Новые модели цифровых камер по стоимости приблизились к аналоговым

Как рассказал в интервью «&» дилер-менеджер фото- и видеооборудования представительства компании Canon в Украине Михаил Клочков, «сейчас на мировом рынке любительской, полупрофессиональной и профессиональной фототехники признанными лидерами считаются компании Canon, Nikon, Minolta, Pentax и Olympus. Причем в сегменте компактных фотоаппаратов лидируют Canon и Olympus, удерживая до 16-17% мирового рынка. В нише компактных камер APS-формата Canon принадлежит 18%, Olympus – около 13%. Рынок зеркальных полупрофессиональных и профессиональных фотоаппаратов «держат» Canon (40%) и Nikon (27%). Что касается цифровых камер, то наиболее продаваемая в мире продукция – камеры Canon, Nikon и Kodak».

Ситуация на отечественном рынке компактной фототехники выглядит несколько иначе – пятерке лидеров, представляющей качественную, но недешевую продукцию, принадлежит приблизительно 15% рынка. Из них 5% удерживает Canon. Остальные 85% делят между собой Kodak, Fuji, Samsung и др. Основным преимуществом последних, позволяющим им оставлять признанных лидеров мирового фоторынка далеко позади себя, является более низкая цена фотоаппаратов. И все же, как утверждают продавцы фототехники, покупатели «с запросами» отдают предпочтение продукции Canon, Nikon, Minolta, Pentax и Olympus.

Цифровой или аналоговый?

Киевские продавцы фототехники утверждают, что среднестатистический покупатель, выбирая оптимальную модель камеры, прежде всего обращает внимание на формат, в котором работает прибор. Он может быть аналоговым или цифровым. Любительские аналоговые фотоаппараты в свою очередь делятся на 35-миллиметровые и APS-формата. Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки.

Так, 35-мм камеры удобны для отечественного потребителя в первую очередь тем, что при съемке используется обычная пленка, широко представленная в продаже. Не возникает проблем и с дальнейшей обработкой отснятого материала – большинство украинских фотолабораторий рассчитаны именно на работу с 35-мм пленкой. Камеры этого формата делятся на компактные («мыльницы») и зеркальные. Первые не предназначены для получения высокоточных и качественных снимков. Главным недостатком «мыльниц» является то, что оси видоискателя и объектива разделены. То есть на пленке не всегда в точности отражается то, что снимающий видит через видоискатель. Кроме того, компактные фотоаппараты оборудованы более дешевой и менее качественной оптикой. Этих недостатков лишены зеркальные камеры. Благодаря высококлассной оптике, а также установленной системе зеркал, оси видоискателя и объектива совмещаются, что позволяет получать снимки хорошего качества. Помимо этого, зеркальные камеры дают больше возможностей для творчества – они, как правило, оснащены многими дополнительными режимами, в том числе и ручными.

По словам специалистов, существенный недостаток камер 35-мм формата заключается в том, что доступ к пленке открыт – то есть ее легко засветить или повредить. Михаил Клочков говорит, что именно это «неудобство», выявленное в ходе опроса более чем 18 тыс. европейских фотолюбителей, «заставило» мировых производителей создать в 1996 году камеры APS-формата. В таких фотоаппаратах пленка «спрятана» в коробку, которая вставляется в камеру в такое же гнездо, как и батарейка. И даже если вы случайно откроете крышку этого гнезда, то в поле действия света окажется не транспортер пленки (как в обычных камерах), а лишь донышко кассеты. В результате пленка становится практически полностью защищенной от повреждений (например, засветки). Для дополнительного удобства пленка снабжена информацией для потребителя (неэкспонирована, отснята и т. д) и обработчика. Наличие этой и других специальных возможностей позволяет заряжать в фотоаппарат частично отснятую пленку – система МRC (Mid-Roll Change – смена частично экспонированной пленки) автоматически перематывает пленку до первого неотснятого кадра. Эта возможность позволяет устанавливать в фотоаппарат ту пленку, чувствительность которой наилучшим образом подходит к условиям съемки.

Еще один плюс – после проявки пленки ее автор получает не негативы, а индексный отпечаток, где все кадры видны в позитиве. И наконец, немаловажно и то, что камеры APS-формата по габаритам гораздо меньше, чем 35-мм фотоаппараты.

Как следствие, сегодня фотоаппараты APS-формата удерживают до 20% европейского рынка. Однако в Украине широкого распространения они не получили. Этому есть два объяснения: во-первых, их цена несколько выше, чем стоимость 35-мм камер, а во-вторых, у нас очень мало фотолабораторий, имеющих оборудование для обработки APS-пленки (скажем, в Киеве работает всего одна).

Цифровые камеры появились на мировом рынке всего 5 лет назад, но уже успели стать настолько популярными, что в прошлом году доход ведущих производителей от их продажи составил 10% от общей прибыли. Ежегодно объемы продаж цифровых камер возрастают в 2 раза. В Украине в прошлом году было продано не более 1,5 тыс. цифровых фотоаппаратов. Эксперты считают, что широкому распространению цифровой фототехники мешает только их цена, пока еще высокая для отечественного потребителя.

Специалисты объясняют предпочтительность цифрового формата тем, что такие камеры сокращают время между съемкой и обработкой снимков (монтаж, редактирование), а также позволяют осуществлять эту обработку с помощью компьютера. При этом качество самих снимков, вплоть до формата А4, не уступает полученным с помощью хорошей аналоговой камеры (при большем размере на отпечатке будут видны отдельные точки). Популярности цифровых фотоаппаратов способствует и простота обработки кадра. Для этого необходим лишь компьютер (PC или Macintosh) с программой Photoshop, последовательный порт для подключения камеры (обычно он продается в комплекте с фотоаппаратом), сублимaционный принтер (его стоимость $600-750), а также комплект специальной фотобумаги и чернил ($20-25 на 40 кадров). Кстати, в случае отсутствия компьютера, снимки можно просматривать и на экране телевизора.

Менеджер компании «Юг-Контракт» (официального дистрибьютора торговых марок Canon, Nikon, Pentax и Olympus в Украине) Татьяна Макеева говорит, что возможности цифровой камеры определяются разрешением ПЗС-матрицы. Это разрешение производители измеряют сегодня количеством пикселей (чувствительных элементов матрицы).

Однако знать количество пикселей недостаточно для того, чтобы определить разрешающую способность ПЗС-матрицы – важно знать также и ее геометрические размеры, ведь чем больше пикселей имеет матрица фиксированных геометрических размеров, тем выше ее разрешающая способность. Но геометрические размеры ПЗС-матрицы не фиксированы, и для каждой модели фотоаппарата они различны. Поэтому, выбирая камеру, необходимо обращать внимание на оба эти показателя. Ведь, как утверждает Михаил Клочков, «чем матрица меньше, тем меньшим разрешением она обладает».

А чем больше разрешение, тем выше четкость снимка. До недавнего времени в любительских фотоаппаратах эта цифра не превышала 1-1,5 млн. пикселей. Однако в этом году некоторые производители (Canon, Nikon) представили на рынке непрофессиональные камеры с разрешением 2-3 млн. пикселей.

Еще одна важная характеристика цифровой камеры – емкость флэш-карты. Эта величина показывает, какое количество информации (фотоснимков) «поместится» на карте. Емкость флэш-карты может варьироваться от 4 до 256 Мб. Количество кадров, которые можно «записать» на карту, зависит от разрешения матрицы и степени сжатия кадров. Но, по словам Михаила Клочкова, кадр, сделанный при оптимальном соотношении этих величин, занимает около 1 Мб.

Эксклюзивное фото

Как говорят продавцы фототехники, продвинутые фотолюбители, выбирая аналоговую или цифровую камеру, отдают предпочтение брендам, имеющим эксклюзивные разработки и изобретения. Пятерка лидеров мирового фоторынка ведет постоянную борьбу за право называться компанией, внедрившей в своих моделях наибольшее количество таких изобретений. Например, Canon, по словам Михаила Клочкова, обошел конкурентов в сегменте зеркальных камер, изобретя ультразвуковую моторную систему наведения на резкость USM. Преимущества такой системы заключаются в том, что, во-первых, увеличивается скорость наведения на резкость (что особенно важно при съемке, скажем, движущихся объектов). Во-вторых, затвор срабатывает практически бесшумно. Последнее существенно, например, при съемке диких животных. Сейчас подобную систему начал применять и Nikon.

Еще одно изобретение Canon – диск «Оптимальный снимок», применяющийся в камерах всех форматов. С помощью этого диска пользователь может выбрать нужный режим для съемки: спортивный, портрет, ландшафт и т. д. При этом оптимальное соотношение выдержки, диафрагмы и фокусного расстояния подбирается автоматически. В дорогих камерах такие режимы дополнены и аналогичными ручными.

Эксклюзивной от Canon является и система AIAF – «фокусировка с искусственным интеллектом». Внедрив в своих моделях эту систему, компания Canon решила проблему, с которой наверняка сталкивались многие фотолюбители. Дело в том, что точка для наведения на резкость, нанесенная на стекло видоискателя, обязательно должна «наложиться» на один из объектов съемки. Если точка «попала» между объектами (или не на предмет съемки), качественного и четкого снимка не получится. Долгое время эту проблему пытались решить, нанося на объектив несколько точек фокусировки (в некоторых моделях зеркальных фотоаппаратов их до 45). Однако даже в этом случае сохранялся риск «сбоя». В системе AIAF от Canon для наведения резкости на отдельно стоящие предметы используется 3 точки фокусировки. Причем если в фокусе окажется только одна из точек, есть гарантия, что резкость всего снимка будет отменной, то есть ошибка практически исключена.

Компания Pentax имеет свои изобретения в области цифровой и аналоговой фотографии. Например, Pentax принадлежит одна из самых миниатюрных цифровых камер в мире (ее вес всего 180 г). Кроме компактности, такая камера оснащена объективом Pentax, позволяющим проводить съемку с минимального расстояния – 2 см.

В аналоговых камерах этот производитель предлагает несколько эксклюзивных систем. Скажем, в компактных фотоаппаратах используется шестисегментная система экспонометрического замера – поле кадра разбито на 6 сегментов, в каждом из которых автоматически измеряется освещенность. На основании этих замеров процессор фотокамеры рассчитывает оптимальную экспозицию. В зеркальных камерах Pentax используется эксклюзивный режим Hyper Manual. Он позволяет быстро определять экспозиционные параметры в ручном режиме. В отличие от обычных аналогичных систем, которые требуют времени для определения выдержки и диафрагмы, этот режим сводит подобный процесс к простому нажатию кнопки. Для запоминания уровня экспозиции вы можете нажать кнопку блокировки, и значения сохранятся в памяти даже при изменении экспозиционных установок.

Olympus применяет в зеркальных камерах систему двухэлементной вспышки, которая автоматически устанавливает, какой элемент вспышки должен использоваться при данных условиях съемки. Например, для съемки крупным планом она выбирает верхний элемент, для фотографирования удаленных объектов – нижний.

В зеркальных фотоаппаратах Nikon используется система Auto-Servo, которая автоматически определяет, находится объект съемки неподвижным или движется. С учетом этого камера блокирует фокус или осуществляет слежение за объектом.

Компании Minolta принадлежит право называться практически единственным в мире производителем зеркальных «мыльниц». Они обладают почти всеми достоинствами зеркальных камер, кроме ручных режимов экспонирования. Полностью автоматическое управление и более простая оптика делают такие фотоаппараты дешевле и удобнее в пользовании для начинающего фотографа.

Все меньше и меньше

В этом сезоне пятерка лидеров мирового фоторынка представила ряд новых моделей как в сегменте аналоговых, так и в сегменте цифровых камер. Невзирая на разницу в дизайне и возможностях, все они являются реальным подтверждением общей тенденции мирового рынка фото- и видеотехники – стоят новые модели гораздо дешевле прошлогодних аналогов. Кроме того, большинство производителей значительно уменьшили габариты камер и расширили их возможности.

Скажем, одна из новинок от Canon – цифровая камера Power Shot S20. При маленьких размерах (105,4/69,4/33,8 мм) она характеризуется сверхвысоким для любительских фотоаппаратов разрешением – 3,34 мегапиксела. Камера оборудована оптикой Canon, объективом с зумом 32-64 мм, который с помощью цифровых функций может быть усилен в 4 раза. Имеется также пять автоматических программ съемки – пейзаж, быстрый затвор, медленный затвор, ночная и черно-белая съемка. Помимо этого, пользователь может снимать в автоматическом, автоматическом с ручной регулировкой, точечном и др. режимах.

Новинка от Olympus – зеркальная камера IS300, оснащенная объективом с переменным фокусным расстоянием и высокой разрешающей способностью. Кроме того, она имеет двухэлементную систему вспышки, существует несколько программ съемки: спортивная, на близких расстояниях, пейзажная, ночная и т. д.

Одна из новых моделей от Pentax – компактный 35-мм фотоаппарат Espio140. В нем используется шестисегментная система экспонометрического замера, зумированный объектив 38-140 мм, автовспышка, которая при необходимости может быть отключена. Предусмотрен также режим подсветки теневых участков объекта при помощи вспышки, а также режим съемки на длительных выдержках без вспышки, что позволит фотографировать там, где пользоваться вспышкой запрещено.

Залишити відповідь