КОНЦЕРТЫ Национальный дом органной и камерной музыки в предновогодний (30 декабря) и предрождественский (5 января) вечера приглашает любителей классического искусства на концерты камерной музыки. Программы – «под стать» календарным датам концертов: в основном, это вдохновенные, исполненные лирического порыва полотна композиторов-романтиков, музыка редкой красоты и выразительности. Концерт 30 декабря открывает Соната С. Франка для скрипки и фортепиано. В оригинале это произведение было создано известным французским композитором для виолончели и фортепиано, но, как гласит музыкальная легенда, С. Франк, получив приглашение на день рождения к Э. Изаи (известнейшему скрипачу-виртуозу XIX-начала XX века), был в растерянности: он не знал, как быть с подарком. Выход был найден достаточно оригинальный: композитор сделал скрипичную версию виолончельной Сонаты и преподнес ее своему другу. Очевидно, не только Э. Изаи был признателен и благодарен автору, но и очень многие скрипачи вот уже в течение полутора столетий. Ведь эта Соната – одно из выразительнейших сочинений мировой скрипичной литературы, хотя у нас в Украине она и не слишком часто звучит на концертной эстраде. Возможно, потому, что партии и скрипки, и фортепиано чрезвычайно сложны в исполнительском плане. Во втором отделении концерта музыканты исполнят одно из ранних сочинений немецкого композитора-романтика И. Брамса: Трио опус 8. Музыка, опять-таки у нас известная лишь специалистам. По словам А. Баженова, она захватывает, покоряет лавиной эмоций и чувств. В завершение вечера прозвучат Трио и «Гранд-танго» А. Пьяцоллы. С «легкой» руки всемирно известного скрипача Г. Кремера, открывшего большинству киевских слушателей удивительный неподражаемый «мир танго» аргентинского композитора несколько лет тому назад, музыка А. Пьяцоллы покорила сердца киевлян. В программе 5 января – камерная музыка М. Бруха, Ф. Б. Мендельсона, П. Чайковского и Д. Шостаковича. В концертах примут участие народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов (скрипка), заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончель) и пианистки Наида Магомедбекова, Татьяна Войтех, Екатерина Баженова и Людмила Каравацкая. А. Баженов и И. Кучер в ближайшее время с этими программами уезжают в гастрольное турне по Японии и, как бы предваряя его, спешат познакомить с концертами киевскую публику. В Стране восходящего солнца музыканты будут выступать с японскими пианистами в лучших камерно-концертных залах Токио, Осаки, Киото, Нагои, включая знаменитый Осакский «Изуми-холл» – один из самых престижных в мире. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее «НЕФ» Национального историко-культурного заповедника Киево-Печерская Лавра 26 декабря открывается выставка «Новогодний калейдоскоп». Праздничный вернисаж накануне Нового года стал уже традиционным в этой галерее. По словам ее руководителя Марии Трошиной, выставка замечательна тем, что позволяет отойти от академических канонов, протокольности, вкладываемых в понятие «открытие выставки». И сам вернисаж, и экспозиция – все подчинено наступающему празднику. Яркие веселые картины самых разнообразных художников – признанных, маститых и начинающих – вывешиваются в зале сплошным ковром: от пола до потолка. Умышленно ни одна из них «не подписывается». По сути, это единственная выставка, на которой могут совершенно непринужденно соседствовать работы известного живописца и на сегодняшний день никому не известного студента. Критерий отбора один – одаренность. Помимо экспозиции (и, разумеется, новогодней елки с Дедом Морозом), к вернисажу готовится специальная развлекательная программа, в которой будет и художественная лотерея, и розыгрыш специальных призов (от набора открыток до произведений искусства), и масса иных праздничных сюрпризов. Экспозиция выставки «Новогодний калейдоскоп», где будет представлено около сотни работ более тридцати художников, продлится до 14 января. Адрес галереи «НЕФ»: улица И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20. |
КОНЦЕРТЫ В Национальном доме органной и камерной музыки 13 января с новой сольной программой выступит лауреат международного конкурса Мария Липинская (меццо-сопрано). К участию в концерте она пригласила виолончелистку Юлию Белоусову и пианисток Лиану Косович и Ольгу Бутько. Новую программу, с которой талантливая молодая певица выступит накануне «старого Нового года», объединяет тема любви. Работая над ее стилистикой, Липинская старалась широко представить различные пласты музыкальной литературы. Как результат – программа действительно очень насыщенна и разнообразна. Открывать ее будет ария из Stabat Mater И. Гайдна – венского классика XVIII века. Затем – чудные романтические миниатюры И. Брамса, Ж. Массне и Г. Форе (некоторые будут звучать в сопровождении инструментального дуэта: фортепиано и виолончели, что, несомненно, придаст им особую выразительность) и несколько арий из опер французских композиторов. Завершат первое отделение знаменитые Хабанера и Сегидилья Кармен из одноименного сочинения Ж. Бизе – фрагменты самой любимой оперы певицы. Именно эта партия была ее дипломной работой при окончании Национальной музыкальной академии Украины, в роли Кармен Мария Липинская и сейчас выступает в спектаклях оперной студии. «Изюминкой» концерта, безусловно, станут романс Дездемоны из оперы Дж. Россини «Отелло» и рондо Пажа из «Гугенотов» Дж. Мейербера. Эти произведения сейчас у нас в театрах практически не исполняются, ибо партии персонажей написаны для колоратурного меццо-сопрано, то есть низкого женского голоса, от которого требуется особая подвижность, чтобы «выпеть» все фиоритуры и рулады. Однако колоратурные меццо нынче настолько большой «дефицит», что целые пласты интереснейшей оперной литературы не исполняются. И в заключение вечера Мария Липинская споет исполненные неувядающего очарования и шарма старинные русские романсы (среди них и знаменитые «Ночь светла», «Старый муж»), особо выразительно звучащие в сопровождении виолончели. |
ВЫСТАВКИ Галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-культурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку живописи приднестровских художников Юрия и Аллы Салко. Юрий Салко родился и вырос в Кривом Роге в семье художника Ивана Салко. В Украине начинал профессиональное образование: окончил Одесское художественное училище им. Грекова. Затем – годы учебы в Приднестровском государственном университете им. Т. Шевченко. Высокое мастерство, индивидуальный стиль и самобытное восприятие мира отличают характер тематических и стилевых тенденций его творчества. Этим художник завоевал признание далеко за пределами родины. В частности, работы Юрия Салко представлены в Центре культуры и искусства Кадиквой (Стамбул), посольстве Молдовы в Турции (Анкара), мемориальном музее им. Ф. Достоевского (Санкт-Петербург), в художественных собраниях Армении, Германии, Израиля, музее AFFENDI (Индонезия). Его жена, Алла Салко – выпускница художественно-графического факультета Одесского государственного университета им. Ушинского. Работам Аллы свойственны утонченность, лиризм, нежный колорит и изысканность композиционных решений. Кажется, они «пронизаны» каким-то особым теплом. Выставка организована при поддержке Министерства народного образования и культуры Приднестровья, Союза украинцев Приднестровья, Тираспольского завода KVINT. Продлится до 7 января. Адрес галереи «Одекс Плюс»: улица И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж. |
КОНЦЕРТЫ Колонный зал им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Фонда содействия развитию искусств 4 января приглашает на концерт цикла «Искусство фортепианной игры». В нем примут участие лауреат международных конкурсов Вадим Гладков (фортепиано), заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов Юрий Шутко (флейта) и симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. Главным событием концерта, безусловно, будет выступление Вадима Гладкова. В прошлом киевлянин, выпускник Национальной музыкальной академии Украины, пианист завершил образование в Высшей музыкальной академии Королевы Софии в Мадриде в классе знаменитого пианиста и педагога Дмитрия Башкирова. Невзирая на молодость, сейчас он – преподаватель этого элитарного учебного заведения. В «активе» Вадима Гладкова лауреатство на пяти (!) международных конкурсах, среди которых – Гран-при престижного конкурса им. Л. Лантье в Париже. И хотя пианист с успехом гастролирует в Италии, Франции, Испании, Португалии, он не забывает о киевских поклонниках своего таланта и практически каждый сезон выступает в Колонном зале им. Н. Лысенко. В программе ближайшего филармонического вечера в интерпретации Вадима Гладкова будет звучать знаменитый Концерт ми минор для фортепиано с оркестром Ф. Шопена – одно из лучших сочинений гениального польского композитора, в котором слились воедино романтический порыв и бурный драматизм с потрясающей по силе и страстности выражения одухотворенной лирикой, пронизанной глубокой человечностью и искренностью. Продолжит программу выступление заслуженного артиста Украины Юрия Шутко, который завоевал славу первого флейтиста Украины. Он исполнит Концерт для флейты с оркестром В. А. Моцарта. В завершение вечера в интерпретации Николая Дядюры прозвучит одно из малоизвестных произведений русского классика ХХ века С. Прокофьева – сочинение для симфонического оркестра «Поручик Киже». |
ТЕАТР В Театре русской драмы им. Леси Украинки 25, 26 и 31 декабря пройдет последняя – как называют ее сами организаторы – «премьера тысячелетия», спектакль «Рождественские грезы». Спектакль поставлен по одноименной пьесе одного из самых популярных современных российских драматургов Надежды Птушкиной. Театр уже в третий раз обращается к произведениям этого автора – сейчас в Русской драме идет ее фарс «Пизанская башня» и комедия «Развод по-русски». А «Рождественские грезы» – это стопроцентная предновогодняя пьеса, по сюжету напоминающая хорошо знакомый всем фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Герой пьесы, современный преуспевающий неженатый мужчина лет сорока, направляясь на ни к чему не обязывающее его свидание, путает адреса и попадает в совершенно другую квартиру. Там живут две одинокие женщины: мать и дочь, которые под романы Чарльза Диккенса грезят о былом, романтичном и пылком, грустят и скучают. И вдруг – неожиданный гость, сначала воспринимающийся как вторгшийся незнакомец, а чуть позже, после длительного, задушевного разговора – как пришедший на чашечку чая хороший приятель. В результате судьба соединяет любовью людей, которые никак не могли найти друг друга. Счастье всегда неожиданно, а в канун Рождества и Нового года оно воспринимается как чудо. Режиссер-постановщик «Рождественских грез» народная артистка Украины Ирина Дука (она будет играть дочку), кажется, угадала со спектаклем: под грядущие праздники зрители ожидают именно такого – комедийного, но с ноткой грусти и мечтательности, со счастливым концом – спектакля. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее «Ра» 19 декабря Гете-институт открыл выставку известного немецкого фотографа Бернда Лаздина «Смена эпох». Выставка состоит из 60 плакатов-фотографий, которые еще в 1986 году начал делать свободный художник-фотограф Бернд Лаздин. Он фотографировал жителей своего городка Нойбранденбурга, находящегося в тогдашнем ГДР: усаживал в любимых местах их квартир и просил изобразить перед объективом камеры первое что придет в голову. Через десять лет он решил все повторить. У него получились пары снимков, каждая из которых отображала одних и тех же людей. Результат поразил всех, ибо на снимках было запечатлено не только изменение выражения лиц, внешности людей и их социальных условий, а и само время, его срез. Концептуальность проекта еще и в том, что все 60 фотографий, позже увеличенных Лаздином до размеров плакатов, показывают изменения общенациональные: за десять лет, лежащие между двумя фотосессиями, страна успела поменять политический строй и объединиться. (В конце 80-х Лаздин посвятил этому отдельную серию фотографий, названную им «Историей Западной Европы».) Когда выставка впервые предстала перед зрителями уже объединенной Германии, немецкий еженедельник «Ди Цайт» назвал ее «уникальным документом эпохи». Теперь размноженные плакаты висят на всех станциях метро Берлина как сопоставление двух разных эпох. В Германии также выпустили книгу-сборник, содержащую все 60 плакатов Бернда Лаздина, и она тут же стала бестселлером. Выставка продлится до 16 января. |
ТЕАТР Известнейший спектакль Романа Виктюка «Бульвар Сан-Сет» с участием Ады Роговцевой, Евгения Паперного, Станислава Боклана и Екатерины Степанковой 29 декабря при поддержке торговой марки «Дарина» пройдет в помещении Киевского театра оперетты. Стареющая голливудская кино- и театральная звезда Норма Десмонд, не желая покидать большой сцены без прощальной роли, решает написать сценарий будущей постановки о своей богатой событиями жизни. Но для перестраховки Норма приглашает в соавторы профессионала, чтобы тот доработал ее выплеснувшиеся на бумагу эмоции… В 1950 году эту пьесу написали три американских сценариста- Чарльз Брекет, Билли Уайльдер и М. Маршал-младший. В этом же году Уайльдер получил согласие на постановку в Голливуде и снял фильм с одноименным названием (тогда в главных ролях сыграли Глория Свенсон и Вильям Холден), который в следующем году удостоился премии «Оскар». Затем за постановку «Бульвара Сан-Сет» взялся знаменитый американский композитор, создатель рок-опер «Кошки» и «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэббер. Его мюзикл вышел еще более впечатляющим, чем фильм Уайльдера, ибо он не только получал премии (несколько самых престижных призов Тоny), но и стал самым прибыльным спектаклем за всю историю Бродвея. «Бульвар…» ставят в Канаде, потом в Австралии, а Тревор Нанн в лос-анджелесском театре «Шуберт», собираясь в очередной раз по-своему интерпретировать пьесу, приглашает на главную роль известнейшую актрису Глен Клоуз, что стало одной из вех в ее жизни. В 1997 году в Украине Роман Виктюк сделал Аде Роговцевой, своей примадонне, или как он еще ее называл, «божественной невесте», подарок к ее 60-летию – специально для нее написанную бенефисную роль. В 1998 г. Роговцева впервые предстала перед киевским зрителем в образе прихотливой и звездной Нормы. После чего «Бульвар…» успешно гастролировал по Израилю и США. В Киеве спектакль не видели со времен премьеры, поэтому вдвойне интересно: насколько за это время потерял или приобрел «Бульвар…» актуальности, насколько изменилась игра Роговцевой и как воспринимается сюжет середины ХХ века в преддверии XXI. |