Губернаторы предложили президенту решить конфликт, распустив парламент

Раскрутка «аудиоскандала» перевела конфликт между сторонниками и оппонентами действующего президента из непубличной фазы в публичную. Создание парламентского антипрезидентского «большинства» (в составе КПУ, СоцПУ, «Яблока», части «Батькiвщини», УНР и внефракционных депутатов) напомнило о существовании реальной оппозиции и стало свидетельством того, что власть перестала в полной мере контролировать политическую ситуацию. Несмотря на то, что Леонид Кучма заявил, что не даст «спровоцировать себя на какие бы то ни было авторитарные действия или изменение политического курса», эксперты все же не исключают, что один из сценариев дальнейшего развития ситуации предполагает введение в стране «чрезвычайного положения». Впервые вероятность такого исхода событий была озвучена в середине декабря представителем президента в парламенте Романом Бессмертным, который заявил, что если Верховный Совет будет позволять себе неоправданные, на его взгляд, вольности, то не исключено, что в стране будет введено «чрезвычайное положение».

Согласно Закону Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» под термином «чрезвычайное положение» следует понимать введение на территории страны прямого президентского правления, роспуск парламента и приостановление деятельности всех политических партий. Наибольшую активность в этом направлении в декабре 2000 года проявили региональные лидеры – главы областных государственных администраций.

Антипарламентскую кампанию возглавили губернаторы-совместители

Первыми о необходимости введения прямого президентского правления заявили представители Донбасса. Так, в начале декабря глава Донецкой облгосадминистрации Виктор Янукович заявил, что он выступает за жесткое президентское правление и введение моратория на деятельность партий. По мнению эксперта донецкого Центра политического и промышленного консалтинга Ильи Гришина, таким образом о своей активной пропрезидентской позиции заявила донецкая финансово-политическая группа, контролирующая угольную промышленность страны. Инициативу донетчан сразу же поддержал губернатор Херсонской области Александр Вербицкий, который, по информации Интернет-издания ProUa, также высказался о необходимости введения чрезвычайного положения. В Днепропетровской области местный глава обладминистрации Николай Швец, сообщает ProUa, провел заседание доверенных лиц Леонида Кучмы (которые возглавляли штабы нынешнего президента во время избирательной кампании 1999 года). Участники заседания выступили с предложением о лишении Александра Мороза депутатского мандата.

Значительную активность в создании мощной «народной» региональной инициативы в поддержку президента проявляют губернаторы Ровенской и Черкасской областей – Николай Сорока и Василий Цибенко. По сообщению Интернет-издания «Антенна», при содействии Черкасской облгосадминистрации 19 декабря в Киев было оправлено два автобуса с приверженцами идеи «чрезвычайного положения» для участия в акциях протеста, направленных против Верховного Совета.

По информации Интернет-агентства «Медiа-простiр», идею введения прямого президентского правления в Украине поддержали председатели Киевской областной госадминистрации Анатолий Засуха, Житомирской – Владимир Лушкин, Одесской – Сергей Гриневецкий, Черниговской – Михаил Каскевич, Волынской – Борис Климчук. Как считает директор Центра политического маркетинга Александр Кривошеенко, наиболее активную позицию в вопросе поддержки идеи введения прямого президентского правления и роспуска парламента занимали те региональные лидеры, которые совмещали должности глав обладминистраций и председателей облсоветов. (Речь идет о руководителях Донецкой, Черкасской, Одесской, Волынской и Киевской областей.) Напомним, что совмещение исполнительной и законодательной должностей противоречит законодательству (согласно статье 12 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 года председатели госадминистраций «не могут быть народными депутатами или иметь иной представительский мандат»). Однако президент, в силу особых отношений между ним и регионалами, долгое время не обращал внимание на это нарушение действующего законодательства.

По мнению эксперта Института экономических и политических реформ Андрея Мухина, «губернаторы, инициируя введение в стране прямого президентского правления и роспуск парламента, рассчитывают укрепить ослабленные политическим кризисом позиции президента (их основного админресурса в центре) и окончательно вытеснить из президентского окружения т. н. олигархов (Суркиса, Медведчука, Пинчука, Волкова и др.), занявших выжидательную позицию в «аудиоделе».

Не все руководители регионов за роспуск парламента

По словам эксперта Центра исследования проблем гражданского общества Романа Сиринского, кроме губернаторов, которые активно поддерживают президента, можно выделить группу руководителей областей, занимающих выжидательную позицию. По мнению экспертов, к этой группе относятся руководители Сумской, Харьковской, Кировоградской, Николаевской и Луганской обладминистраций (соответственно – Владимир Щербань, Евгений Кушнарев, Василий Моцный, Алексей Гаркуша и Александр Ефремов). По словам политолога Михаила Погребинского, «выжидательная позиция Владимира Щербаня и Евгения Кушнарева связана с тем, что они являются лидерами крупных политических партий (соответственно – ЛПУ и НДП), намеревающихся попасть в парламент следующего созыва. Поэтому, – считает г-н Погребинский, – любые резкие заявления с их стороны могут существенно повлиять на поддержку избирателями их партий на выборах».

Не проявляет активной поддержки инициатив донецких лидеров (которые первыми озвучили идею введения прямого президентского правления и роспуска парламента) и глава Луганской обладминистрации Александр Ефремов. По мнению эксперта Центра промышленного маркетинга Виктора Милевского, «противостояние Донецкого и Луганского областного руководства четко прослеживается на угольном рынке, где коммерческие структуры, контролируемые губернаторами, ведут ожесточенную схватку за сферы влияния. Донецкие коммерческие структуры, заручившись поддержкой Киева, постепенно вытесняют с рынка луганский угольный бизнес, что вызывает недовольство областных руководителей» (см. «&», №35, 2000 г.).

Отдельную группу пассивно поддерживающих президента губернаторов составляют главы аграрных регионов. Так, о своей лояльности (без требования ввести «чрезвычайное положение»), по информации Интернет-агентства «Медiа-простiр», уже заявили губернаторы Львовской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Тернопольской, Черновицкой, Винницкой и Полтавской областей. Как отмечают эксперты, руководители аграрных регионов не настолько влияют на президента, чтобы оказывать конкуренцию в этом вопросе губернаторам индустриальных областей. Поэтому, по мнению аналитика Фонда поддержки национальной безопасности Сергея Таратухина, чрезмерная активность не в их интересах. «Ведь существенные дивиденды от данной активности губернаторы с/х областей вряд ли получат, – считает г-н Таратухин, – а вот поддержку аграрного лобби в действующем парламенте могут и потерять». По словам эксперта, активная поддержка инициативы введения «чрезвычайного положения» со стороны данной группы губернаторов будет зависеть от способности центральной власти контролировать ситуацию в каждом конкретном регионе.

Таким образом, в среде областных лидеров определились несколько групп губернаторов, по-разному относящихся к идее введения прямого президентского правления и проведения досрочных парламентских выборов. Отсутствие единодушия в среде региональных руководителей, по мнению экспертов, подтолкнуло Администрацию президента к поиску дополнительных средств стимулирования активности глав обладминистраций.

Стимулирующие методы президента

13 декабря президент подписал Указ «О Национальном Совете по согласованию деятельности общегосударственных и региональных органов и местного самоуправления». В соответствии с данным документом Совет регионов (состоящий из губернаторов) и Координационный совет по вопросам местного самоуправления (представляющий интересы мэров и местных советов) были объединены в одну структуру. Директор Фонда муниципального развития Дмитрий Петренко считает, что такое объединение выгодно губернаторам, так как влияние глав облгосадминистраций на окружение президента было традиционно более сильным, нежели влияние мэров.

Эксперты утверждают, что стимулировать поддержку Леонида Кучмы со стороны лидеров крупных индустриальных регионов Украины призван президентский проект территориальной реформы. (С этой инициативой Леонид Кучма выступил в Киеве 6 декабря на торжественном собрании по случаю Дня самоуправления.) По сообщению Интернет-издания ProUA, президентский план административно-территориальной реформы в Украине предполагает создание следующих региональных единиц: Киевщины (в пределах Киевской и Черниговской областей), Волыни (Житомирская, Ровенская и Волынская обл.), Слобожанщины (Полтавская, Сумская и Харьковская обл.), Донетчины (Донецкая и Луганская обл.), Запорожья (Днепропетровская и Запорожская обл.), Таврии (Одесская, Николаевская и Херсонская обл.) Черкасщины (Кировоградская и Черкасская обл.), Подолья (Винницкая, Хмельницкая и часть Тернопольской областей), Карпатской области (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и часть Тернопольской области). Реформа не коснется только Крымской автономии. В соответствии с предложенным планом, отмечает президент Фонда муниципального развития Дмитрий Петренко, «аграрные области должны интегрироваться в конгломераты во главе с индустриальными центрами, в которых и сосредоточатся управленческие функции. Предложив именно такой план, президент продемонстрировал, – утверждает г-н Петренко, – что делает ставку на крупные индустриальные области, которые доказали свою готовность поддержать главу государства в условиях политического кризиса».

Введение прямого президентского правления предусматривает проведение конституционной процедуры применения правовых норм «чрезвычайного положения». Однако согласно Конституции Украины (ст. 106, п. 21) для того, чтобы президент ввел в стране «чрезвычайное положение», ему нужна поддержка Верховного Совета (утверждение президентского указа о «чрезвычайном положении» должно произойти в ВС на протяжении двух дней с момента соответствующего обращения президента). Как считает эксперт Центра политического образования Андрей Боярунец, «подобная процедура при существующем накале страстей в Верховном Совете вряд ли возможна, так как президентское предложение о введении «чрезвычайного положения» в стране не соберет необходимых 226 голосов народных депутатов». В такой ситуации, по мнению экспертов, одним из немногочисленных методов, которыми может воспользоваться президент для ликвидации последствий политического кризиса, является создание губернаторами на местах «народного движения» в поддержку идеи введения «чрезвычайного положения». Однако реализация данного плана (предполагающего в конечном итоге роспуск ВС на основании «всенародного возмущения деятельностью парламента») зависит от того, удастся ли объединить вокруг него если не всех, то хотя бы бы большинство областных руководителей. Пока же дать точный прогноз относительно перспектив введения «чрезвычайного положения» аналитики не берутся.

Залишити відповідь