Согласование бюджета’2001 и удержание цен на нефтепродукты будут главными проблемами для власти в наступившем октябре

Запоздавшее на несколько дней предоставление правительством проекта бюджета на следующий год Верховному Совету стало причиной активизации народных избранников. В частности, вопросы вызвали более чем оптимистичные бюджетные прогнозы правительства на следующий год и составление бюджета’2001 на действующей налоговой базе, несмотря на принятие парламентом нового проекта Налогового кодекса в первом чтении. К Верховному Совету присоединились и главы областных администраций, выразив несогласие с сокращением (что зафиксировано в проекте бюджета) их персональной роли в распределении бюджетных средств в регионах. Президент, как и прогнозировалось, поддержал регионы, поставив промежуточную точку в робкой дискуссии Кабмина и обладминистраций.

Аналитики отмечают, что Кабинету министров, потерпевшему поражение в борьбе относительно будущей модели межбюджетных отношений, в наступающем месяце следует готовиться к замедлению темпов экономического роста. Реальность такого исхода событий подтверждается прогнозируемым сезонным спадом ВВП, который усугубится энергетическими проблемами. Таким образом, урегулирование обострившейся в связи с мировым ростом цен на нефть ситуации в ТЭК будет находиться в центре внимания власти в октябре. Однако, кроме проблем с нефтепродуктами, правительству предстоит в самое ближайшее время (к началу отопительного сезона) найти 12 млрд. куб. м газа, чтобы закрыть «дыру» в энергобалансе страны. Более детально возможные сценарии развития экономической и политической ситуации в октябре прогнозируют, отвечая на вопросы «&», наши эксперты.

1. Как будет выглядеть в октябре динамика роста ВВП, курса гривни и уровня розничных цен? Каким образом «нефтешок», обусловленный ростом мировых цен на нефть, отразится на украинской экономике?

Я. Ж.: (Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований) Полагаю, что прирост ВВП в октябре будет замедляться ввиду исчерпания источников его роста. Речь идет о падении реальных доходов населения, ужесточении монетарной политики, росте фискального давления и об обострении платежного кризиса. Следует ожидать в октябре и дальнейшего падения гривни, которое, скорее всего, будут сдерживать ограничительными мерами кредитно-денежной политики. Думаю, если правительству удастся найти компромиссные политические решения и остаться у власти, превышение в октябре курсом доллара намеченного ориентира конца года ($1 = 6,2 грн.) маловероятно.

Безусловно, нефтяной кризис и в не меньшей степени реакция на него со стороны России будут способствовать обострению внутриукраинских проблем. Рост цен на нефтепродукты вызовет повышение издержек предприятий, а значит – и увеличение цен на товары и услуги уже в октябре-ноябре. Все это в комплексе с ограничительными мерами, направленными на сдерживание курса гривни, будет означать снижение эффективности бизнеса.

Т. С.: (Татьяна Сытнык, Международный центр перспективных исследований) ВВП в октябре станет расти, но несколько меньшими темпами. Так, за январь-октябрь прирост ВВП может составить около 5%. Экономическому росту в Украине будет способствовать рост в странах-торговых партнерах (прежде всего – в России). По прогнозам специалистов нашего Центра, в результате сезонного увеличения цен на продовольственные товары и подорожания нефтепродуктов рост потребительских цен в октябре составит около 2%. Мы прогнозируем плавную девальвацию гривни в октябре до уровня 5,8 грн./$ на конец месяца.

Повышение цен на нефть на мировых рынках удастся остановить. Но в октябре на украинской экономике эти изменения (снижение цен. – Прим. ред.) еще не успеют отразиться. Во-первых, контракты на поставляемые в октябре нефть и нефтепродукты, скорее всего, будут заключены по более высоким, действующим сегодня, ценам. Во-вторых, монопольным поставщиком нефти для Украины является Россия, переживающая сейчас ажиотажный спрос. Что автоматически создаст дефицит российских нефти и нефтепродуктов на украинском (все еще недостаточно платежеспособном) рынке и обусловит повышение цен.

В. Л.: (Владимир Лупаций, руководитель проекта «Центр социальных исследований «София») Мы будем свидетелями замедления темпов роста ВВП в октябре. Гривня продолжит свое девальвирование, но не думаю, что выйдет за запланированные показатели. Что касается роста розничных цен, то он продолжится в связи со сложной ситуацией на рынке нефтепродуктов. Именно колебание цен на этом рынке будет оказывать основополагающее воздействие на общий показатель инфляции. Относительно цен на нефть и нефтепродукты: если украинское правительство не предпримет в октябре таких административных шагов по управлению рынком, как установление потолка цен, то ажиотажного спроса на ГСМ не предвидится. Цены, конечно, будут расти, несмотря на возврат к нулевой ставке акциза.

Если в США с ростом цен смогут совладать, расконсервировав стратегические запасы нефти, то в Европе ситуация несколько иная. Это связано с тем, что, кроме дефицита нефти, европейские страны испытывают дефицит перерабатывающих мощностей. Что касается Украины, то такая ситуация дает возможность использовать незагруженные мощности украинских НПЗ и наполнить реальным содержанием проект нефтепровода Одесса-Броды. Впрочем, поскольку часть украинских НПЗ находится под контролем российских нефтяных компаний (ЛУКОЙЛ и ТНК), вероятность такого развития событий будет зависеть от отношений к этому российских нефтяных гигантов.

2. Какое будущее у правительственного проекта бюджета’2001? (Удастся ли Кабмину отстоять свою схему межбюджетных отношений, предполагающую сведение к минимуму роли областного руководства в формировании и финансировании бюджетов районов и городов? Будут ли успешными попытки депутатов изменить налоговую основу бюджета следующего года?)

Я. Ж.: Поиск компромисса между интересами центра и регионов в условиях повышения экономического и политического веса региональных элит – в интересах правительства. Думаю, что шаги в этом направлении должны быть сделаны уже в октябре.

Главное препятствие, стоящее на пути перехода к новой налоговой базе – неминуемые потери бюджетных доходов, как минимум, на первом этапе налоговой реформы. В свете поиска благосклонности МВФ, который традиционно уделяет большое внимание сбалансированности бюджета, власть вряд ли рискнет пойти на риск такого сокращения доходов бюджета. Кроме того, президент поставил задачу обеспечения в будущем году реального увеличения доходов населения. Известно также повышенное внимание главы государства к обеспечению социальных расходов бюджета. Поэтому снижение расходов невозможно. По-видимому, налоговая база пока останется старой.

Т. С.: В проекте Закона о бюджете 2001 года, поданном в Верховный Совет, правительство уже отказалось от реализации изменений в межбюджетных отношениях. Посему обсуждение предполагаемых новаций будет происходить не в рамках Закона о бюджете 2001 года, а скорее, в рамках рассмотрения проекта Бюджетного кодекса, запланированного на октябрь. В процессе же обсуждения Бюджетного кодекса, возможно, будет достигнут компромисс относительно этапов постепенного перехода к новой системе межбюджетных отношений, включая ее тестирование на примере отдельных областей.

Хочу отметить, что в проекте бюджета`2001 – даже в его нынешнем виде – уже заложено дальнейшее снижение налогового пресса за счет отмены сбора в Государственный инновационный фонд. Если же парламент пойдет на снижение налоговых ставок, доходы, а соответственно и расходы бюджета необходимо будет пересмотреть в сторону уменьшения. Это обстоятельство станет препятствием на пути быстрого принятия решения (в течение октября) об изменениях в налоговом законодательстве.

В. Л.: Как продемонстрировал сентябрь, Минфин не смог отстоять свою концепцию межбюджетных отношений и направил в Верховный Совет проект бюджета, основанный на 27 региональных бюджетах. Этот факт свидетельствует как об усилении политического влияния областных элит, так и о неспособности правительства реализовать свою политику.

Вопрос о налоговой базе проекта бюджета переходит в «игровой» момент. Поэтому сегодня любое решение по проекту Налогового кодекса находится больше в сфере политики, чем в области экономической целесообразности.

3. Возможны ли кадровые изменения в Кабмине в связи со сложной ситуацией на финансовом и топливном рынках?

Я. Ж.: Кадровые изменения вполне возможны. По той простой причине, что любому человеку (в том числе и политику) в обязательном порядке требуется найти кого-то, кто бы ответил ему за его же ошибки. Кроме того, поскольку решение бюджетных и топливных проблем потребует смены экономического инструментария, могут потребоваться и другие специалисты для его применения.

Т. С.: Исходя из последних заявлений президента относительно министра финансов (напомним, что президент высказался против отставки Игоря Митюкова, ссылаясь на отсутствие в Украине специалистов, способных заменить его на посту главного финансиста страны. – Прим. ред.), замены вряд ли возможны.

В. Л.: Учитывая последние заявления президента, изменения в финансовом руководстве страны вряд ли возможны. Если перестановки и будут происходить, то только ближе к весне.

Изменения в руководстве ТЭК могут быть обусловлены не реальными экономическими причинами, а политическими конъюнктурными интересами. Профессиональных же зацепок для кадровых изменений в руководстве отрасли, судя по постоянной критике состояния в отрасли президентом, предостаточно. Но учитывая приближение зимы и политическую ситуацию вокруг имплементации Конституции, Банковая вряд ли пойдет на резкие кадровые решения.

Залишити відповідь