«Творчество на 90% совершается в голове и лишь на 10% зависит от техники», – утверждает киевский фотограф Борис Миндель

Большинство работ киевского фотографа Бориса Минделя известно даже тем, кто никогда не слышал его имени. Например, его фото памятника Богдана Хмельницкого на ночной Софиевской площади, «картинка» на коробках конфет «Киев вечерний» уже давно стали визитной карточкой столицы. Сам фотограф рассказывает, что многие посетители его юбилейной выставки, которая только-только завершилась в Украинском доме, были удивлены, увидев в качестве экспонатов знакомые с детства снимки. Кстати, большинство своих фотографий Борис Миндель сделал еще в советские времена. И хотя этот период был не лучшим для человека, который хотел получать не только награды, но и материальные блага, фотографу удавалось иметь и то, и другое.

Времена изменились, и многие известные в прошлом фотографы не выдержали испытания рынком. Борис Миндель и сегодня остается заметной фигурой в художественном мире – проходят его выставки, публикуются работы. «Секрет успеха в том,- считает мастер,- что во все времена я не только делал высокопрофессиональные снимки, но и не менее профессионально умел их продавать».

«&»: Борис Александрович, когда именно вы поняли, что фотография может быть не просто увлечением, а и источником материального дохода?

Б. М.: Фотографировать я начал уже после школы – купил ФЭД и пришел в цирк делать первые снимки. Конечно, тогда о деньгах не думал, снимал для души. Первые деньги как фотограф заработал уже после войны. Демобилизовавшись, решил профессионально заняться фотографией. Удалось устроиться в университетскую фотолабораторию, затем начал сотрудничать с газетами, издательством «Мистецтво». В итоге я, фотограф-самоучка, стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов в Украине. Мой годовой доход составлял более 8 тыс. рублей – деньги по тем временам немалые.

«&»: Как вам удалось этого добиться?

Б. М.: Я очень много работал. Нередко делал по 250 слайдов в месяц, и практически все они продавались (и, кстати, выгодно продаются до сих пор). В то же время постоянно совершенствовал свое мастерство. Но так как профессиональной литературы тогда было очень мало, выписывал иностранные журналы и по опубликованным в них снимкам учился как нужно фотографировать.

«&»: Фотография для вас работа или творчество?

Б. М.: Это, конечно, работа, поскольку фотография является источником материального дохода. Но в то же время и творчество. Поэтому нет ни одного снимка, который я сделал бы по принципу: увидел – сфотографировал. В основном все то, что делал и делаю – это задуманные заранее проекты.

Скажем, когда-то я попал на гуцульскую свадьбу. Зрелище было очень колоритное. Естественно, я как фотограф захотел все это запечатлеть. Но снять сразу не мог, так как рядом с людьми в национальных костюмах, были и гости в обычной одежде, что «смазало» бы снимок. Чтобы качественно сделать серию фотографий, пришлось подключить актеров из самодеятельности, которые инсценировали эпизоды из гуцульской свадьбы. А я выступил и фотографом, и режиссером. Подобным образом рождались практически все мои снимки. Даже когда я выполнял заказ, то не просто «щелкал», а превращал работу в творчество.

Например, выполняя заказ для издания альбома об институтах и Академии наук, долго выбирал объекты для съемок, думал, как подать обычные и в принципе скучные для большинства читателей вещи, чтобы они запоминались. И мне это удалось. Ничем не примечательный сварочный аппарат я подал очень эффектно – специально поставил красный фильтр на источник света, так что стена и потолок получили красноватый оттенок. С помощью диффузора размыл искры, которые падали при испытании этого аппарата. Получился очень необычный, как бы космический снимок.

Я вообще не снимаю статичные картинки. Стараюсь показать движение, грацию, ритм. Иногда, чтобы найти технику, задумать сюжет, приходится работать очень долго. Например, снимая серию «Балет», я фотографировал три месяца, но не был удовлетворен результатом – кадры получались обыденными и неинтересными. Но выход был найден: использовав стробоскопический эффект, множительные призмы и другие технические приемы, я показал, каким объект был три, две секунды назад и, наконец, какой он сейчас. Этого не делал никто, снимая балетные сцены. В результате эти фотографии обошли весь мир и принесли мне известность.

«&»: Какими качествами должен обладать фотограф, чтобы сделать имя и добиться материального успеха на рынке?

Б. М.: Я думаю, что, во-первых, фотограф должен быть талантливым. Ведь известность и деньги он получит тогда, когда кто-то купит его работы. А покупателя интересуют только неординарные снимки. Дорого стоит не просто качественно сделанная с технической точки зрения фотография, а та, при просмотре которой у зрителя возникает неоднозначная реакция. Эта реакция не обязательно должна быть положительной – главное, чтобы работа запоминалась.

Впрочем, талант – обязательное, но не единственное условие успешности фотографа. Чтобы продавать свои работы по-настоящему дорого, фотограф должен суметь сам создать себе имя. Ведь у нас, к сожалению, практически нет грамотных менеджеров, занимающихся раскруткой фотографов. Да и раньше не было, так что мне приходилось самому договариваться о гонорарах, подписывать договоры, доставать расходные материалы. И при этом оставаться творческой личностью.

«&»: Какими методами вы пользовались, чтобы создать себе имя?

Б. М.: Они мало отличаются от общих правил арт-рынка. Имя появляется тогда, когда проходят выставки, издаются работы. Очень эффективно срабатывает публикация фоторабот в СМИ. И чем известнее издание, тем больше шансов у фотографа сделать имя.

Я, например, еще в середине 60-х посылал свои работы в зарубежные издания. Успех пришел, когда в 1972 г. чехословацкий журнал «Ревю фотография» поместил на обложке мой снимок из серии «Балет». После чего последовало приглашение в Прагу, куда я взял и свои новые работы. Так я вышел на мировой рынок. И естественно, этот факт укрепил мой имидж и на родине.

Но известность не придет к бездарному или ленивому фотографу. Да, он может снимать, может даже добиться, чтобы эти снимки публиковались (к примеру, благодаря связям, деньгам). Но такие фотографии будут жить один день, а мои живут уже много лет и, я думаю, проживут еще долго.

«&»: Много ли сейчас в Украине платежеспособных потребителей фотоуслуг? За что и сколько они готовы платить?

Б. М.: Потребители, которые ценят высокопрофессиональное фото и могут за него заплатить, есть, однако их немного. Некоторые (в основном это касается СМИ) хотят получить качественный снимок, но за минимальную сумму или вообще бесплатно. Не редкость, когда фотографии просто воруют – наличие компьютерной техники позволяет это делать. При этом автору не только не платят гонорары, но даже не указывают его имени под фотографией. В моей практике была масса подобных случаев. И метод борьбы с нечестными изданиями один – обращение в суд.

Отвечая на вторую часть вопроса, хочу заметить, что, как и раньше, покупатель ценит оригинальность фото, авторский стиль и качество. Однако платит он за это намного меньше, чем, например, за рубежом. Сегодня цены на фоторынке упали – конкуренция очень большая. Так что слайд, который стоит $100-600, я могу продать всего за $30-50.

«&»: Некоторые мастера художественного фото говорят, что не могут работать на заказ, так как это якобы негативно сказывается на их творчестве. Вы тоже считаете, что заказ и творчество несовместимы?

Б. М.: Кто сказал, что в заказных работах мастер не может проявлять свою творческую индивидуальность? Мне, например, когда-то поступил заказ сфотографировать вечерний вид Софиевской площади. Можно было прийти и снять за пять минут. Но это был бы обычный снимок. Я же задействовал поливальные машины, которые поливали асфальт площади, чтобы он блестел и было отражение фонарей и колокольни. Прожектора зафильтровали золотистыми фильтрами, так что памятник Богдану Хмельницкому стал золотистым. Снимал я японской камерой с движущимся объективом, на широкую пленку, стоя на двухметровом помосте, сбитом специально по этому поводу…

Кадр, конечно, был заказной, но он прошел через голову, через сердце, через руки, и в результате получилась очень эффектная фотография и заказчик был доволен. Так что работы, где мастер не мог бы проявить свой творческий потенциал, по-моему, просто не существует.

«&»: Реализация таких идей, вероятно, дорогое удовольствие. Ваши заказчики согласны нести эти расходы? Или вы их берете на себя, закладывая потом в цену своих произведений?

Б. М.: Я никогда не считался с расходами, если был уверен, что они сделают снимок лучше. Но в советские времена почти все удавалось решать без дополнительных денежных затрат. Помогали известность, имя, нужные знакомства. Например, когда я впервые приехал в Прикарпатье, чтобы сделать серию снимков, мне особенно никто не помогал. Но когда я приехал туда вторично, после того как эти фото были напечатаны в журнале «Украина», то «Волга» секретаря обкома ждала меня прямо в аэропорту. И в работе мне оказывали всяческое содействие.

Сейчас ситуация другая. Естественно, если делать, скажем, вертолетную съемку, стоимость фотографии будет настолько высокой, что ни одно издание не сможет позволить себе ее купить. Поэтому сегодня в Украине подобные снимки просто не делаются.

«&»: А из чего вообще складывается цена авторского фото?

Б. М.: Есть определенные критерии, учитывающиеся при определении стоимости фотографии. Например, дорого оцениваются панорамные снимки, фото, сделанные в экстремальных условиях. Имя фотографа тоже влияет на цену. Ведь заказчик, который хочет получить высокопрофессиональный снимок, готов платить больше мастеру с именем, потому что знает – другой фотограф не выполнит работу на таком же высоком уровне.

«&»: Какое место в вашем творчестве занимает такая прозаическая вещь, как деньги?

Б. М.: Они значат очень много. Я не принадлежу к категории творцов, создающих шедевры и при этом голодающих. Для того чтобы полноценно работать, нужен обустроенный быт. Средства, которыми располагает мастер, дают ему возможность приобрести более дорогую аппаратуру, напечатать на лучшей бумаге, то есть инвестировать в свое творчество.

Я, к примеру, никогда не экономил на технике, расходных материалах. Еще в советские времена приобрел японскую камеру за $2000, что было тогда очень дорого. И никогда не экономил пленку, как делали многие мои коллеги. Если мне понравился кадр, тратил на него всю пленку, снимая объект в разных ракурсах. Это давало возможность выбрать самый удачный снимок.

«&»: Что, кроме таланта, нужно фотографу для того, чтобы создать произведение искусства?

Б. М.: Естественно, чтобы сделать высококачественный снимок, нужна хорошая камера, соответствующие фотоматериалы. Но это не значит, что любой фотограф, купив, например, последнюю модель Nicon, может делать шедевры и продавать их за большие деньги. Современная аппаратура расширяет возможности фотографа, но абсолютно не влияет на замысел. Творчество все равно на 90% совершается в голове и лишь на 10% зависит от техники.

СПРАВКА «&»

Борис Миндель, фотограф, член Союза фотохудожников Украины.Родился 20 июня 1920 г. в г. Киеве.Образование: Киевский индустриальный институт, механико-машиностроительный факультет, Ленинградская военно-воздушная академия.Воевал на 2-ом Украинском фронте.Карьера: в 50-х годах – фотокорреспондент газет «Киевская правда», «Радянське мистецтво», 1960-1998 гг. – фотокорреспондент издательства «Мистецтво».Выставки: в Украине, Англии, Германии, Австрии, Чехии, Италии, Сингапуре, Чили, США, Болгарии, Голландии, Уругвае, Таиланде. Всего более 90 выставок.Работы: свыше 300 изданий. Это 38 авторских фотоальбомов, фотокниги, буклеты, путеводители, календари, плакаты, комплекты открыток и др. Фото публиковались в СМИ Украины, США, Англии, Чехии и других стран мира.

Залишити відповідь