С 12 по 30 мая в Киеве пройдет III Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Київ травневий».

ТЕАТР

С 12 по 30 мая в Киеве пройдет III Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Київ травневий».

Нынешний фестиваль значительно превосходит предыдущие и по количеству спектаклей, и по количеству участников, и по жанровому разнообразию: в нем примут участие 30 театральных трупп из 19 стран мира. Организаторов постигла лишь одна неудача: им не удалось найти средств для приглашения одного из самых знаменитых в мире театров, французского Театра Марселя Марсо. Но своеобразной компенсацией этого будет мировая премьера спектакля «Грезы любви» Русского имперского балета, которая состоится в Киеве 19 и 20 мая в Театре украинской драмы им. Ивана Франко.

В несколько необычном свете предстанет перед украинским зрителем израильский танцевальный дуэт «Морена Аморе» (21 мая в Театре «Браво»): их программа составлена не из привычных национальных танцев, а испанского фламенко с ближневосточными па.

В рамках фестиваля пройдет и несколько концертов. Организаторы обещают впечатляющие выступления итальянских оперных певцов (20 мая в Национальной опере Украины) и пышную программу духового оркестра «Брасс-Сальвадей» (20 мая в Театре оперетты), представляющего один из самых известных музыкальных фестивалей Италии «Арена ди Сферистерио». Изюминкой станут выступления экзотических восточных ансамблей: корейского «Чон Дун» (23 мая в Театре оперетты) и Тибетского тантрического монастыря «Гьюдмед» (с 12 по 16 мая в галерее «Лавра»). Тибетцы впервые приезжают в Украину и покажут очень необычный спектакль: он будет идти на протяжении пяти дней, с 10 утра до 18 часов вечера. По форме это продолжительный театрализованный ритуал, и, как и каждый ритуал, он вполне концептуален. Его цель – построение песочной мандалы Манджушри, называемой буддистами «бодхисатва мудрости». Это сложнейший многометровый и многоцветный симметричный узор, который будут создавать монахи в течение нескольких дней с помощью песка. Данное действие сопровождается утренними и вечерними медитациями с обертонным пением. Заканчивается спектакль разрушением мандалы, тоже ритуальным, суть которого – показать бренность и тленность всего сущего и вместе с тем продемонстрировать истинность только одного – духа и стремления к его постижению через нирвану. Кроме всего прочего, тибетские монахи представят киевским зрителям еще два спектакля – ритуал Будды Медицины и церемонию «Очищение Вселенной».

КОНЦЕРТЫ

Национальный дом органной и камерной музыки 12 мая приглашает киевлян и гостей столицы на вечер классической гитары «Учитель и его ученики», в программе которого – выступление лауреата всеукраинского конкурса Николая Михайленко и его воспитанников.

Николай Михайленко ведет класс гитары в Национальной музыкальной академии Украины более двух десятилетий. Всем своим творчеством он пытается сломать устоявшееся мнение о том, что классическая гитара – простой и легкодоступный инструмент. О том, что профессионально научиться играть на этом инструменте очень сложно, больше известно специалистам. И совсем уж мало кому известно, что многие композиторы-классики (Л. Боккерини, Ф. Шуберт, К. М. Вебер) превосходно играли на гитаре и охотно сочиняли для исполнения на ней. Легендарный же Н. Паганини был выдающимся виртуозом-гитаристом, хотя история сохранила его образ в первую очередь как непревзойденного скрипача. «Моей жизни, наверное, не хватит, – сказал Николай Михайленко, – чтобы сломать устоявшиеся стереотипы.»

Впрочем, в этом ему помогают бывшие ученики, ныне известные концертирующие музыканты, работающие как в Украине, так и за ее пределами. Это болгарин Георгий Василев; заслуженный артист Украины, солист Одесской филармонии Владимир Козарец; заслуженная артистка Украины Виктория Жадько (которая сейчас с большим успехом работает как дирижер, а начинала как гитаристка именно в классе Н. Михайленко) и другие.

В программе ближайшего вечера классической гитары – выступления сегодняшних воспитанников Николая Михайленко, студентов Национальной музыкальной академии Украины. Все они, по его словам, «яркая одаренная молодежь, а некоторые – сформированные, зрелые музыканты». Как, например, лауреат международного конкурса Евгений Митин, недавно объехавший с концертами всю Прибалтику, или выпускник нынешнего года, тоже лауреат международного конкурса Олег Бойко, не однажды гастролировавший в Европе. Собственно, все участники вечера – Ольга Митина и Алексей Морозов, Людмила Мамемодова и даже первокурсник Александр Карацюба – молодые люди с большим творческим потенциалом. Каждый из них самоотверженно работает над овладением искусством игры на этом сложнейшем инструменте.

В исполнении Николая Михайленко в концерте прозвучат сочинения кубинского композитора Л. Брауэра, испанского Х. Родригеса, а также собственные версии классических сочинений. Его ученики представят разнообразнейшую программу: от И.-С. Баха до первопрочтений современных композиторов Р. Гиенса и Ф. Кленьянса.

КОЛЛЕКЦИИ

Киевская художественная галерея «Миф» представляет новую коллекцию скульптур выдающегося мастера современности, американца Майкла Уилкинсона.

Майкл Уилкинсон (Michael Wilkinson) – один из немногих скульпторов, работающих с таким материалом, как акрил. Акрил – это прозрачный материал с оптическими свойствами, подобными шлифованному хрусталю. Он имеет эффектность хрусталя и некоторые преимущества, недоступные любому другому материалу. Акрил, как добрый волшебник, может наполнить холодный образ теплом и светом, но он же, как безжалостный судья, высветит малейшие изъяны и погрешности скульптора, незаметные в традиционной, непрозрачной форме. Поэтому всего лишь десяток скульпторов из мировой элиты рискуют работать с акрилом.

Майкл Уилкинсон видит в этом материале огромный потенциал. Свою первую акриловую скульптуру «Рассвет нового дня» он создал в 1986 г. Уилкинсон непрерывно расширяет художественные возможности акрила и с каждой новой скульптурой выражает все новые аспекты своей философии. Он говорит: «Красота и величие в человеческой душе вдохновляют меня.., они – мое духовное начало». Создавая скульптуры, основанные на вечных идеях и страстных чувствах, скульптор общается со зрителем одновременно на уровне интеллекта и эмоций. «Я хочу создавать скульптуру, которая будет универсально понята и в то же время глубоко персональна», – так определил концепцию своего творчества сам мастер, которого часто называют романтичным реалистом.

Являясь одним из самых известных и ярких современных скульпторов в мире, Майкл Уилкинсон однозначно самый «медленный» из них. Он работает над формой в течение 6-8 месяцев, доводя тела и лица своих персонажей до совершенства, присущего столь почитаемым им Микеланджело и Родену.

Его работы представлены в самых дорогих галереях мира, их заказывают устроители всех мировых арт-шоу и самых престижных выставок. Скульптуры Майкла Уилкинсона установлены в штаб-квартирах крупнейших банков и компаний США («Чэйз Манхэттен Банк», «Шелл», «Уорнер Бразерс»). Большим поклонником его таланта является самый богатый человек планеты Билл Гейтс, в коллекции которого 18 скульптур Уилкинсона. Понимая уникальность и масштабность таланта скульптора, его работы приобрели в свои коллекции лучшие музеи мира: Лувр, Британский музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке.

В декабре 1999 года работы Майкла Уилкинсона впервые появились в Восточной Европе. Эксклюзивное право на экспозицию и продажу его работ получила киевская галерея «Миф», которая находится по адресу: г. Киев, Кловский спуск, 12 А.

ТЕАТР

Французский культурный центр в Украине 16 мая представляет театр Трико с инсталляцией «Привкус мира».

Жанр этой постановки театроведы определяют как «спектакль диагональной импровизации для квартета». Участников, разумеется, четверо: Дени Трико – инсталляции, Изабель Дюбуа – кларнет, Паскаль Баттю – саз (турецкий народный инструмент) и Арзю Бига – актерская игра. Звучание кларнета и саза, естественно, «живое», что привносит в действо особую прелесть.

Главная фигура в воплощении этого своеобразного проекта – Дени Трико. Он успешно строит свои монументальные и в то же время причудливые и эфемерные фигуры Деревянных сыновей и Огненных челнов во многих европейских городах, участвуя в уличных фестивалях и представлениях (например, в городе Хольцминдене в Германии Дени Трико в 1996 году стал обладателем специального приза жюри). Его скульптуры, как правило, являются элементом представлений, в которых своеобразно соединяются свет прожекторов, музыка, танцы, литература и изобразительное искусство. Таким образом, театр Трико чаще всего становится местом встречи единомышленников по искусству, работающих над воплощением определенной эстетической концепции.

Идея создания квартета и инсталляции «Привкус мира» возникла после фестиваля Измит в Турции и турне по Румынии, когда Дени Трико, Изабель Дютуа и Арзю Бига начали совместные импровизации. Четвертый участник представления, ударник и гитарист Паскаль Баттю, присоединился несколько позже и привнес свой колорит в этот коллектив, поскольку использование экзотического для европейского уха турецкого народного инструмента обогатило стилистику постановки.

Основой этого проекта стал пристальный интерес к народным ритуалам, мелодике и формам, детерминирующим Восток и Запад, их культуру и традиции.

Инсталляция «Привкус мира» будет также показана 17 и 18 мая во Львове в рамках арт-фестиваля; 20 мая – в Верховне, «бальзаковских местах» на Житомирщине.

Адрес Французского культурного центра в Украине: Киев, ул. Горького, 104.

ТЕАТР

В рамках III Международного театрального фестиваля «Київ травневий» 16 и 17 мая киевскому зрителю будет представлен спектакль по пьесе Бернарда Слэйда «Там же, тогда же…», поставленный художественным руководителем Театра Антона Чехова Леонидом Трушкиным.

«Эта пьеса вполне отвечает критериям выбора драматургии в нашем театре, потому что она исследует человека в его главном противоречии – противоречии духа и плоти. Человек слаб и прекрасен. Пьеса Слэйда – мелодрама. Мне кажется, что сейчас пришло время именно этого жанра», – рассказывает режиссер-постановщик Леонид Трушкин. Впервые пьеса была представлена в Москве 10 апреля 1991 года на сцене театра «Сатирикон», где в главных ролях были заняты Татьяна Васильева и Константин Райкин. Позже на роль героини была введена Любовь Полищук.

Безошибочность выбора пьесы, а также исполнителей определили тогда ее невероятный успех. Пьеса была сыграна более 200 раз. Однако дальнейшие творческие планы исполнителей не позволили сохранить спектакль в репертуаре Театра Антона Чехова.

И вот спустя три года Трушкин вновь обращается к поставленному им ранее спектаклю. Новая постановка – своеобразный творческий эксперимент. Ведь на сей раз в спектакле заняты молодые артисты – Вера Воронкова и Александр Усов, высокий творческий потенциал которых позволяет надеяться, что спектакль сохранит свои достоинства и большую зрительскую любовь, так как эти актеры уже успели добиться признания в театральном мире. Актриса Вера Воронкова – лауреат очень престижных премий: в 1998 г. за роль Тамары в фильме режиссера В. Абдрашитова «Время танцора» – «Золотой Овен» и «Прибалтийская жемчужина». Последняя премия ей вручалась Аленом Делоном и Клаус Мария Брандауэром. А Александр Усов – один из любимых актеров известного театрального режиссера Владимира Мирзоева. Он играл у него в «Укрощении строптивой», «Двенадцатой ночи» и других классических пьесах. Усов «придумывает» образ, ищет пластику, манеру говорить, какие-то мелкие детали. Он везде абсолютно разный. Такая филигранная техника почти не встречается у актеров его поколения.

«Там же, тогда же…» – мелодрама, повествующая о двух влюбленных, которые смогли сохранить зыбкое чувство на протяжении всей своей жизни. У каждого из них своя семья, но раз в 5 лет они обязательно встречаются…

Спектакль Театра Антона Чехова состоится на сцене театра им. И. Франко, гастроли организованы театральным агентством «Амит».

КИНО

На украинском лицензионном видеорынке появилась последняя работа классика немецкого кино Фолькера Шлендорфа, один из самых оригинальных его фильмов, лауреат Берлинского кинофестиваля – «Легенды Риты».

Год назад картина Шлендорфа была отмечена несколькими призами третьего по величине и значимости кинофестиваля в мире – Берлинского: она получила спецприз жюри за режиссуру, а почетный приз «Голубой Ангел» достался сразу двум актрисам – Бибиане Беглау за исполнение главной роли и Наде Уль за роль второго плана. Несмотря на такой успех на фестивале, фильм вызвал скандал: Шлендорф сделал рискованный ход, попытавшись показать террористов так, как они видят себя сами.

Действие фильма начинается в конце 70-х годов прошлого века в ФРГ. Главная героиня Рита Фогт – член западногерманской террористической организации. Она принимает участие в ограблении банков и убивает людей, ссылаясь на лозунг «долой капитализм, всю власть рабочим». Убегая от преследований полиции капиталистической ФРГ, она приходит к спецслужбам коммунистической ГДР. «Штази» помогает ей скрыться, дав новое имя и придумав легенду о ее прошлой жизни. Когда Риту рассекречивают, спецслужбы создают ей новую легенду. Так, меняя жизни, она постепенно теряет себя. Падение же Берлинской стены и воссоединение Германии приводит к тому, что Рита, как и «Штази», становится врагом номер один на территории всей страны.

Шлендорф показал трагедию человека, который по своей натуре был идеалистом: Рита хотела благосостояния для всех, тихой и спокойной жизни без постоянной, сравнимой с животной борьбы за существование. Однако для того чтобы достигнуть этого, она не останавливалась ни перед чем и даже убивала тех, кто по ее мнению поступал или жил иначе. В итоге Рита оказалась жертвой, и именно то, что режиссер сделал жертвой террористку, вызвало массу упреков в его сторону. Шлендорфа обвинили в прокоммунистических взглядах, ностальгии по преступному прошлому, лживой интерпретации жизни ГДР.

Картина сделана мастерски, многоступенчато, с «переливанием» жанра в жанр, стиля в стиль. Недаром за Шлендорфом уже давно закрепилось прозвище «великого синтезатора» – режиссера, умело соединяющего элитарное с массовым. Комбинируя, казалось бы, несочетаемое, он тем не менее добивается большего эффекта, создавая глубокие драмы. И этим ставит перед обществом проблему, которую необходимо разрешить всем вместе. В конце концов режиссеру тоже можно быть немного идеалистом. Украинский зритель вполне согласится с этим, если вспомнит его прошлые работы, шедевры немецкого кинематографа «Поруганная честь Катарины Блюм» и «Жестяной барабан».

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ирена» открылась совместная выставка скульптора Светланы Карунской и художницы Наталии Базилевич.

На выставке будет экспонироваться около 30 работ – скульптуры Светланы Карунской и полотна Наталии Базилевич. По словам директора галереи Ирины Осадчей, «вместе они составят на выставке хороший тандем, так как их творчество во многом созвучно и имеет общую направленность: обе женственны в своих творческих проявлениях и многогранны».

Оба мастера молоды, но более известной является скульптор Светлана Карунская. В ее активе – участие в 20 выставках, ее работы находятся в частных коллекциях США и Швейцарии. Карунская вполне может состязаться в мастерстве с такими признанными мастерами, как Василий Бык и Олег Пинчук, Виктор Липовка и Александра Рубан. Больше всего она тяготеет к фигуративной скульптуре, бронзовые фигуры Светланы – клоуны, балерины, музыканты – изящны и плавны по форме и очень выразительны и эмоциональны. «Девушка с мандолиной» навевает грусть и печаль, а «Человек с котом» – наоборот, радость и веселье; «Клоун» полон драматизма, а «Человек в раковине» – философского смысла, так как в своей задумчивости близок к древнегреческому философу Диогену, решившему провести остаток жизни в бочке.

Художница Наталия Базилевич менее известна, однако имеет большие перспективы. Будучи представительницей известного рода художников, она заимствовала у них безупречное чувство формы и цвета, что ярко проявляется в ее работах, нарисованных гуашью или пастелью. Однако в основном художница работает с графикой, делает офорты и экслибрисы. Именно в качестве графика она и принимала участие в международных экспозициях: два раза ее работы приглашались на Международную выставку ex-libris в Бельгии (Sint-Niclaas) и дважды – на выставку эстампов в японский город Канагава.

В художественной галерее «Ирена» выставка продлится до 17 мая.

ВЫСТАВКИ

На открытие персональной выставки Поля Рамбье «Живопись с вариациями» 10 мая приглашает Французский культурный центр в Украине.

Ассоциации, вызываемые искусством этого глубокого, неординарного мастера, – медитация и тишина. «Его темы – музыка, космос, религия – требуют глубокого, подчас мистического мышления», – написала соотечественница Поля Рамбье искусствовед Анн Мари Палад. Некая «драматургичность» творчества художника, по ее же словам, позволяет сравнивать его с Э. Ионеско.

Неспокойный, исполненный проблематики мир художественных образов Поля Рамбье трудно обозначить каким-то конкретным искусствоведческим термином, однако в общих чертах он тяготеет к экспрессионизму. Полотна же последних лет (в частности, разработка темы Апокалипсиса Святого Жана), отмеченные особым драматизмом, позволяют некоторым искусствоведам проводить параллели с великим испанцем Ф. Гойя. Как бы там ни было, безусловно одно: Рамбье – незаурядная творческая индивидуальность, он создает свой художественный мир не на злобу сегодняшнего, сиюминутного, а скорее всего вопреки: не поддаваясь соблазнам моды, следует велению своего внутреннего «я».

С художником, чье творчество получило признание во всем мире (перечень его персональных выставок включает музеи и крупнейшие галереи едва ли не всех европейских стран, США и Перу), смогут наконец познакомиться и киевляне.

Выставка «Живопись с вариациями» организована при поддержке компании l’Electricite de France. Она продлится до 9 июня. Адрес французского культурного центра в Украине: Киев, ул. Горького, 104.

ВЫСТАВКИ

Украинский дом представляет выставку новых работ киевского художника Василия Дидыка, названную автором «На крыльях души».

Новая коллекция картин художника включает в себя около 50 живописных полотен, написанных им за два последних года. Ее суть полностью отображена в названии. «На крыльях души» – это некое откровение, исповедь автора, которая открывает его внутренний мир. Все темы, использованные Дидыком, касаются непосредственно его жизни. На одних Василий как бы иллюстрирует собственное прошлое, используя воспоминания детства, на других – воплощает свои романтические мечты, на третьих – создает, как метко сказал один искусствовед, целую мистерию собственной жизни. Критики также утверждают, что за счет цветовой гаммы картины художника очень радужны и музыкальны. Они «поют» и «играют», они будто бы многомерны и объемны.

Центральной работой этой экспозиции является «Мадонна», как говорит сам художник, «впитавшая в себя все, чем я занимался предыдущие 25 лет моей творческой деятельности. «Мадонна» позволяет раскрыть в визуальном восприятии мой внутренний мир». Изображенная женщина с нимбом над головой не похожа на каноническую Мадонну, она более земная и «живая». Вокруг нее – завораживающий ассоциациями фон, напоминающий наш мир. И Мадонна в нем – как надежда.

Выставка продлится до 18 мая.

Залишити відповідь