КОНЦЕРТЫ В ночном клубе «Промзона» 10 августа состоится джазовый вечер – с сольным концертом выступит крымскотатарский гитарист Энвер Измайлов. Концерты этого известного музыканта проходят не так часто, как того хотели бы любители джаза, хотя он живет в Киеве. Между тем его игра заинтересует даже неискушенных. Все дело в крайне необычной манере музицирования Измайлова, в его оригинальном способе игры на гитаре, который он придумал в конце 70-х годов. Штудируя разные школы игры на этом инструменте, Измайлов пришел к мысли, что было бы интересно изменить положение гитары при игре. Музыкант положил инструмент горизонтально и начал играть на грифе гитары пальцами обеих рук, как на клавиатуре. Соответствующая техника игры стала называться тэппингом. Этот способ ощутимо обогатил звучание: с помощью тэппинга возможна игра как бы на две партии, что напоминает игру на пианино. Энверу почти сразу же поступило множество предложений о гастролях, география которых по мере роста популярности Измайлова расширилась от республик Советского Союза до Восточной и Западной Европы. Его концерты проходили во Франции, Германии, Скандинавии, Швейцарии. Поначалу они являлись сольными, а потом Измайлов стал создавать дуэты с именитыми музыкантами: с турецким барабанщиком Бурханом Очалом, затем с французским клавишником Ксавье Гарсиа, а со временем – и с английским саксофонистом Джеффом Уорреном. Это были великие годы для музыканта, и все дуэты Измайлова вошли в историю джаза: оригинальность созданных композиций, которые были построены на сочетании экспериментальной музыки и традиционных мотивов разных народов, не может оспорить никто. Высочайшее признание искусства Энвера Измайлова – Гран-при на конкурсе европейских гитаристов в Лозанне в 1995 году. Кстати, Измайлов часто привносит в игру юмор, что делает концерты многогранными: балансируя на стыке серьезной музыки и игривости, музыкант заставляет публику и думать, и смеяться. |
ВЫСТАВКИ Национальный комплекс «Экспоцентр Украины» и Дворец искусств «Украинский дом» представляют выставку выдающегося скульптора Петра Капшученко. Завоевав признание и авторитет на двух американских континентах, творчество мастера утверждается и на его родной земле, в Украине. Петр Капшученко родился в 1915 году в Украине, окончил Днепропетровское художественное училище, несколько лет работал как скульптор и театральный художник. Однако на долю Капшученко (как и большинства его ровесников) выпало немало тяжких испытаний: принудительные работы в Германии, пребывание в лагере для интернированных, а затем переезд в 1949 году в далекую Аргентину. Невзирая на все невзгоды (поначалу молодому человеку приходилось зарабатывать тяжким физическим трудом), Петр Капшученко сумел состояться и завоевать признание в качестве скульптора. Вот как отзывается о его творчестве аргентинский искусствовед, доктор Леонардо Петрусси: «Работы Петра Капшученко… напоминают нам творения древних египтян с их темой бессмертия души». За вклад скульптора в культуру Аргентины и художественное мастерство Свободный университет гуманности в Буэнос-Айресе присвоил ему звание почетного члена университета. В 1963 году скульптор переезжает в США, где продолжает активную творческую работу, создавая скульптуры, исполненные лирики или драматизма, «настроенческие» пластические этюды и композиции. Принимает участие в многочисленных выставках в художественных галереях и музеях. Например, в Нью-Йоркской галерее Гаррингтон при Доме скульптуры состоялась персональная выставка «Мир Петра Капшученко», его выставки проходили также в Вашингтоне, в Музее пластического искусства штата Массачусетс. Со временем Петр Капшученко освоил технику работы с фарфором, создал крупную коллекцию, вызвавшую большой интерес у американцев. В 1966 году в Киеве в Государственном музее Т. Г. Шевченко состоялась первая персональная выставка мастера на отчей земле, затем, после длительного перерыва, в 1988 – в столичном Музее гетманства. На выставке, экспонирующейся в Большом зале Дворца искусств «Украинский дом», будут представлены работы Петра Капшученко из фондов музеев Киева и Канева, а также 10 новых работ выдающегося скульптора, свидетельствующие о неисчерпаемости его мастерства, полета творческой фантазии и вдохновения. Выставка продлится до 16 августа. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее «Украинская акварель» 28 июля открылась выставка известного художника Романа Калюжного. Более 30 акварелей, датированных 1960-90-ми годами, представляют собой ретроспективу творческого пути художника, богатого на события и впечатляющего открытиями. Окончив Киевский художественный институт, Роман Калюжный уже имел славу живописца с потрясающим чутьем цвета и формы. Его кумиром был выдающийся украинский художник Иван Ижекевич, и это заметно в ранних работах Калюжного. Более того, чтобы понять, как его кумир мог так мастерски, живо писать сельские пейзажи, Калюжный на раннем этапе своего творчества часто копировал работы Ижекевича. Впрочем, вскоре к Калюжному пришло разочарование в своей работе, и он на год исчез из поля зрения своих друзей и соратников по кисти – уехал в село к родителям и старательно марал холсты, пытаясь найти свой стиль и отрешиться от пагубного воздействия увлечения кумирами. Вернувшись, он познакомился с учеником Ижекевича, Коновалюком, и они долго вместе обсуждали возможные пути развития стиля живописи в Украине. Это совпало с хрущевской оттепелью 60-х, пиком расцвета украинского художественного движения. Калюжный был одним из тех, чей стиль выделялся некой аскетичностью, сдержанностью, а также новаторством, свежестью и чистотой. Цикл картин «Утро. Радость» (несколько из них представлены на выставке), пожалуй, самый примечательный за это время. В каждой картине действительно ощущается радость художника от созерцания и перенесения на холст украинской природы, от ее богатства. В 80-х происходит невероятное: вернувшись из поездки в Египет, Калюжный меняет не только тематику, но и технику. В этом его иногда сравнивают с гениальным скульптором Пинзелем, в свое время поменявшим и имя, и стиль. Калюжный изменил стиль потому, что был потрясен Египтом – не столько пирамидами, сколько пустыней. Его картины, практически лишенные до этого желтого цвета, взрываются самими разнообразными желтыми оттенками между бледной охрой и ярким желтым, переходящим в ультрафиолет: как будто смотришь на солнце и начинаешь за желтым видеть нежно-голубой (работы цикла «Ра»). Выставка продлится до 13 августа. |
ВЫСТАВКИ Впервые в Государственном музее украинского народного декоративного искусства экспонируется выставка «Украинская народная икона XVII-начала ХХ веков». Формирование музейной коллекции народной иконописи началось в 1990 году. Ее основой стали иконы из частного собрания известного ученого Е. В. Биняшевского. Ценным пополнением музейного собрания стал дар благотворительного культурологического фонда «Украинский Ренессанс». На выставке представлены также иконы из фондов Национального художественного музея, Музея И. Гончара, Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, ряда частных коллекций. Представленные работы – в основном так называемые «домашние» иконы XVII-XIX веков из разных регионов Украины. В большинстве случаев народные умельцы «трактовали» образ Иисуса Христа в конкретной, наивно-реалистической манере. Нередко они «интерпретировали» святых как сказочных героев, помогающих людям в их ежедневных делах и праведных трудах: святой Николай опекал гончаров и оберегал от пожаров, святая Праскевья считалась покровительницей торговли, ткачества и брака. Чрезвычайно популярным «персонажем» был Юрий-Змееборец, защищающий людей от злых сил. Любопытно, что святые подчас выступают посредниками между небом и землей, и волей народных мастеров они часто одеты в национальные костюмы. Большой раздел выставки посвящен Богородице, к которой люди обращались в горе и радости. Известно, что на территории Украины было более 250 чудотворных икон Богородицы. К сожалению, большинство из них утрачено, поэтому особую ценность представляют списки (копии) особенно почитаемых икон, к которым «перешла» чудодейственная сила оригиналов. Среди них – «Богородица Почаевская», «Богородица Печерская», «Богородица Ахтырская». Выставка продлится до конца августа. Адрес Государственного музея украинского народного декоративного искусства: г. Киев, ул. И. Мазепы (Январского Восстания), 21. |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «НЕФ» Киево-Печерского историко-культурного заповедника представляет выставку Валентина Полищука «Отражение души». Один из лучших украинских профессиональных реставраторов (Валентин Полищук окончил Всесоюзный институт реставраторов в Москве) принимал участие в воссоздании крупнейших отечественных исторических памятников: Владимирского собора, Кирилловской церкви и Софии Киевской в столице, Доминиканского костела в Виннице. Пятнадцать лет своей жизни в качестве ведущего реставратора он отдал восстановлению знаменитого Черниговского Спасо-Преображенского собора – одного из старейших памятников древнерусского зодчества, который, по мнению ученых, по возрасту превосходит даже Софию Киевскую. В этом храме усилиями Валентина Полищука и его команды было восстановлено более 3000 квадратных метров настенных росписей, в том числе под слоем штукатурки были найдены и реанимированы фрески XI века. После этого Валентин Полищук был приглашен в Грецию для реставрации знаменитого Афинского монастыря святого Пантелеймона. Его живописная выставка, экспонирующаяся в галерее «НЕФ», также представляет большой интерес. Даже ее название – «Отражение души» – говорит о том, что это потребность талантливого мастера выразить новые грани его удивительного дарования. По внешним признакам тяготеющая к жанру «примитив», она тем не менее объединяет живописные приемы различных эпох и столетий. А в общем оставляет поразительное чувство света и радости. Все картины, представленные на выставке – всего около 40 работ, – чрезвычайно яркие, красочные, динамичные, они словно пронизаны какой-то животворящей энергией. Экскурсоводы галереи «НЕФ» рассказывают, что не было ни одного посетителя, который бы не улыбнулся, созерцая работы Валентина Полищука. Выставка продлится до 15 сентября. Адрес галереи «НЕФ»: г. Киев, ул. И. Мазепы (Январского Восстания), 21, корпус 20. |
КИНО На украинском видеорынке появился фильм классика испанского кинематографа Педро Альмодовара «Все о моей матери» – призер Каннского кинофестиваля и обладатель «Оскара». Главная героиня фильма, Мануэла (Сесилия Рот), в нелепой автомобильной аварии теряет единственного дорогого ей человека – своего сына Эстебана (Елой Азорин). После похорон она находит написанное Эстебаном письмо своему отцу, которого он никогда не видел и о котором ничего не знал. Как Мануэла могла рассказать Эстебану, что ее бывший муж теперь трансвестит по имени Лола? Но потеряв сына, женщина отправляется на поиски Лолы. Переехав из Барселоны в Мадрид, она знакомится с театральной звездой Хумой Ройой (Мариза Паредес), у которой Эстебан пытался взять автограф и так абсурдно погиб. Хума, узнав, что Мануэла раньше весьма успешно играла на театральных подмостках, предлагает ей возобновить «жизнь во имя театра», на что она соглашается. Теперь ее новая жизнь – это игра в театре, а новые друзья – трансвестит Прелесть (Антонио Сан Хуан) и монашка Сестра Роза (Пенелопа Круз), беременная от того самого Лолы. Изрядно закрученный сюжет никак не сказался на исключительной режиссуре, операторской работе и невероятно богатой актерской игре, из-за чего все кинокритики единодушно признали «Все о моей матери» лучшим фильмом режиссера Альмодовара. Но, видимо, жюри прошлогоднего Каннского кинофестиваля так не считало – вместо «Золотой пальмовой ветви», которую ожидал Альмодовар, фильм был удостоен всего лишь приза за режиссуру. Обиженный режиссер всем отказал в интервью и через полчаса после закрытия каннской церемонии улетел в Испанию. Однако его неудачи с лихвой компенсировались в этом году. Фильм «Все о моей матери» был признан «лучшей иностранной картиной» на церемонии вручения французской премии «Сезар-2000». Лучшим он стал и на «Золотом глобусе» – своеобразной арт-подготовке перед более помпезным «Оскаром». А через месяц после «Глобуса» Педро Альмодовар победно поднял над головой позолоченную статуэтку Американской киноакадемии – «Оскар». Триумф Альмодовара и его детища у критиков по обе стороны Атлантики был подтвержден и зрителями: фильм демонстрировался в США лишь на двухстах экранах, но собрал более $10 млн. и до сих пор остается в числе 50-ти самых успешных фильмов 2000 года. Таким коммерческим успехом могут похвастаться весьма немногие фильмы, причисляемые к элитарному (то есть некоммерческому) интеллектуальному кино. |