С 16 января этого года начал действовать президентский Указ №1617 «О мерах по обеспечению погашения задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами и возвращению кредитов» (от 24.12.1999 г.). Указом Кабмину и местным госадминистрациям поручается «ограничивать возможность создания новых субъектов предпринимательской деятельности» для:
- юридических и физических лиц, являющихся учредителями (собственниками) предприятий-должников или осуществляющих контроль над ними (в указе они определены как афилированные лица. – Прим. авт.);
- СПД, имеющих задолженность перед бюджетом, целевыми фондами и по кредитам, выданным под гарантии центральных и местных властей.
Указ также обязует Кабмин разработать и подать в парламент законопроект, вносящий изменения в Закон Украины «О предпринимательстве». Основная цель изменений – легализовать право госорганов на отказ в регистрации нового предприятия, если его будущий владелец (либо принадлежащая или контролируемая им фирма) является должником перед бюджетом, целевым фондом или не возвращает кредит, выданный под гарантии местных и центральных властей. А для того чтобы доказать отсутствие задолженностей при регистрации новой фирмы, ее будущий владелец должен будет предоставить соответствующие справки из ГНАУ и Пенсионного фонда.
Появление указа №1617 специалисты связывают с распространенной практикой минимизации налогообложения, базой которой является умышленное накапливание долгов и последующее банкротство фирмы.
Что может чиновник?
До рассмотрения и принятия парламентом отмеченных выше положений органы госрегистрации при госадминистрациях и исполкомах требовать справки о состоянии задолженности владельца регистрируемого предприятия (равно как и принадлежащей или контролируемой им фирмы) не имеют права. Как не имеют права открыто отказывать в регистрации предприятия, связывая отказ с наличием бюджетной задолженности у его будущего владельца. Таким образом, местные власти могут лишь затянуть процесс, но не могут окончательно отказать в регистрации новых предприятий всем бюджетным должникам.
Что касается ограничительных возможностей Кабмина, то они еще меньше, чем таковые у местных властей. Разве что правительство, не дожидаясь легализации Верховным Советом соответствующих изменений в Закон «О предпринимательстве», примет постановление, дополняющее Положение о регистрации так, как того требует президентский указ №1617. Впрочем, маловероятно, что Кабинет министров пойдет на такой шаг, – данный документ будет носить уж слишком противозаконный характер и станет одним из первых для обжалования и отмены в Конституционном либо Высшем арбитражном суде.
Что может предприниматель?
Юристы, с которыми консультировался корреспондент «&» при подготовке данного материала, видят следующие варианты создания новых фирм предпринимателями-должниками:
1. Предприниматель (его представители, действующие от его имени) пытается самостоятельно зарегистрировать новое предприятие. В случае давления со стороны органов госрегистрации на предмет необходимости расплатиться с долгами предпринимается ответный шаг – демонстрация искового заявления. И как крайняя мера – обращение в суд.
2. Менее конфликтный вариант – приобретение готовой фирмы (пакет документов и юридический адрес) у ее владельца. Цена таких фирм – от 100 у. е. Главная задача покупателя – убедиться в отсутствии долгов у фирмы (как перед бюджетом, так и перед хозпартнерами), а также в том, что вся отчетная документация в порядке.
3. Заказать юридической фирме регистрацию фирмы на номинальное лицо с последующей перепродажей ее реальному заказчику. Этот вариант обойдется дороже всего. Но он подходит тем предпринимателям, которым нужна фирма, имеющая необходимую для заказчика организационно-правовую форму, определенное название и некоторые позиции в учредительных документах.Впрочем, многие из наших консультантов были уверены, что перебирать варианты приобретения новой фирмы бюджетным должникам придется не всегда и не везде. Дело в том, что сборы от регистрационных процедур составляют немалую часть поступлений в местные бюджеты. Поэтому рьяно исполнять требования указа о «всемерном ограничении» будут далеко не все органы госрегистрации.
Что может законодатель?
Анализируя перспективы дальнейших законотворческих телодвижений, юристы делают заключение о том, что законопроект, содержащий требования указа, не будет соответствовать Конституции Украины. Говорит Андрей Ковтун, вице-президент консалтинговой фирмы «Агентство правовых технологий «Консьюпол»: «Согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Будущие изменения, которые готовит Кабмин, приведут к тому, что определенное число лиц будет ограничено в конституционных правах по причине бюджетной задолженности». Добавим от себя: и это при том, что нигде не сказано, будто долги делать нельзя.
Однако наши эксперты уверены, что даже легализация положений, предложенных в президентском указе, ситуацию с бюджетными неплатежами поправить не сможет – лазейки все равно останутся. Юрий Захараш, начальник отдела по работе с клиентами АКБ «Авиатекбанк», отмечает: «Тот, кто захочет открыть фирму, всегда найдет возможность сделать это. Во-первых, реальный собственник сможет зарегистрировать новое юридическое лицо на своих рядовых сотрудников, которых указ не определяет в качестве афилированных лиц предприятий-должников. Во-вторых, предприятие можно создать через юридические фирмы, занимающиеся регистрацией и продажей готовых хозобществ, как правило, не имеющих бюджетной задолженности. В-третьих, не исключен вариант, когда один из владельцев фирмы-должника продаст свою долю этой фирме как юрлицу, лишится тем самым статуса афилированного лица и сможет зарегистрировать новое предприятие».И наконец, как отметил в разговоре с корреспондентом «&» заместитель директора ЧП «Инвасервис» Юрий Коваленко, получит бурное развитие существующая и ныне практика регистрации предприятий на номинальных (фиктивных) лиц – пенсионеров, безработных, не имеющих на бумаге никакого отношения к реальным владельцам и их предприятиям, обладающим бюджетной задолженностью.
Таким образом, внесение изменений в Закон Украины «О предпринимательстве» не создает непреодолимых преград для приобретения бюджетными должниками новых фирм.