Новый Кабмин предрасположен к внутренним конфликтам не меньше, чем предыдущий

В середине января формирование нового правительства, возглавляемого Виктором Ющенко, завершилось. Проанализировав нынешний состав правительства, «&» пришел к выводу, что его можно назвать скорее «обновленным», нежели «новым». Так, из девятнадцати министров и вице-премьеров кабинета Ющенко, двенадцать министров и один вице-премьер-министр ранее работали под руководством Валерия Пустовойтенко.

Кадры – сила и слабость любой структуры

Среди вновь назначенных государственных топ-менеджеров только вице-премьер по экономическим вопросам Юлия Тимошенко и министр культуры Богдан Ступка никогда ранее не работали в центральных органах исполнительной власти. Остальные же имеют опыт подобной работы. Так, первый вице-премьер Юрий Ехануров в 1994-1997 гг. возглавлял Фонд госимущества и Министерство экономики в Кабинете Павла Лазаренко. Для Николая Жулинского это уже второе, с 1994 года, пришествие на вице-премьерское кресло. Министр образования Василий Кремень занимал должность заместителя главы Администрации президента в 1997-1998 гг. Министр здравоохранения Виталий Москаленко и ранее работал в Минздраве, но только первым заместителем министра. И, наконец, новый министр аграрной политики Иван Кириленко в 1995-1996 гг. трудился на посту первого заместителя главы Днепропетровской облгосадминистрации. Таким образом, формально при Викторе Ющенко состав Кабмина обновился на 30% (по сравнению с предыдущим). Интересно, что когда Валерий Пустовойтенко формировал свой Кабинет (более чем два года назад), не претендовавший на статус «реформаторского», он обновил правительство более чем на 50%.

Новые функциональные обязанности первых лиц

Напомним, что Конституция Украины не регламентирует распределения полномочий между вице-премьер-министрами. Их функциональные обязанности определяются, как правило, специальным постановлением Кабинета министров. Например, в правительстве Пустовойтенко непосредственно премьер-министр «направлял, координировал и контролировал» работу Минфина, Минюста, МИДа, Минобороны и МВД. Первый вице-премьер-министр курировал Минуглепром, Минэнерго, МинЧС, Минпромполитики и Минтранспорта, вице-премьер-министр по вопросам экономики – Минэкономики и МВЭСторг, вице-премьер-министр по вопросам АПК – МинАПК и Минэкобезопасности, а вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам – Минкультуры, Минздрав, Минобразования и Минтруда.

И хотя «свежего» постановления Кабмина о распределении функциональных полномочий внутри нового правительства пока нет, уже сейчас можно сказать, что старая схема работы сохранится только по отношению к полномочиям вице-премьеров по гуманитарной политике и АПК. По мнению, народного депутата Александра Турчинова, к традиционным функциональным обязанностям премьер-министра (финансы, юстиция, армия, внешняя и внутренняя политика) добавится курирование и экономического блока вопросов (Минэкономики и частично ГНАУ). Первому вице-премьер-министру Юрию Еханурову вместо традиционного ТЭК, скорее всего, достанутся вопросы реализации административной реформы и повышения эффективности работы Кабинета министров. А вице-премьер-министру по вопросам экономики Юлии Тимошенко предстоит курировать вопросы энергообеспечения в Украине.

Истоки внутренних противоречий

Леонид Кучма неоднократно заявлял через СМИ, что за исключением силовых министров (Юрия Кравченко и Александра Кузьмука) никого не рекомендовал в новое правительство. Этот президентский тезис подтверждал и сам Виктор Ющенко. Однако наши эксперты утверждают, что большинство назначений в Кабмине все же стали результатом давления на нового премьера со стороны окружения президента. Косвенно данный факт подтвердили вице-премьеры Юлия Тимошенко и Николай Жулинский, заявившие в интервью влиятельному отечественному еженедельнику, что их кандидатуры в правительство рекомендовал лично Леонид Кучма. По мнению наблюдателей, «людьми премьера» в новом правительстве можно назвать только первого вице-премьер-министра Юрия Еханурова, министра экономики Сергея Тигипко, министра финансов Игоря Митюкова и министра иностранных дел Бориса Тарасюка. То есть из девятнадцати министров и четырех вице-премьеров только четверо членов Кабинета фактически являются креатурой премьер-министра. Правда, эти люди занимают ключевые позиции.

Такой подход к формированию правительства, прогнозируют аналитики, может послужить базой для возникновения не только горизонтальных противоречий между руководством Кабинета, но и конфликтов по вертикали между вице-премьерами и курируемыми ими министрами.

Последствия неоднородности «команды»

По мнению экспертов, наименее подвержен внутренним противоречиям экономический блок, курировать который предстоит непосредственно Виктору Ющенко. Свое предположение эксперты объясняют тем, что премьер Ющенко, министр финансов Митюков и министр экономики Тигипко являются единомышленниками в вопросах экономической политики, которую предстоит осуществлять Кабмину. Так, и Ющенко, и Митюков, и Тигипко – сторонники формирования новой бюджетной политики, предусматривающей бездефицитный бюджет и ликвидацию большей части налоговых льгот. Кроме того, и премьер, и министры финансов и экономики сходятся во мнении о необходимости построения новой системы взаимоотношений Украины с МВФ, предполагающей отказ от реструктуризации долга и начало погашения Украиной задолженности перед международными финансовыми структурами уже в текущем году.

Что касается «аграрной вертикали» в новом правительстве, то между вице-премьером Михаилом Гладием и министром АПК Иваном Кириленко никаких видимых противоречий пока не наблюдается. По информации, предоставленной из офиса партии «Батькiвщина», Иван Кириленко (член этой партии) полностью поддерживает президентский курс реформирования АПК, а значит – и взгляды г-на Гладия, являющегося основным официальным идеологом преобразований в сельском хозяйстве. Хотя не исключено, что проблемы могут возникнуть поближе к весне – к началу посевной кампании, которую предстоит провести в условиях острого дефицита энергоресурсов. Проблемы возникнут в том случае, отмечают аналитики, если вице-премьер-министр и министр АПК будут вести несогласованную политику размещения госзаказов у коммерческих структур на поставки ГСМ и минудобрений селу. Кроме того, эксперты указывают на то, что министр АПК (член партии «Батькiвщина») является протеже вице-премьера Тимошенко (руководителя этой партии). Поэтому прочность правительственных позиций г-на Кириленко будет во многом определяться и тем фактом, удастся ли его патрону прочно закрепиться на руководящей должности в правительстве. Самый интересный и непредсказуемый блок сформирован вокруг вице-премьера Юлии Тимошенко. В сферу ее «влияния» попало Министерство топлива и энергетики (созданное на основе бывших Минуглепрома и Минэнерго) Сергея Тулуба. Не исключено, что Юлия Владимировна будет курировать МинЧС Василия Дурдинца, Минтранспорта Леонида Костюченко, НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Бакая. В отличие от баталий между вице-премьером Тимошенко и главой НАК «Нефтегаз Украины» Бакаем, конфликтов между Юлией Тимошенко и Сергеем Тулубом пока не наблюдалось. Более того, они проявили поразительное совпадение взглядов на проблему неплатежей в электроэнергетике. Вслед за президентом Леонидом Кучмой, который заявил, что неплательщиков за потребленную электроэнергию надо отключать, несмотря ни на какие «непрерывные циклы», об отключении должников заговорил и министр топлива и энергетики г-н Тулуб. Юлия Владимировна пошла дальше и высказала идею о необходимости введения чрезвычайного положения в энергетике, учитывая ее критическое состояние. Кроме того, по мнению депутата Владимира Фиалковского, полностью отлучить Юлию Владимировну от бюджетного процесса, во всяком случае до тех пор, пока она сохраняет влияние на бюджетный комитет ВС, будет достаточно сложно. А это значит, что ей как вице-премьер-министру, неофициально патронирующему работу бюджетного парламентского комитета, придется сотрудничать и с министром финансов Игорем Митюковым, который будет субординирован непосредственно под премьер-министра.

И наконец внутри гуманитарного блока, который курирует вице-премьер Николай Жулинский, каких-либо серьезных противоречий не предвидится. Вице-премьеру с Минкультуры и Богданом Ступкой, с Минобразования и Василием Кременем, с Минтруда и Иваном Саханем, а также с Минздравом и Виталием Москаленко делить до утверждения ВС бюджета на 2000 год пока нечего.

Таким образом, возможные внутренние противоречия в новом правительстве могут проявиться между премьер-министром и вице-премьерами, премьер-министром и министрами, а также вице-премьерами и министрами. А если учесть, что процесс формирования штата руководителей Госкомитетов и заместителей разных уровней еще не завершен, то говорить о том, что правительство является монолитной командой единомышленников, пока еще очень рано.

Петр Цибенко, народный депутат Украины

– Назначение нового Кабмина совпало с проведением в Украине административной реформы. Поэтому внутреннее взаимодействие членов правительства будет очень сложным. Я бы хотел чисто по-человечески посочувствовать новому Кабинету министров еще и потому, что правительство Ющенко, как никакое другое, будет зажато узким коридором под названием «радикальная экономическая реформа».

Виктор Небоженко, политолог

– На самом деле, в Украине существуют и всегда существовали три самостоятельных Кабмина. Первый – «кабмин силовиков», второй – «кабмин экономический», третий – «остаточный» (гуманитарии). Эти «кабмины» между собой не взаимодействуют, а значит – не конфликтуют.Внутри «кабминов» конфликты носят следующий характер. В среде силовиков всегда был актуален структурный конфликт между милицией и военными. Экономисты-реформаторы конфликтуют с экономистами-стабилизаторами. В «остаточном кабмине» конфликтуют только по одному вопросу – распределение остатков бюджетных ассигнований. И над всеми этими «кабминами» стоит общий менеджер – Виктор Ющенко, который, в отличие от своих предшественников, отчаянно пытается их всех объединить.

Владимир Фиалковский, народный депутат (ПЗУ)

– Я думаю, что новые вице-премьеры – это не те люди, которые позволят отобрать у себя власть. И потом, там же нет неопытных людей. Конечно, можно говорить, что, например, Юлия Тимошенко не работала в структуре исполнительной власти. Однако длительное время, возглавляя парламентский бюджетный комитет, она взаимодействовала практически со всеми органами исполнительной власти, в том числе и на местах. Может быть сначала ей и не будет хватать административного опыта, когда сам аппарат пытается «съесть» нового начальника. Но поверьте, что в случае с г-жой Тимошенко это будет продолжаться недолго и все зачинщики будут наказаны.

Александр Турчинов, народный депутат

– Говоря о новой композиции Кабинета министров, следует подчеркнуть, что очень многое будет зависеть от премьер-министра Виктора Ющенко. А именно: сможет ли он создать блоки внутри правительства, которые работали бы в самодостаточном режиме и производили и, самое главное, доводили до логического завершения свои экономические идеи. Нынешний первый вице-премьер-министр Юрий Ехануров – это человек, занимающийся не столько экономической стратегией, сколько берущий на себя все административные вопросы, связанные с работой правительства. В связи с тем, что вице-премьер по экономическим вопросам Юлия Тимошенко будет заниматься ТЭК и тяжелой промышленностью, скорее всего, экономический блок будет курировать непосредственно премьер-министр. И первый вице-премьер должен будет его подстраховывать в организационных вопросах.

Залишити відповідь