НАК «Нефтегаз Украины» зачем-то инициирует процедуру своей приватизации

Пока вице-премьер-министр Юлия Тимошенко ограничивается лишь сообщениями о существовании разработанного ею плана реорганизации энергетического рынка Украины, не раскрывая при этом его сущности, руководство НАК «Нефтегаз Украины» презентовало план преобразований руководимой им структуры. Учитывая место и роль данной компании на газовом рынке Украины, можно говорить о том, что НАК изложила свое видение функционирования отечественной газовой отрасли.

Что предложил Бакай

Глава правления НАК Игорь Бакай, во-первых, заявил, что будет настаивать на приватизации «Нефтегаза Украины». Во-вторых, он предупредил о том, что до 1 февраля (в соответствии с решением правления НАК от 14 декабря 1999 г.) планируется передать облгазам функции по проведению расчетов за природный газ, потребленный населением, бюджетными учреждениями и предприятиями коммунальной теплоэнергетики. Новый порядок сбора средств предполагает, отметил руководитель НАК, что средства будут собирать облгазы и, оставляя в своем распоряжении плату за транзит, перечислять остальные средства дочерней структуре НАК – Торговому дому «Газ Украины» (ТДГУ).

Что стоит за приватизацией НАК «Нефтегаз Украины»?

Поскольку тезис о вероятной приватизации Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», прозвучавший от имени ее руководителя, является горячей новостью, многим пока непонятно, какое содержание стоит за данным заявлением.

Первый вопрос, который заинтересованные лица хотели бы уточнить у первоисточника, что собираются приватизировать? Все газодобывающее хозяйство, магистральные газопроводы и газохранилища? Или речь шла о продаже офисных зданий НАК, мебели, компьютеров и автомобилей. Второй вопрос: что будет с долгами НАК перед РАО «Газпром» – они достанутся «в наследство» приватизированной компании, или еще до приватизации будут переведены в государственный долг?Если г-н Бакай, говоря о необходимой с его точки зрения приватизации НАК, имел в виду приватизацию и газотранзитной системы, то не исключено, что магистральные газопроводы и газохранилища могут быть переданы РАО «Газпром» (как одному из потенциальных акционеров «Нефтегаза») в счет долга Украины за газ. Но Бакай, и, очевидно, не только он один, настаивает на продаже акций НАК исключительно за деньги.

Если же председатель правления «Нефтегаза» не распространял свои приватизационные планы на газотранзитную систему страны (приватизировать которую в ближайшем будущем будет технически непросто, так как большая часть объектов газотранспортной системы Украины находится в списке предприятий, не подлежащих приватизации), то уже сегодня следует определяться, как будут оформлены отношения приватизированной компании с находящимися в государственной собственности газопроводами и газохранилищами?

По мнению экспертов, существуют два варианта: концессия и передача госсобственности в управление частной компании. Субъектом принятия решения о смене статуса магистральных газопроводов и газохранилищ является парламент. Следует отметить, что осенью ВС уже принял закон о концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Этот факт позволяет предположить, что парламент может также поддержать введение концессии на эксплуатацию магистральных газопроводов и газохранилищ. В праве на концессию украинской газотранзитной системы заинтересованы опять-таки и РАО «Газпром», и западные газовые компании.

Что касается широко распространенной сегодня практики передачи госсобственности в управление частной компании, то главным ее недостатком является отсутствие ответственности управляющего за состояние управляемого им объекта. Список желающих поучаствовать в управлении отечественной газотранспортной структурой достаточно велик. Речь идет и о самом НАК, и о крупных украинских (негосударственных) трейдерских компаниях, и о РАО «Газпром».

Назад – к разделению ответственности

Если приватизация НАК является целью стратегической (т. е. перспективной), то второй пункт преобразований, предполагающий передачу облгазам права поставлять в регионы газ и собирать деньги с его потребителей, – уже реальность. Сам Игорь Бакай, объясняя данное решение руководства компании, вынужден был признать, что подразделения НАК (ТДГУ и его областные филиалы) не справляются («в силу молодости и неопытности») со сбором средств за потребленный газ. Напомним, что до создания в 1996 году в холдинга «Укргаз», а затем и НАК «Нефтегаз Украины», именно облгазы выполняли функции по проведению расчетов за природный газ, потребленный населением, бюджетными учреждениями и предприятиями коммунальной теплоэнергетики. Следующий аргумент, который использовал глава НАК, объясняя данное нововведение, сводится к необходимости разделить сбор денег по текущим поставкам от выбивания старых долгов.

Причем здесь облгазы?

В вопросе реабилитации облгазов существует одно пикантное обстоятельство. Напомним, что при передаче функций по расчетам за газ на филиалы ТДГУ задолженность перед коммерческими структурами (трейдерами) за поставленный последними и не оплаченный газ осталась на облгазах. Одним из наибольших кредиторов облгазов были в свое время крупные трейдерские компании. По неофициальным данным, трейдерам так и не удалось вытянуть из облгазов несколько десятков миллионов долларов долгов. Более того, после утери в 1996 году облгазами функций по сбору средств с них просто нечего было взять. Сегодня, когда облгазы прошли через акционирование, получив новых собственников и восстановив свои функции по сбору средств за реализованный газ, им придется рассчитываться со старыми кредиторами. Безусловно, в этом заинтересованы многие, начиная от членов правительства, заканчивая членами правления НАК «Нефтегаз Украина», имеющими непосредственное отношение к трейдерским компаниям, которым задолжали в свое время облгазы.

Денег больше не станет

Аналитики полагают, что с точки зрения финансового управления дифференциация работы по старым долгам и по сбору денег за текущие поставки вполне оправдана. Тем не менее по данному решению руководителей НАК существует целый ряд «но», на которые обращают внимание эксперты. Наиболее вероятно, что передача облэнерго функций по поставкам газа в регионы понизит поступления на централизованные счет НАК. Вероятное сокращение денежных поступлений эксперты объясняют тем, что, почувствовав некоторую неразбериху, которая сопровождает передачу функций от одной структуры к другой, потребители газа станут просто меньше платить. Да и сами деньги, перечисляемые облгазами ТДГУ, вполне могут бродить по разным счетам.

Кроме того, эксперты прогнозируют нарастание напряжения в отношениях между облгазами и НАК по вопросу перечисления собранных денег на консолидированный счет. Дело в том, что в Украине функционируют 53 облэнерго по газоснабжению и газификации. В 34 из них государство утратило контрольный пакет, в девяти облгазах государство не владеет блокирующим пакетом, а в пяти госпакет акций составляет менее 10% уставного фонда. Таким образом, 48 из 53 предприятий облгаза руководствуются в своей деятельности прежде всего законодательством Украины, в котором никакие отчисления на консолидированные или иные распределительные счета не предусмотрены. Следовательно, никто не будет этого делать – летом 1998 года, как известно, приватизированным облэнерго удалось добиться через суд отмены постановления Кабмина, предусматривавшего полное перечисление собранных ими денег на счет «Укрэнерго».

Многолетний поиск схем функционирования газового рынка Украины свидетельствует, что организационные преобразования сами по себе не решают существующих финансовых проблем. Так, расчеты не смогли обеспечить ни торговая корпорация «Республика», ни Укрнефтегазпром через территориальные подразделения (облгазы), ни конкурирующие между собой трейдеры, ни вертикально интегрированный «Нефтегаз Украины». Существующую ситуацию с расчетами за газ эксперты объясняют низкой платежеспособностью большинства населения Украины, повысить которую без осуществления комплексных реформ не сможет, увы, даже самая совершенная схема.