Еще 28 октября 1998 г. Кабмин утвердил Программу реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов. В соответствии с ней и началась разработка национальных стандартов бухучета (НСБУ).
Принятие этой Программы и работа над новыми национальными стандартами стали ответом на требования Международного валютного фонда по адаптации отечественной бухгалтерской системы к положениям международных стандартов бухучета (МСБУ). Однако не только необходимость выполнять требования МВФ активизировала процесс принятия НСБУ – старая бухгалтерская система уже не может удовлетворить потребности предприятий и их хозяйственных партнеров.
«&»: Чем была вызвана необходимость перехода на новые национальные стандарты бухгалтерского учета?
С. Г.: Во-первых, инвестору, который согласен вкладывать деньги в предприятие, необходимо видеть полную финансовую картину объекта инвестирования. Существующая система бухгалтерского учета не дает реальной и полезной информации. У нас бухучет больше предназначен для исчисления и уплаты налогов.
Во-вторых, сейчас данные бухгалтерского учета руководитель предприятия не использует в своей практике. Я часто спрашиваю у бухгалтеров, кому нужен баланс и другие формы отчетности. Налоговой? – Нет. Вам? – Нет. У директора вообще своя записная книжка. Так зачем же бухгалтер выполняет массу никому не нужной работы?
В-третьих, отмечу, что украинские банки с 1998 года работают по бухгалтерским стандартам, отвечающим требованиям МСБУ. А будут ли они кредитовать заемщиков, у которых балансы или другая финансовая документация не содержит необходимой информации?
Таким образом, ни предприятие, ни государство, ни иностранные или внутренние инвесторы на сегодняшний день не могут иметь реальной картины финансового положения предприятия. Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день в стране созрели необходимые экономические условия, которые и подтолкнули к переходу на НСБУ.
«&»: А готовы ли к реформам люди?
С. Г.: В большинстве своем – да. Я провожу много семинаров и могу с уверенностью сказать, что никто не против перехода на новые стандарты. Проблема состоит в боязни конфликтов с налоговой инспекцией. Еще опасения наших бухгалтеров связаны с тем, что они привыкли к инструкциям, а мы даем свободу действия, возможность самому анализировать экономическую сущность операций.
Проблемы, конечно, будут. Особенно в некоторых отраслях, например, в агропромышленном комплексе. Там техническая оснащенность и уровень подготовки бухгалтеров достаточно низки. Конечно, опытным бухгалтерам, специалистам с высшим образованием будет легче. Но тем, кто окончил краткосрочные курсы, будет тяжеловато, и поэтому придется учиться и расти. Ведь рынок труда диктует свои условия.
Однако я хочу подчеркнуть, что переход на новую систему бухгалтерского учета – это эволюционный процесс. 2000 год -год переходного периода. С 1 января только начинается переход от старой системы к новой. Поэтому у специалистов есть возможность и время учиться.
«&»: Можно ли сказать, что бухгалтера ожидают какие-то принципиальные изменения, ломка или отрицание прежних канонов?
С. Г.: Мы очень мало ломаем. Сохраняется двойная запись, баланс, отчет о финансовых результатах. Правда, немного изменилась структура отчета о финансовых результатах. Мы отказались от того, чтобы в нем присутствовали финансовые результаты разных отчетных периодов. Но мы ввели новый план счетов. Структурно он состоит из десяти разделов. Причем в одном разделе не должно быть больше девяти счетов. Каждый счет не должен иметь больше девяти субсчетов.
Первые три раздела плана счетов – актив баланса, следующие три раздела – пассив баланса, еще три раздела – отчетность о финансовых результатах, чего у нас раньше не было.По сравнению со старой системой некоторые счета перешли в другие разделы, некоторые исчезли совсем или стали субсчетами. В частности, перестал существовать 84-й счет «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Появились некоторые новые счета, которых раньше не было. Это вызвано появлением новых экономических категорий, например, финансового лизинга, аренды и т. д.
«&»: С 1 января вступил в силу Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Что на сегодняшний день уже сделано для перехода на НСБУ и чего ожидать в будущем?
С. Г.: На сегодняшний день приняты 12 национальных стандартов (всего 24, до конца 1999 года должно было появиться 14), уже зарегистрированных в Министерстве юстиции. Еще один стандарт «Расходы» находится на этапе регистрации. Остался еще один – стандарт №7 «Основные средства», который предусматривает, что предприятие самостоятельно определяет сроки списания основных средств. На стадии согласования против этого выступило Министерство экономики: у его представителей по этому поводу сложилась совершенно иная точка зрения.
Но 17 декабря прошлого года этот вопрос решался на заседании у Сергея Тигипко, бывшего тогда вице-премьером, и он заявил, что мы не можем отходить от международных правил и следует пересматривать отечественное законодательство. Иными словами, вопрос был, по сути, решен, но протокольно так и не оформлен. Поменялось правительство, и сейчас Сергей Тигипко как раз возглавляет Министерство экономики. Будем надеяться, что вскоре все решится окончательно.Остальное идет по графику. Хотя уже сейчас мы увидели некоторые погрешности в новых документах. Это связано с тем, что авторы стандартов – члены Федерации профессиональных аудиторов и бухгалтеров и Методологического совета при Минфине – имели очень мало времени на их подготовку. Да и опыт их практической работы по международным стандартам, честно говоря, невелик. К тому же, нас никто не финансирует. Мы работаем на общественных началах.
Впрочем, основная проблема состоит не в бухгалтерском учете, а в том, что мы в отличие, например, от Молдовы, реформу осуществляем по частям. В Молдове заместитель министра финансов курировал и бухгалтерский учет, и налогообложение. Поэтому реформа бухучета шла сразу с учетом требований налогового законодательства. У нас же продолжается процесс разграничения между бухучетом и налогообложением. На мой взгляд, следующим шагом должно стать принятие налогового кодекса, который бы ликвидировал ненужные расхождения.И здесь государственным органам предстоит еще немало работы. У меня есть надежда, что новый премьер-министр Виктор Ющенко, понимающий эти проблемы, будет способствовать переходу на НСБУ. Я также знаю позицию Юрия Еханурова, заявившего, что будут снимать с работы всех, кто мешает этой реформе.
«&»: Может ли бухгалтер самостоятельно освоить новые национальные стандарты бухгалтерского учета?
С. Г.: Я думаю, что очень мало бухгалтеров, которые могут самостоятельно освоить НСБУ. Это, как правило, это бухгалтеры предприятий с иностранными инвестициями, ведущие сегодня два учета – по украинским и международным стандартам. Что касается остальных специалистов, то что-то они смогут понять сразу, что-то потребует посещения семинара или изучения спецлитературы.
А вообще, переквалификация бухгалтеров – это затраты их директоров. Юрий Ехануров на одном совещании заявил, что у государства денег нет и переподготовка специалистов – дело самих предприятий.
«&»: Можно ли как-то подсчитать, во что выльется предприятию переход на НСБУ?
С. Г.: Я не думаю, что все мероприятия в переходе на НСБУ для фирмы обойдутся в большие деньги. В частности, если есть компьютерная программа, то необходимо внести в нее соответствующие изменения. Это будет не слишком дорого, поскольку фирмы, которые этим занимаются, делают это достаточно дешево.
Что касается подготовки бухгалтеров… Есть очень много курсов для них. Стоимость обучения на них колеблется от 300 до 1500 грн. за 4-6 дней. Однако я считаю, что вне зависимости от введения новых стандартов, всегда необходимо повышать свою квалификацию. Бухгалтер не должен быть обычным счетоводом. Он должен понимать экономическую политику предприятия.
«&»: Возможна ли ситуация, когда контролирующие органы будут наказывать за ошибки в бухгалтерском учете?
С. Г.: Я уверен, что в массовом порядке такого не произойдет. Если же что-то будет, то в границах того беспредела, который сегодня встречается со стороны налоговиков по любому другому вопросу. Другими словами, какие-то превышения полномочий должностными лицами отдельных налоговых инспекций могут быть. Но они есть и сегодня, и это не связано с новой системой учета.
Правда, и здесь существуют определенные нюансы. Если предприятие – открытое акционерное общество, подпадающее под требования Госкомиссии Украины по ценным бумагам и фондовому рынку, его будут штрафовать за нарушение правил раскрытия информации об эмитенте (в том числе и финансовой). Но его и надо штрафовать. Оно привлекает деньги граждан и отчетность должно сдавать по международным стандартам. Иначе здесь нельзя.
СПРАВКА «&» Голов Сергей Федорович, доцент, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой эккаунтинга Международного Института Менеджмента, член Совета Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины. Принимал активное участие в подготовке проекта Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Является разработчиком методических рекомендаций по трансформации бухгалтерской отчетности ОАО и эмитентов ЦБ в финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ). Один из создателей украинских положений (стандартов) бухгалтерского учета на основании МСБУ. |