Виктор Небоженко, политолог:
– Независимо от того, какой будет премьер-министр, новый или старый, к сентябрю 2001 года обязательно возникнет новый конфликт между Верховной Радой, Администрацией президента и новым Кабмином. Поэтому первая задача любого Кабмина – не РR, не интриги, не попытка «оседлать» какую-то одну политическую или региональную группу, а любой ценой, как можно быстрее провести административную реформу.
Иван Заец, министр экологии и природных ресурсов Украины:
– Продовжувати тi реформи, якi розпочав уряд Ющенко, працювати вiдкрито i забезпечити прозорiсть прийняття рiшень. Повинен створити взаємний зв’язок усiх гiлок влади.
Алексей Кучеренко, народный депутат Украины:
– Любое правительство, по-моему, обречено на «двойку» ровно через 8-9 месяцев работы. Именно на этой оценке и будут разыгрываться политические баталии 2002 года. Те, кто победит в этой «премьериаде», попытаются компенсировать «двойку» административным ресурсом.
Александр Волков, народный депутат Украины:
– Я абсолютно уверен, что первый клин в том, что большинство в парламенте дало трещину, был забит именно Ющенко, потому что при формировании правительства он опирался на две фракции: Украинский народный рух и Народный рух. Поэтому все другие фракции потеряли интерес к этому правительству. Новому правительству обязательно надо консультироваться со всеми фракциями, если мы хотим действительно серьезного результата.
Николай Жулинский, вице-премьер-министр Украины:
– Сьогоднiшня оцiнка роботи уряду мене не дуже хвилює. Важливо те, наскiльки якiсно ми виконуємо програму уряду «Реформи заради добробуту». I висновки треба робити з цього. Якщо уряд залишиться, ми безперечно врахуємо можливiсть бiльше працювати з ВР i з фракцiями. Крiм того, уряд не збирається вiдмовлятись нi вiд своєї проєвропейської орiєнтацiї, нi вiд спiвпрацi з мiжнародними фiнансовими i валютними органiзацiями, нi вiд здiйснення приватизацiї.
Наталья Витренко, народный депутат Украины:
– Проводить курс реформ в интересах народа Украины. А правительство Ющенко провалило все – и экономические, и социальные реформы – под лозунгом «Реформи заради добробуту».
Тарас Стецькив, народный депутат Украины:
– Уряд має робити те, що вперше в Українi почав робити Вiктор Ющенко в минулому роцi. Конкретно – наповнення бюджету, перекриття тiньових фiнансових потокiв, спрямування бюджетних грошей не на збiльшення державного апарату, а на соцiальнi виплати. Це також – реальне пониження облiкової ставки Нацбанку, реальне кредитування нацiональної економiки українськими банками, реальне припинення позик вiд МВФ, погашення зовнiшнiх боргiв, реальна бюджетна дисциплiна. Цього вистачить для того, щоб Україна через рiк «дихала» нормально. А цей шабаш у Верховнiй Радi немає нiчого спiльного з реальною оцiнкою дiяльностi Ющенка в 2000 роцi.
Александр Слободян, народный депутат Украины, почетный президент АО «Оболонь»:
– Я вважаю, що було б краще, якби цей уряд, який досяг певних позитивних результатiв, залишився. Але я думаю, що його великий недолiк у вiдсутностi спiвпрацi з впливовими полiтичними партiями.
Окрiм того, будь-який уряд повинен прикласти якомога бiльше зусиль до зменшення податкового тиску.
Павел Кузнецов, народный депутат Украины, КПУ:
– Для того чтобы не получить «двойку» в будущем году, новое правительство должно разрешить проблему неплатежей в стране или хотя бы приступить к ее разрешению. И это будет шагом к экономическому росту государства.
Алексей Костусев, народный депутат Украины, председатель Комитета ВС по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций:
– Правительство, во-первых, должно активно работать, проводить реформы не на словах, а на деле. А во-вторых, чтобы не получить «неуд», правительству надо опираться на все политические силы, которые реально существуют в парламенте.
Валерий Череп, народный депутат Украины, СДПУ(о):
– Сначала необходимо решить проблемы политического кризиса власти. Я хотел бы, чтобы, во-первых, новое правительство поддерживало постоянный диалог с парламентом. И во-вторых, было сторонником компромиссов с парламентом в отношении формирования коалиционного правительства.
Олег Литвак, народный депутат Украины, СДПУ(о), экс-генеральный прокурор Украины:
– Задачей будущего правительства должна стать консолидация политических сил в Верховной Раде, желание со стороны правительства объединиться в одну, здоровую, экономическую и политическую национальную силу, чтобы не допустить раскола в государстве. Не бравировать сиюминутными успехами в социальной сфере, а обеспечить нормальные условия развития отечественного товаропроизводителя, который ощущает ежедневный налоговый прессинг. Правительство должно не только созерцать, как работает ВР, но также быть активным участником в законодательной работе, чего не наблюдалось в течение 2000 года.
Дмитрий Табачник, народный депутат Украины, группа «Трудовая Украина»:
– Чтобы не получить неудовлетворительную оценку, правительству необходимо заниматься целым комплексом вопросов. В первую очередь не ослаблять своих усилий по реструктуризации экономики и заняться социальной и пенсионной реформой. Оно обязательно должно приступить к построению коалиционного правительства, где каждая политическая сила будет иметь представителя-профессионала и поддерживать его при принятии определенных законопроектов.
Юрий Кармазин, народный депутат Украины, председатель Комитета ВС по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– Прежде всего, правительству надо научиться работать с парламентом, привыкнуть к мысли, что не правительство выбирает парламент, а наоборот.
Игорь Митюков, министр финансов Украины:
– Давать четкие рекомендации очень тяжело, поскольку сегодняшние события показывают, что в политической борьбе могут поставить «двойку» и отличнику. Поэтому, я думаю, любому правительству нужно будет продолжать работать в двух направлениях. Во-первых, проводить политическую работу в парламенте для того, чтобы иметь постоянную поддержку большинства народных депутатов. И во-вторых, не отходить от того курса укрепления государственных финансов, прозрачности экономических решений, которого придерживалось нынешнее правительство на протяжении последних полутора лет.
Кроме того, если в мае парламенту удастся существенно продвинуться в работе по Налоговому кодексу, то внедрение его будет очень серьезным экзаменом для любого правительства.
Владимир Ульянов, генеральный директор Международной консалтинговой группы, кандидат экономических наук, советник премьер-министра Украины:
– Вряд ли можно считать, что правительство Ющенко получило «двойку». Результаты его работы значительно лучше в сравнении с работой предшественников. Поэтому первое, что должно сделать следующее правительство, если сможет, – продолжить курс Ющенко. А для достижения значительных результатов ему будет необходимо усовершенствовать прозрачные конкурентные механизмы в экономике, схему приватизации, более системно использовать отечественные профессионально-интеллектуальные ресурсы в кадровой политике.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Я считаю, что новое правительство не должно рассчитывать больше, чем на год работы. Необходимо, чтобы это было «техническое» правительство, которое после парламентских выборов должно переизбираться.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
– Если говорить о «двойке», выставленной нынешнему правительству, то она получена не в результате рационального и объективного анализа достижений и просчетов деятельности правительства Ющенко, а является субъективной политической партикулярной оценкой тех бизнес-парламентских групп, которые никогда не были заинтересованы в успехах, продекларированных более года назад Кабмином. Отставка Ющенко, – это монополизация государственной собственности несколькими группировками при условии господства на всех уровнях властной иерархии, патрон-клиентных, скрытых от общества неформальных отношений, это результат многолетнего сращивания бизнеса, в том числе теневого, с властью.
Следующее правительство, чтобы не получить «двойку», должно полностью забыть о комплексе национального интереса и думать лишь об интересах постсоветской украинской олигархии. Оно должно игнорировать интересы и демократические ожидания со стороны общества, игнорировать так называемый «европейский выбор», демократические стандарты и «ценности». Иными словами, стать правительством меньшинства граждан, которые, уже не стесняясь, рассматривают государство как свою собственность, а власть – как самый прибыльный и наиболее безопасный бизнес. Если правительство станет эффективно представлять интересы этой части политической и деловой элиты и закрепит интересы последних с помощью административного ресурса, их победу на предстоящих парламентских выборах, то такое правительство будет старательным и примерным учеником, слушающимся во всем своего учителя. И естественно, за примерное поведение получит «пятерку».