концертные программы транскрипции сочинений мастеров эпохи Возрождения и барокко для клавесина и лютни.

В завершение вечера – выступление двадцатишестилетнего Эджидио Феделе. Многократный лауреат национальных конкурсов начал активно концертировать еще в студенческие годы. Выпускник консерватории «Титто Скиппа» в Лечче по классу гитары Эджидио Феделе затем защитил диплом музыковеда в Школе музыкальной палеографии и филологии в Кремоне. Сейчас он постоянно выступает с сольными и камерными концертами в составе различных ансамблей, принимает участие в международных фестивалях гитарного искусства на родине, в Мексике и Хорватии. Перед киевской публикой Эджидио Феделе выступит с сочинениями А. Хосе и Э. Вилла-Лобоса.

В концерте также принимает участие квартет гитаристов Национальной филармонии Украины под управлением заслуженного артиста Украины Владимира Шаруева.

ФЕСТИВАЛИ

В Национальном доме органной и камерной музыки при поддержке отдела прессы, образования и культуры посольства США 26 мая начинается международный фестиваль органистов США в Украине.

Фестиваль открывают сольные концерты Дугласа Мейджора 26 и 27 мая.

Видный американский музыкант начал свою артистическую карьеру в Вашингтонском национальном соборе, в котором сейчас работает органистом и руководителем хора. Репертуар возглавляемого им коллектива очень широк и разнообразен – он охватывает несколько столетий, от средневекового грегорианского хорала до сочинений современных американских композиторов. Кроме участия в пяти обязательных еженедельных церковных службах, хор Вашингтонского национального собора под управлением Дугласа Мейджора постоянно гастролирует по стране. Сам Дуглас Мейджор также много выступает в США, Европе, на Ближнем Востоке и как солист, и в разнообразных ансамблях с выдающимися музыкантами.

Внушительна дискография маэстро: шесть компакт-дисков, записанных на прекрасном 185-регистровом органе фирмы Skinner, совместная работа с ансамблем Empire Brass of Boston на фирме EMJ, а также два компакт-диска, в которые вошли сочинения И.-С. Баха и музыка французских композиторов-романтиков Ш. М. Видора и С. Франка.

В программе выступления музыканта в Киеве – сочинения европейской классики (И.-С. Бах и С. Франк), американских композиторов С. Барбера и Д. Томпсона.

Продолжат программу фестиваля концерты Гордона Турка 29 и 30 мая. Его имя также широко известно не только на родине, но и во многих европейских и азиатских странах. Гордон Турк – лауреат премии Джона Серивало за «совершенство в исполнении музыки И.-С. Баха», победитель конкурса импровизаций американской гильдии органистов.

В концертах достаточно часто выступает не только как органист, но и как клавесинист, пианист, дирижер хора, оркестра и композитор. Столь широкое амплуа обусловлено универсальным музыкальным образованием Гордона Турка. Он доктор музыкальных искусств, выпускник известного Куртисского института музыки и Манхеттэнской школы музыки. Большой резонанс на родине артиста получил недавно выпущенный им компакт-диск Ocean Grove-Frensh Spectaculars. Маэстро много и плодотворно работает как композитор (он является автором сочинений для струнного оркестра, духовых инструментов, органа, фортепиано и хора), а с 1992 года Гордон Турк – профессор Вестчестерского университета, в котором он ведет класс органа. В его исполнении на киевской сцене прозвучат произведения И.-С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ш. Гуно, Ф. Б. Мендельсона, а также собственные импровизации на органе.

КИНО

С 25 по 31 мая Киевский международный кинофестиваль «Молодость» представляет программу «Еврохит» одного из самых известных международных кинофорумов СНГ «Фестиваль фестивалей».

Изначально форум проходил только в Санкт-Петербурге. Позже стали ежегодно проводить так называемое «фестивальное эхо»: лучшие фильмы собираются в программу и демонстрируются в других городах и странах. Все девять картин, которые покажут в Киеве, входят в специальную программу «Еврохит». Название не случайно, поскольку в Европе эти киноленты становились не только хитами в прокате, но и лауреатами кинофестивалей и конкурсов.

В целом представляемую программу можно считать бенефисом французских киномастеров: три из девяти картин созданы французским режиссерами, а еще четыре – при содействии продюсеров и дистрибьюторов этой страны.

Откроет фестиваль 25 мая фильм знаменитого актера, недавно дебютировавшего в кинорежиссуре, Мишеля Блана «Эскорт» (в оригинальной прокатной версии – «Неверный ход»). Блан сделал героем фильма отчаявшегося писателя (его играет великолепный артист Даниэль Отей), хватающегося за случайную соломинку, которая не оказалась спасительной… Без сантиментов и нравоучительства Блан показывает драму человека, выбравшего путь наименьшего сопротивления.

Картина другого знаменитого француза – режиссера, актера и сценариста Бертана Блие «Актеры» (29 мая) снята совсем в другом жанре. Это комедия, создаваемая актерами почти бессюжетно. Весь фильм – набор ситуаций, где нет главных героев, так как все – главные. Причем большинство артистов играет самих себя, как, например, Жерар Депардье, Доминик Блан, Мишель Пиколи или Ален Делон.

Еще один французский фильм – полуфантастическая комедия с элементами мелодрамы «Вторая жизнь» Патрика Брауде (25 мая). Использованный режиссером сюжетный ход весьма популярен в кино: что было бы, если?.. Главный герой Венсан попадает в автокатастрофу, а когда открывает глаза, узнает, что его окружает мир не 1982 года, а 1998, и он в нем – один из богатейших людей земного шара, которого почти все ненавидят.

Историческая драма «Табу» Нагиша Осима (26 мая) – одна из красивейших японских картин, созданных за последние годы. Кроме эстетичности кадра, фильм интересен столь же эстетичной и несколько медитативной музыкой композитора Рюичи Сакамото, а также детективной основой и поэтичностью развития событий. Такими же комплиментами можно наградить и другой азиатский фильм – китайскую картину Чена Кейге «Император и убийца» (27 мая). Масштабная картина, получившая на Каннском кинофестивале приз за лучшие костюмы и декорации, повествует о третьем веке до нашей эры, когда владыка одного из китайских княжеств задумал объединить все земли Поднебесной в одну империю.

События прошлого рассматриваются и испанским режиссером Бигасом Луной в его картине «Обнаженная маха» (28 мая): в начале XIX века в Испании умирает одна из самых богатых дам – герцогиня Альба, причины смерти которой пытаются выяснить два ее бывших любовника, премьер-министр страны и художник Франциско Гойя.

В качестве «десерта» – немецкий фильм «Принцесса и воин» (31 мая) режиссера Тома Тыквера. Тыквер создал современную Золушку, которая пытается отстоять свою судьбу (в главной роли – Франка Потенте).

Все фильмы будут показываться с в кинокомплексе «Украина».

ТЕАТР

В помещении Театра русской драмы им. Леси Украинки в рамках III Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ травневий» 24 и 25 мая состоится выступление гениального мима Марселя Марсо.

То, что в Киев приедет французский театр Марселя Марсо, – сенсация. Во-первых, актеров подобного уровня в Киев приезжает чрезвычайно мало, во-вторых, оргкомитет фестиваля ранее объявил о невозможности приезда этого театра (из-за высокой гонорарной планки).

Киевляне увидят знаменитого Марсо в постановке «Пип и пантомима стиля». Стиль актера уникален, невзирая на то, что пантомима существует более двух с половиной тысяч лет. Как сказал один критик, этот мим «за две минуты показывает то, что писатели не способны выразить в томах».

Марсо первым усовершенствовал «поэзию жеста». Он придумал своего сценического героя в 1946 году, поступив в в школу драматического искусства Сары Бернар и попав в труппу пантомимы. Прототипом героя, названного Бип (Pip), послужил герой романа Чарльза Диккенса «Большие ожидания Пип». И до сих пор лицедей с намеленным лицом в черном цилиндре и полосатом трико пользуется неизменным успехом (после одного из выступлений на гастролях в США его 60 (!) раз вызывали на бис), а композиции Бипа «Клетка» и «Идущий против ветра» стали классикой жанра.

Великий мим сам создает спектакли,которые воплощает в жизнь созданная им же труппа – Театр Марселя Марсо. Вместе они объехали весь мир, давая более двухсот пятидесяти концертов в год. И все это не мешает 78-летнему маэстро мимики писать книги, рисовать картины и иногда сниматься в фильмах. За более чем 50-летнюю карьеру Марсо поставил 30 мимодрам, а в 2000 году был удостоен премии за вклад в мировое искусство, учрежденной американским театром Buffalo Irish Classic Theatre.

ТЕАТР

На сцене Театра им. И. Франко 26 и 27 мая в рамках III Международного театрального фестиваля «Київ травневий» киевский зритель увидит самый культовый спектакль ХХ века – «Мастер и Маргарита» московского Театра на Таганке в постановке мэтра театральной режиссуры Юрия Любимова.

Когда в 1966 году вышел в свет роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», он произвел впечатление культурного шока. Не менее шоковым событием в театральной жизни оказалась и премьера спектакля «Мастер и Маргарита» в московском Театре на Таганке в апреле 1977 года. «Мне хотелось, – вспоминает Ю. Любимов, – поставить одну из любимых мною книг. От моего умершего друга Н. Р. Эрдмана я много слышал о скорбной жизни блестящего мастера М. А. Булгакова. Я хотел весь накопленный десятилетний опыт театра, его лучшие сценические находки отдать человеку со столь грустной судьбой.» Признание Любимова указывает на главный источник его вдохновения в работе над спектаклем – восхищение высоким поступком Художника «грустной судьбы», который сумел в советское время воскресить понятие этической победы прекрасного над безобразным и ложным в жизни. «Вещественной» идеей спектакля послужил огромный маятник гигантских часов, который нависал над зрительным залом и то бешено, как в ускоренной съемке, отсчитывал бег взбунтовавшегося времени, то вдруг замирал в моменты безвременья. Эта театральная метафора была впервые найдена в другом любимовском спектакле – «Гамлет». Любимов повторил прием, превратив его в важное обобщение всего действия. То же можно сказать и об «эффекте просветления», когда режиссер по ходу спектакля время от времени подавал свет в зрительный зал, желая подчеркнуть особую актуальность той или иной мысли на сцене. В известном смысле, спектакль «Мастер и Маргарита» – это сжатая энциклопедия художественных приемов театра, отработанных любимовской студией за много лет и направленных на то, чтобы выбить зрителя из дремотного состояния, активизировать его мысль и фантазию.

Юрий Любимов уже в изгнании так описывал свою работу над постановкой: «Никто не верил, что мне разрешат это сделать, даже артисты. Начальство, как всегда, заявило, что нашему народу это не надо, и денег на постановку не дадут. Я взял куски старых декораций: занавес «Гамлета», который мог метаться по сцене в любом направлении, как мы, грешные. Крыльцо – из «Обмена» Ю. Трифонова, маятник-часы, на котором каталась компания Воланда, трибуну – из бедного запрещенного «Живаго», кубики – из спектакля о Маяковском «Послушайте», золотую раму – от Мольера «Тартюф». И так мы обошлись без советских денег. Потратив три года, к 13-летию театра нам удалось сыграть спектакль несмотря на все угрозы и недовольство начальства».

Этот спектакль – мужественный подвиг режиссера и актеров Таганки. «Рукописи не горят!», – воскликнет сам Сатана, для которого, как известно, нет в мире ничего святого, и воскресит роман Мастера из пепла. «Рукописи не горят», красота нетленна, настоящее искусство все равно пробьется к людям, как бы его не душили, не сжигали, не топтали временщики – вот о чем этот спектакль Театра на Таганке.

ТЕАТР

В помещении Театра оперетты 23 мая в рамках III Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ травневий» состоится театрализованное концертное выступление корейского театра «Чон Дон».

«Чон Дон» – один из самых известных театров Кореи. Он является продолжателем традиций другого театра, «Вонгакса», закрытого японскими оккупантами еще в начале века. К репертуару в «Чон Доне» относятся очень щепетильно, а профессионализм артистов таков, что театру поручили разработать «Сцены корейского народного театрального искусства» для иностранцев. (За эту работу в 1999 году коллектив получил гран-при Корейской национальной организации по туризму.)

Программа выступления корейского театра в Украине также демонстрирует традиции страны. Она состоит из семи классических номеров – танцевальных и музыкальных. Например, танец «хуаганму» (танец цветов) характерен тем, что раньше исполнялся при королевском дворе и только в особых случаях – на национальных празднествах. Неспешными и грациозными движениями танцовщицы, одетые в яркие разноцветные костюмы, подчеркивают величие, спокойствие и красоту Его величества. Прямо противоположным по динамике является самый известный корейский танец – с веерами. Он быстр и экспрессивен. Самый длинный – двадцатиминутный – танец «пангута» состоит из двух частей: в первой – сам танец, во второй – только музыка. Самый «многозвучный» номер в программе – «самдо пунмульгут». В нем используются две пары инструментов, каждая из которых имеет концептуальное значение: первая создает звуки неба, вторая – звуки земли.

Выступление корейского коллектива состоится при содействии фонда «Далекий Схiд».

ТЕАТР

В Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки 27 и 28 мая московский театр «О’Кей» представляет спектакль-шоу «Бес фантазии» (версия Ольги Шведовой, по мотивам произведений Владимира Набокова).

Жил-был человек, внешне совершенно ничем непримечательный, но с отменным воображением. В своих фантазиях он был самым лучшим, самым желанным возлюбленным для всех женщин на свете. И однажды черт услышал его мысли и предложил осуществить мечту: гарем по заказу. Правда, на определенных условиях…

Форма спектакля так же необычна, как и содержание. В образе черта предстает замечательная актриса Наталья Крачковская, а остальные женские роли исполняет молодая актриса Ирина Жорж. Все возлюбленные героя преподносят себя в собственном вокальном жанре: здесь и классика, и джаз, и романс, и авангард, и молодежный рейв, и пародия на современную эстраду. В роли главного героя выступает Альберт Филозов, чье великолепное мастерство в представлении не нуждается. Усилиями трех артистов спектакль превращается в настоящее шоу. Набоков и шоу? Возможно ли это? Но ведь соединение самых разных жанров – главная особенность театра «О’Кей», будь-то рок-мюзикл «Саломея Царевна Иудейская» Максима Дунаевского по Оскару Уайльду, «Бедный, бедный Иуда» по Леониду Андрееву, драматический балет «Натали» по Ивану Бунину, «Женщина в песках» Кобо Абэ, спектаклей, принесших театру успех и признание зрителей.

Организаторы гастролей – киевская продюсерская компания «Этуаль».

СПОРТ

На Киевском водохранилище при поддержке Парусной академии и Федерации парусного спорта Украины 1-4 июня будет проходить ежегодная регата крейсерских яхт на Кубок памяти известного украинского финансиста и политика Вадима Гетьмана.

Как и в прошлом году, главными критериями отбора участников регаты являются высокий профессионализм и лучшие спортивные результаты в отечественных и международных гонках последних лет. На сегодня известны имена шестнадцати отечественных команд, которые прошли отборочный тур. В их составе – мастера спорта международного класса, участники известной кругосветной регаты Упбрэд.

По словам организаторов проекта, цель соревнований – объединение деловых кругов Украины в распространении общественно-важных ценностей, а также демонстрация возможностей украинских спортсменов. А посвящение регаты памяти известного отечественного финансиста и политика В. Гетьмана выражает протест против решения проблем бизнеса и политики насильственными методами и призыв к уважению человеческой жизни, к сохранению культурных ценностей.

Зрители и болельщики смогут увидеть не только регату, но и развлекательную программу с участием известных музыкальных коллективов, а также церемонию награждения победителей.

Залишити відповідь