«&»: Юлия Владимировна, судя по противоречивым заявлениям членов нового Кабинета министров относительно, например, введения чрезвычайной ситуации в ТЭК или долговых проблем с Россией складывается впечатление, что у нового правительства пока нет общего целостного представления о состоянии энергетического комплекса. Как нет и единого взгляда на решение этих проблем. Что вы думаете по этому поводу?
Ю. Т.: Я думаю, что новое правительство пока не имело достаточно времени для обстоятельного общения с прессой. На самом деле действия правительства очень четкие и слаженные, никаких противоречий нет, как нет ничего, что мешало бы упорядочить функционирование энергетического комплекса Украины. Но для этого нужно время. Хаос в ТЭК создавался девять лет, а преодолеть его необходимо за считанные месяцы.Что касается элементов особенного положения в энергетике (я умышленно говорю «особенного», поскольку не имеет значения, как мы это назовем – чрезвычайное положение или ряд экстраординарных мер), то вводить их придется. Задолженность всех потребителей за все виды энергоносителей достигла уже 26,7 млрд. грн. – это еще один бюджет! Не платит никто. Есть области, у которых платежи за электроэнергию в энергорынок составляют 0,3%. При этом основные мощности настолько изношены, что каждый день случаются аварии. На начало года практически не существует запасов топлива – ни нормативных, ни дополнительных, просто никаких.
Мы, новое правительство, получили в энергетике такое наследство, которое требует очень напряженной работы по преодолению кризисной ситуации, по наведению элементарного порядка. Поэтому мы вышли с инициативой о введении чрезвычайного положения в энергетике. Уже подготовлен соответствующий указ президента, он проходит определенные бюрократические преграды. Создана программа неотложных действий, которая расписывает, что и как нужно сделать в энергетике в ближайшие 100 дней.
«&»: Проведение каких мероприятий предусмотрено этой программой?
Ю. Т.: Программа состоит из двух блоков – совершенно неотложные и стратегические меры. Первая часть носит административный характер, она предполагает увеличение объема платежей в очень короткий период времени и направление их на финансирование закупки топлива для энергогенерирующих компаний. К первоочередным действиям относится также создание ежедневного мониторинга оплат, поставок топлива и т. п.Блок стратегических действий должен быть реализован в течение 100 дней. В нем предусмотрено, например, решение проблемы эффективного управления предприятиями ТЭК, в частности, это касается вопросов приватизации.
Замечу, что приватизация будет идти своим чередом, и никто не собирается сдерживать этот процесс. Относительно уже приватизированных объектов, то некоторые из них государство – по итогам их деятельности – может объявлять банкротами. По ряду других , возможно, после всесторонней тщательной проверки будет принято решение о том, что они были приватизированы с нарушением действующего законодательства. Кстати, недавно арбитражный суд принял такое решение по «Луганскоблэнерго».Для тех объектов ТЭК, которые находятся в собственности государства и не могут быть приватизированы согласно законодательству, мы создаем мощнейшую нормативную базу – на ней будет основана система государственного управления. Сегодня эти предприятия практически брошены на произвол, обречены на разворовывание. Мы считаем необходимым привлечь к управлению государственными предприятиями частную инициативу. Планируется провести открытые, очень доступные, ясные по условиям тендеры на право эффективного управления такими объектами госсобственности. Нужно создать такие условия, чтобы государство получало дивиденды от своей собственности, ведь речь идет о миллиардах гривен.
«&»: Предусмотрены ли в программе «100 дней» меры по улучшению платежной дисциплины?
Ю. Т.: Во-первых, программа предполагает изменение системы ценообразования в ТЭК. Если мы заявляем о существовании государственной монополии на поставки газа и электроэнергии, то о какой конкуренции (тем более в условиях дефицита) может идти речь? Кто и с кем конкурирует на рынке? Государство отдает двум трейдерам свой собственный продукт, и они начинают демпинговать на рынке, снижая прибыль государственного предприятия. Как, скажите, трейдер может продавать газ или электроэнергию по цене иногда в два раза ниже себестоимости? Ведь это свидетельствует о том, что он не собирается рассчитываться с производителями.Природная монополия предполагает, что вопросы ценообразования должны быть урегулированы тарифами, а не какими-то странными, не рыночными, а базарными отношениями. Я считаю, что сегодня нет в украинской энергетике рынка, ведь нет предложения, превышающего спрос. То же касается газа – кто и с кем будет конкурировать, если газа не хватает, его дефицит сейчас составляет 17 млрд. куб. м? Поэтому правительство будет предлагать очень четкую систему ценообразования.
Мы намерены также реформировать существующую систему льгот по оплате газа и электроэнергии. Планируется введение системы дифференцированных тарифов для населения – не по категориям, а по объему потребления. Например, чем меньше объем потребления, тем ниже тариф. Для промышленных предприятий ситуация будет выглядеть иначе: чем предприятие более энергоемкое, чем больше составляющая часть энергоносителей в себестоимости продукции, тем меньше должна быть цена на энергоносители. И наоборот – чем менее предприятие энергоемкое, тем выше тариф. В принципе, это мировая практика использования гибких тарифов на энергоносители, и мы постараемся ее ввести в кратчайшие сроки.Такая система позволит решить и упомянутую вами проблему платежной дисциплины. Мы собираемся снизить цены на энергоносители до возможного минимума, определяемого их себестоимостью. Но при этом расчеты будут проводиться только в денежной форме. Правительство ставит перед собой цель с 1 апреля при минимально возможных ценах обеспечить 100% оплаты деньгами. В противном случае должников просто станут отключать.
В программе предусмотрено также заинтересовать поставщиков топлива и энергии в том, чтобы они собирали деньги с потребителей. У нас существует техническая инфраструктура по доставке энергоносителей и электроэнергии – облгазы, облэнерго. Они могут отключать и подключать потребителей, четко определять, сколько потреблено. Однако эти структуры сегодня работают сами по себе, а трейдеры – сами по себе, без технической системы влияния на потребителей. Идея состоит в том, чтобы совместить техническую систему поставки с очень эффективным менеджментом, который сейчас есть у трейдеров. Мы намерены государственную инфраструктуру на прозрачной тендерной основе передать в управление тем, кто будет отвечать за сборы платежей. Они будут заинтересованы в поиске путей воздействия на потребителей с целью достичь полной оплаты, ибо разница между оптовыми и розничными ценами на энергоресурсы станет прибыльным бизнесом для этих структур. Поэтому они не будут, как разношерстные трейдеры, бегать по стране, накапливая долги, за которые никто реально не отвечает. Они станут отвечать за выполнение условий договора с государством своим бизнесом.Мы также намерены жестко регламентировать все денежные потоки, полученные за электроэнергию и газ, чтобы они не были распылены по всей стране. Вы видите, к чему это приводит…
«&»: Юлия Владимировна, достигнута ли договоренность о российском энергоперетоке?
Ю. Т.: Сегодня все действия правительства направлены на то, чтобы между Украиной и Россией наладились нормальные экономические отношения в области энергетики. Мы будем покупать «твэлы», будем создавать переток, чтобы стабилизировать нашу энергосистему.
«&»: Но договоренности с РАО «ЕЭС России» нет?
Ю. Т.: Мы пытаемся договориться. Создана специальная российско-украинская комиссия под моим руководством, которая ставит своей целью отрегулировать отношения в области ТЭК.
«&»: Вы говорили о снижении тарифов на энергоносители. Насколько я понимаю, этот вопрос тоже очень серьезно зависит от договоренностей с Россией, например, от того, снизят ли Украине цены на нефть до уровня внутренних российских или будут продавать ее по мировым ценам. То же касается, вероятно, поставок газа…
Ю. Т.: Хочу отметить, что Россия идет на колоссальные уступки. Несмотря на то, что у нас на 10 лет подписан договор о цене газа на уровне $83 за 1 тыс. куб. м, мы уже завтра начнем получать газ по $40. Это уже окончательно подписанные контракты.Что касается нефти, то так или иначе мы должны привыкать к мировому рынку, мы не можем создать себе искусственные условия. Украина должна загрузить свои нефтеперерабатывающие мощности, и я думаю, что нужно привыкать к рыночным ценам на нефть.
«&»: Следовательно, можно прогнозировать существенное подорожание нефтепродуктов?
Ю. Т: Сегодня вы не видите резких ценовых колебаний, цена более-менее стабильна. Но к рынку придется привыкать, и платить придется.
«&»: За последнее время вами, руководителем «Нефтегаза Украины» Игорем Бакаем и премьер-министром Виктором Ющенко было обнародовано три принципиально различающихся суммы украинских долгов за российский газ. Какая из них соответствовала действительности?
Ю. Т.: Если бы в этом вопросе не было лукавства, была бы названа одна цифра. Украине нужно начинать с построения честных отношений с партнерами, в том числе с Россией. Все цифры, которые я называла, абсолютно достоверны, но есть люди, которые хотят скрыть реальную ситуацию. В настояще время поставки газа доведены до чрезвычайного, кризисного состояния… Но я не склонна участвовать в склоках, интригах, выяснениях отношений. Я хочу просто упорядочить работу ТЭК. Это моя цель, и я знаю, что с ней справлюсь.
«&»: Хотите вы об этом говорить или нет, но в рамках ваших вице-премьерских обязанностей вам ведь все равно придется заниматься проблемой функционирования НАК «Нефтегаз Украины». Какова судьба этой структуры?
Ю. Т.: Могу сказать только то, что система разбалансирована, ибо она очень нерационально устроена. Нет эффективной структуры управления в ТЭК. Поэтому придется вводить это в системное русло. Я уверена, что сегодня нет вопросов, которые нельзя было бы решить.
«&»: Вопросы будут решаться в отношении структуры или кадров?
Ю. Т.: И то, и другое будет иметь место в зависимости от того, насколько сложна проблема.
«&»: Юлия Владимировна, Виктор Ющенко и Рем Вяхирев недавно подписали протокол об урегулировании отношений, которым якобы определялись сроки и механизмы погашения украинского долга. Шла ли речь о его реструктуризации?
Ю. Т.: Да нет, о чем вы говорите! Для того чтобы реструктуризировать газовый долг, предстоит еще пройти колоссальный путь и определиться, где найти ресурсы. Во время визита Рема Ивановича был подписан протокол о намерениях стабилизировать, ввести в цивилизованное русло наши отношения в сфере газообеспечения, но конкретных вещей в этом документе просто не могло быть.
«&»: Правда ли, что правительство рассматривает возможность погасить газовые долги путем передачи России украинской нефтегазовой инфраструктуры?
Ю. Т.: Это слухи. Могу с уверенностью заявить, что Украина не собирается раздавать свою собственность. Сегодня в правительство пришли люди, которые в силу поставленных ими задач, по причине амбиций, если хотите, намерены навести порядок. Они никогда не будут действовать в ущерб национальным интересам.