Проект бюджета-2010 Минфин внес в правительство в понедельник. Сегодня его представят премьеру Владимиру Путину на комиссии по бюджетным проектировкам, а в четверг вынесут на заседание правительства.
Согласно расчетам Минфина (материалы есть у «Ведомостей») расходы бюджета в 2010 г. вырастут всего на 52,7 млрд руб. (к уровню этого года) до 9,82 трлн руб. Доходы составят 6,64 трлн руб., дефицит бюджета 3,19 трлн руб. Почти такими же эти показатели были и в 2009 г. Резервный фонд в следующем году потратят практически полностью, и государство начнет активно занимать размер чистых рыночных заимствований в 2010 г. составит 1,13 трлн руб. «Бюджет должен быть консервативным, реальным и не создавать замки из песка. Если у нас появятся деньги, мы найдем, куда их вложить», посоветовал вчера министру финансов Алексею Кудрину президент Дмитрий Медведев (цитата по ИТАР-ТАСС).
Правительство откажется от формулировки «антикризисные меры», использованной при подготовке действующего бюджета. Расходы 2009 г. Минфин делит на пять составляющих: обслуживание госдолга (235,1 млрд руб.), трансферты Пенсионному фонду (1,9 трлн руб.), социальные обязательства (3,5 трлн руб.), антикризисный резерв (907,5 млрд руб.) и иные обязательства (3,3 трлн руб.).
Бюджетные траты на антикризисные меры в 2009 г. Минфин оценивает в 9,3% от всего объема расходов (см. врез). В следующем году антикризисного задела в бюджете уже не будет, говорит чиновник ведомства финансово-экономического блока. Запланированный остаток антикризисных средств 2009 г. (0,8% всех трат казны в 2010 г.) отнесен к «иным расходам». В этот раздел включены также затраты на подготовку к Олимпиаде, проведение саммита АТЭС, финансирование ФЦП, оборону и другое обеспечение деятельности, указывает Минфин в материалах.
На самом деле расходы бюджета на антикризисные меры в 2010 г. не снизятся, объясняет чиновник аппарата правительства: «Просто в 2009 г. эти траты были выделены по отношению к штатным расходам, теперь антикризисная поддержка ушла внутрь бюджета в обычные статьи». «Кризис становится повседневностью, выделять борьбу с ним в отдельную строку уже нет смысла», добавляет другой чиновник правительства.
Отказавшись от анонсирования очередного антикризисного пакета, государство, видимо, готово сигнализировать, что кризис заканчивается, замечает партнер ФБК Игорь Николаев. Недавно Минэкономразвития сообщило, что экономика в июне выросла на 0,1%, напоминает он.
«Антикризисные меры 2009 г. направлены прежде всего на поддержку банковской системы и реального сектора, кому и куда эти деньги уходят, обычному человеку далеко не всегда понятно», говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Бюджетная политика 2010 г. с явным социальным уклоном, продолжает она: выполнение социальных обязательств перед населением названо главным приоритетом. Относить эти меры к антикризисным вовсе не обязательно, учитывая, что кризис оказался затяжным и бороться с ним пакетными мерами не получается. «Каждый рубль, выданный пенсионеру, это рост потребления, так что такой подход может оказаться более эффективным, чем нынешний», отмечает она.
«Разрекламированный механизм госгарантий, через который реальный сектор рассчитывал получить хоть какие-то деньги, так и не заработал, надежды, конечно, не теряем, но ожидание затянулось на неприличный срок, сетует сотрудник одного из системообразующих предприятий. Иногда кажется, что, может, ничего уже и не достанется, по крайней мере в этом году».
Бюджет-2010 уже имеет политическую окраску, замечает Цепляева, и эта тенденция продолжится: в 2011 г. грядут парламентские выборы, в 2012 г. президентские. Практика показывает, что в такие годы расходы не сокращаются и все более ориентированы «на электорат», отмечает она. Поэтому вполне объясним отказ от малопонятного населению антикризисного пакета в пользу популистских высказываний о социальных приоритетах, заключает Цепляева.