В Национальном институте истории Украины Национальной академии наук Украины в рамках Дней итальянской культуры в Киеве 22 мая состоится презентация книги известного украинского италоведа

КНИГИ

В Национальном институте истории Украины Национальной академии наук Украины в рамках Дней итальянской культуры в Киеве 22 мая состоится презентация книги известного украинского италоведа, доктора исторических наук Николая Варварцева «Итальянцы в культурном пространстве Украины».

«После громадного успеха в Одессе Титта Руффо быстро пошел вверх… И когда по прошествии нескольких лет он возвратился к нам, это была уже мировая знаменитость. Одесситам оставалось только спорить, кто теперь «король баритонов» – Титта Руффо или Баттистини». Этот отзыв современников выдающихся артистов – лишь одно из многочисленных свидетельств разнообразных контактов итальянской и украинской культур, которые приводит Николай Варварцев в своем фундаментальном исследовании.

Построенная по принципу биографического словаря с солидным приложением оригинальных документов, книга представляет более шестисот итальянцев, которые оказали влияние на развитие украинской культуры в XVIII-XIX веках. Рядом с именами, возвращенными из забытья, протагонистами итальянско-украинского сотрудничества выступают личности, ставшие гордостью и славой итальянского народа: легендарный Джузеппе Гарибальди, непревзойденные мастера бельканто Анжелика Каталани, Маттиа Баттистини, Титта Руффо, легендарная актриса Элеонора Дузе и выдающийся композитор Джузеппе Сарти.

Эта книга, посвященная истории итальянско-украинских отношений и изданная Институтом истории Украины Национальной академии наук Украины совместно с Итальянским культурным центром, по сути уникальна. Она ярко очерчивает глубокие исторические традиции обеих стран, которые могут послужить основой современного построения взаимоотношений.

КОНЦЕРТЫ

В Киевском государственном театре оперетты в рамках Дней итальянской культуры в Киеве 19 мая с оригинальной программой «Приглашаем в оперу» выступает известный итальянский коллектив – духовой ансамбль «Сальвадеи Брасс» под управлением Марко Гаспарини.

Название концерта, конечно, не случайно. Оно обусловлено и программой вечера, и вытекает из самой природы коллектива. Ибо музыканты, выступающие в «Сальвадеи Брасс», представляют Мачерату – итальянский город, ставший известным во всей Европе благодаря ежегодно проходящему там международному фестивалю «Мачерата-Опера». Каждое лето на грандиозных сценических подмостках «Арена Сферистерио» под открытым небом разыгрываются оперные спектакли (преимущественно итальянских классиков), в которых участвуют лучшие европейские певцы, постоянно привлекая в этот небольшой город тысячи туристов. «Сальвадеи Брасс» – неизменный участник этих постановок, что предопределило и соответствующую программу выступления коллектива в Киеве.

Открывает концерт сюита по опере Ж. Бизе «Кармен», одному из популярнейших сочинений европейской классики этого жанра. Яркая, красочная музыка «Кармен», тесно связанная с выразительным песенно-танцевальным испанским мелосом, всегда завораживает публику, а известный русский композитор П. Чайковский, познакомившись с этим шедевром, пророчески воскликнул: «Через 10 лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире!». Время, безусловно, подтвердило его правоту.

Затем последуют сочинения итальянских композиторов: увертюра к опере Дж. Верди «Риголетто» и музыка Н. Пиовани к кинофильму его соотечественника Р. Бениньи «Жизнь прекрасна».

Второе отделение откроют произведения неизвестных в Украине авторов М. Франка и А. Лара. Программу своего выступления итальянские артисты завершат музыкой великого Дж. Верди – фрагментами оперы «Аида».

ТЕАТР

В помещении Музыкального театра для детей и юношества в рамках III Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ травневий» 19 мая выступят сразу два зарубежных коллектива – канадская танцевальная группа Van Arden Arts и английский фольклорный танцевальный коллектив Old Palace Clog.

На большой сцене ТЮЗа канадцы покажут спектакль «К свету». Это история о молодом талантливом танцовщике из Восточной Европы, который приехал в Канаду в поисках счастья. Сюжет довольно прозаичен – полоса неудач в жизни героя в конце концов заканчивается, и он находит верных друзей, спутницу жизни, театр для воплощения своих творческих идей.

Однако не слишком оригинальный сюжет с лихвой компенсирует пластическая режиссура спектакля, что наверняка оценит взыскательный зритель. Недаром танцевальная группа анонсирует себя как свинг-балет. В нем участвуют лучшие канадские танцоры.

Кроме того, в действе принимает участие популярный поэт и певец, исполняющий песни в стиле реггей и ритм-н-блюз, Райан Бейли (он является автором музыки к спектаклю и играет в нем одну из главных ролей). О влиянии его музыки на спектакль в мировой прессе написали: «Возьмите медитативную музыку Лаурена Хила, соедините ее с «фанком» и «соулом» Д’Анджело и Боба Марли; сделайте из этого коктейль – и вы получите горячий стиль Райана Бейли, привносящий в спектакль «К свету» неповторимую интонацию».

Не менее интересен спектакль «Деревянные башмачки старого дворца» в исполнении британского фольклорного ансамбля. Прежде всего потому, что все артисты этого коллектива – женщины (они играют как женские, так и мужские роли). Спектакль предоставит возможность увидеть старинные танцевальные номера, которые являются традиционными для северо-западных английских областей Ландкшир, Чешир и Йоркшир и исполняются на Пасху, а также во время сбора урожая. Ансамбль Old Palace Clog и был создан группой энтузиастов в 1983 для сохранения и популяризации танцевальной культуры британских народов. В последние годы коллектив побывал с гастролями в США, Гонконге, Австралии и Южной Африке.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ателье Карась» продолжается выставка живописи «Реальность «между».

Экспозиция из 20 полотен двадцати украинских живописцев представляет собой продолжение проекта «Диалог с цитатой», рассчитанного на весь 2001 год.

По мнению сотрудника галереи искусствоведа Оксаны Семеняк, двадцатый век оказался не слишком щедрым на определенные основополагающие радикальные художественные идеи (кстати, эта мысль не однажды звучала и в фундаментальных трудах по теории и истории искусства). Во всяком случае обилие художественных течений с приставкой нео- (неоромантизм, неоклассицизм, необарокко и пр.), которые буйно цвели в прошлом столетии, подтверждает этот факт. Проект «Диалог с цитатой», по замыслу сотрудников галереи «Ателье Карась», в определенной мере призван помочь современным живописцам преодолеть «цитатность» мышления ХХ века как один из наиболее характерных его признаков.

Название экспозиции «Реальность «между», с одной стороны, можно трактовать в конкретном, сугубо материальном ракурсе, ибо все работы, выполнены в едином, четко заданном формате: каждый экспонат представляет собой несколько полотен (преимущественно диптихи и триптихи), объединенных конкретной темой, идеей. Пространство между ними (излом, трещина, пустота) как бы воплощает момент перехода, существующий «между реальностью». С другой стороны, его можно трактовать в широком социокультурном смысле, рассматривая наше время как люфт между реальностью, ушедшей вместе с минувшим тысячелетием, и реальностью грядущей эпохи.

Неординарный замысел достаточно убедительно воплощен в экспозиции. На ней представлены как работы мэтров отечественной живописи, снискавших международное признание, так и менее известных художников. Среди участников выставки – Тиберий Сильваши, Матвей Вайсберг, Александр Дубовик, Александр Животков, Александр Матвиенко, Владислав Шерешевский, Николай Журавель, Игорь Янович; своеобразным «открытием» для киевлян станет одаренный ужгородский живописец Тарас Табака, на сегодняшний день пока еще мало известный в столице.

Выставка «Реальность «между» продлится до 24 мая. Адрес галереи «Ателье Карась»: Киев, Андреевский спуск, 22а.

КОНЦЕРТЫ

Концерт Национального ансамбля солистов «Киевская камерата» «Рожденные в 1935 году» состоится 22 мая в Национальном доме органной и камерной музыки в рамках Международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона».

Замысел концерта оригинален – в рамках одной программы продемонстрировать творчество нескольких композиторов, принадлежащих к разным школам, но родившихся в 1935 году, и таким образом показать различное отношение современников к самой сути музыкального творчества и художественной эстетики.

Идея создания программы принадлежит швейцарскому дирижеру, представителю швейцарского культурного фонда «Про Гельвеция» в Украине Симону Камартину. «Киевская камерата» начала с ним сотрудничать в феврале нынешнего года и, по словам художественного руководителя ансамбля, заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Матюхина, этот контакт был чрезвычайно интересен, ибо жизнь свела коллектив не просто с прекрасным музыкантом, а в определенном смысле и с творческим единомышленником. Во всяком случае в подходе к современному искусству и современным художественным процессам оказалось достаточно много точек соприкосновения.

В первом отделении концерта прозвучит музыка практически неизвестных у нас композиторов: швейцарца А. Дерункса (Концерт для струнного оркестра) и чеха И. Темпла (Пять каприччио для струнного оркестра). Оба сочинения в Украине исполняются впервые, и на премьере будут присутствовать авторы.

Во втором отделении прозвучит музыка двух выдающихся представителей советской композиторской школы – эстонца А. Пярта (Концерт для скрипки и ударных «Братья») и грузина Г. Канчели («Утренние молитвы» для камерного оркестра). Оба – ярчайшие представители музыкальной культуры ХХ века. Их музыка не без труда «пробивала» себе дорогу в советское время, но тем не менее и А. Пярт, и Г. Канчели имели горячих поклонников среди истинных любителей искусства, а премьеры их сочинений при молчании официальных кругов становились событиями огромной художественной значимости для интеллигенции.

В скрипичном Концерте А. Пярта солирует известная румынская скрипачка, которая сейчас живет и работает в Швейцарии, Оана Захария (Румыния-Швейцария), дирижировать программой вечера будет Симон Камартин.

КОНЦЕРТЫ

В Национальной опере Украины в рамках Дней итальянской культуры в Киеве 20 мая состоится Гала-концерт, в котором участвуют знаменитые итальянские и украинские артисты.

Среди участников программы – оперные «звезды» первой величины, снискавшие международное признание и успех. А если вспомнить, что Италия на протяжении нескольких столетий по праву считается «законодательницей мод» в сфере столь тонкого искусства, как бельканто, понятен повышенный интерес к выступлению итальянских артистов.

Среди них в первую очередь следует назвать знаменитого тенора Надзарено Антинори. Он воспитанник консерватории Санта Чечилия в Риме, победитель множества международных конкурсов (среди которых и столь престижные музыкальные состязания, как конкурсы Марии Каллас и Марио Дель Монако), стажировался у грандов искусства бельканто – Марио Дель Монако, Карло Бергонци и Франко Корелли. Дебютировал в 1979 году в Римской опере в партии Пинкертона в опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», затем выступал на самых знаменитых итальянских сценах (Ла Скала, Карло Фениче, Арена ди Верона), а также в оперных труппах Испании, Германии, Франции, Кореи, Китая, Турции. Принимал участие в записях европейского и всемирного телевидения опер «Набукко» Дж. Верди, «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини. Мировая пресса неоднократно отмечала необыкновенную красоту его голоса и исключительное исполнительское мастерство.

Киевские любители классики в интерпретации Надзарено Антинори смогут услышать фрагменты из опер «Отелло», «Дон Карлос» и «Травиата» Дж. Верди, а также популярную неаполитанскую песню «Неблагодарное сердце».

Еще одна очень знаменитая участница Гала-концерта – Лючия Маццария (сопрано). Певица родилась в Греции. Однако ее дебют в партии Мими («Богема» Дж. Пуччини) в венецианском театре Ла Фениче имел столь сильный резонанс у критиков и публики, что двадцатилетнюю певицу вскоре пригласили участвовать в спектаклях Ла Скала (под управлением знаменитых дирижеров Р. Мути, Л. Маазеля и Р. Шалли), Римской оперы и многих других. Ей горячо аплодировали в Ковент Гардене в Лондоне, Оперном театре в Вене и Метрополитен Опере в Нью-Йорке. Одна из последних значительных работ Лючии Маццария – партия Аиды в одноименной опере Дж. Верди, с которой певица выступила в юбилейном спектакле «Аида среди пирамид» в Египте. На сцене Национальной оперы Украины в исполнении Лючии Маццария тоже будут звучать фрагменты опер Верди.

В концерте также примет участие Джованни Меони (баритон). Ученик маэстро Лео Ферри, он на протяжении 1991-1993 годов неоднократно побеждал на национальных и международных конкурсах. Ему, как и Лючии Маццария, удачу принесла «Богема» Дж. Пуччини: дебют в партии Марчелло (в 1991 г. в Риети) оказался счастливым для молодого певца, так как после него последовал целый ряд престижных приглашений, среди которых и участие в опере Дж. Верди «Эрнани», поставленной в Голландии в честь 500-летия со дня рождения Карла V. Перед киевской публикой Джованни Меони выступит с фрагментами из опер Верди, популярными неаполитанскими песнями.

«Украинскую сторону» в Гала-концерте будут представлять ведущие солисты Национальной оперы: народный артист Украины Валентин Пивоваров (бас), народный артист Украины Михаил Дидык (тенор), заслуженные артистки Украины Ирина Семененко и Ольга Микитенко (обе – сопрано), Анжелина Швачка (меццо-сопрано), а также хор и симфонический оркестр театра.

Концерт организован Итальянским культурным центром и посольством Италии в Украине.

КИНО

В украинский кинопрокат вышел один из самых противоречивых российских фильмов прошлого года «Романовы. Венценосная семья».

Канонизация в прошлом году Российской православной церковью последнего русского царя Николая Романова лишь добавила штрих к невероятной популярности этого имени, возникшей после развала Советского Союза. Поэтому выход фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» о драматической жизни и трагической смерти монарха вполне закономерен. Как отмечают в один голос критики, панфиловская работа чуть ли не лучшая картина о российском царе в кино в последнее время. Эта драма на два с половиной часа о событиях февраля 1917-июля 1918 годов выгодно отличается от других биографических картин о царе своей аполитичностью. Панфилов решил показать то, что до него делали лишь вскользь, обозначали пунктиром или оставляли за кадром: он дал зрителю возможность увидеть монарха обычным человеком, а не главой империи. Николай – отец и муж, друг и советчик… Режиссер говорит: «Зритель, как правило, хорошо знает, что случилось с российской императорской семьей, но что они были за люди, он знает слабо или не знает вообще. Мы надеемся, что, посмотрев нашу картину, люди скажут: «Теперь мы знаем, как это было на самом деле». Панфилов попытался вернуть на экран забытые идеалы семьи, которые, по его мнению, тождественны идеалам человечества и являются единственно правильными и необходимыми.

Все события в фильме развиваются неспешно – это обстоятельный рассказ о людях, и зритель невольно может сравнить кинематографическое повествование с книжным романом, читаемым долго и с удовольствием. Картина не скучна – благодаря лаконичности, четкости и образности.

В России фильм приняли не слишком хорошо. Уже после своей премьеры, на открытии прошлым летом 22-го Международного московского кинофестиваля, он вызвал бурю протеста, которую один из российских журналистов определил единственной фразой: «Такой царь нам не нужен». Критики были недовольны показанной «человечностью» императора, который, по их мнению, должен разделять и властвовать без сантиментов. Столь резкая реакция отсрочила выход фильма в массовый прокат. Зритель смог увидеть картину лишь недавно.

Широкая рекламная кампания не способствовала большим сборам: чуть более чем за две недели фильм собрал лишь $320 тыс. Впрочем, подобные фильмы большой кассы не собирают. В лучшем случае они окупаются.

Залишити відповідь