Украинское правительство вынуждено пойти на ряд непопулярных мер, которые станут очередным тестом на выживание для отечественного бизнеса

В то время как на Западе все еще сохраняется эйфория по поводу формирования нового украинского правительства прагматиков и реформаторов, в самой Украине эмоции понемногу уступают место трезвым расчетам. Судя по количеству нерешенных проблем, новому Кабмину придется нелегко. Еще сложнее будет бизнесу, который наверняка в полной мере ощутит все нюансы экономического реформирования с элементами шоковой терапии. Тем не менее перемены в экономической политике неизбежны, и украинским бизнесменам предстоит их пережить, чего, согласно известной поговорке, лучше не желать даже врагу.

США поддерживают Кабинет Ющенко

На сегодня обнадеживающей новостью можно считать показательно-положительное отношение Запада к правительству Виктора Ющенко и уверенность в правильности его будущих действий. Профессор экономики Гарвардского университета Джеффри Сакс, признанный «барометр» настроений западных структур в вопросах отношения к новым независимым государствам, посвятил целую статью последним украинским событиям, которые он назвал «добрыми новостями». Показательно также, что посол США в Украине Стивен Пфайфер в беседе с украинскими журналистами подчеркнул прямую связь между составом и действиями Кабинета министров Украины и финансовой поддержкой украинских реформ со стороны США. По словам г-на Пфайфера, в текущем году эта поддержка выльется в $180 млн., а также выразится в том, что Соединенные Штаты могут повлиять на международные финансовые организации (и опосредованно – на частных кредиторов) относительно реструктуризации внешних долгов Украины и снятия таким образом угрозы дефолта.

Демонстрируемое почти невероятное взаимопонимание между Украиной и США, как основным центром влияния на Запад в целом, активно поддерживается и с украинской стороны. Еще накануне очередного визита в Киев экспертной группы представителей МВФ первый вице-премьер Юрий Ехануров достаточно уверенно заявил, что замороженная с осени программа расширенного финансирования будет, скорее всего, возобновлена к весне. «Я думаю, что все в мире должны понять, что пришло правительство другой формации, с другими подходами, и мы хотим тех изменений в Украине, которые дали бы возможность рассчитывать в будущем на эффективную экономику», – заявил г-н Ехануров журналистам. Правда, он отметил, что руководство МВФ изложило свой предварительный список требований к украинскому правительству, состоящий пока из 69 пунктов. Если судить по словам высокопоставленных лиц в США и Украине, то данный список должен выполнить роль катализатора улучшений украинско-американских отношениях.В принципе, Кабинет министров Виктора Ющенко уже начал делать первые шаги в направлении выполнения упомянутых требований (в частности, относительно изменения бюджетных показателей, реформирования налоговой политики, отмены льгот и т. д.). Однако на сегодня все эти проблемы решаются на уровне деклараций и проектов. А их утверждение в Верховном Совете – отдельная тема и проблема. Но, учитывая конфиденциальные заявления многих депутатов о том, что конструктивная работа парламента очень сильно «стимулируется» исполнительной властью, можно надеяться на то, что многие экономические реформы (в том числе бюджетная, налоговая, административная) в Украине все же произойдут, хотя и не в установленные негласно сроки, которые Запад определяет приблизительно в 5-6 месяцев.

Этого времени, естественно, крайне недостаточно даже для разработки и принятия законов и постановлений, соответствующих требованиям МВФ, не говоря уже о введении их в действие. Однако усилия нового украинского правительства в вопросах реформирования могут быть вознаграждены предоставлением Украине около миллиарда долларов в рамках кредита расширенного финансирования. Кроме того, у украинских властей появилась надежда на помощь США в переговорах об отсрочке приходящихся на этот год выплат: $890 млн. – МВФ и $177 млн. – Всемирному банку. Виктор Ющенко предельно ясно охарактеризовал ситуацию, говоря о том, что новая бюджетная политика правительства, состоящая в принятии бездефицитного бюджета, является «формой покаяния страны-должника, которая осознала, что долгое время жила не по средствам, и теперь готова мобилизовать все ресурсы, чтобы продемонстрировать кредиторам ответственное отношение к своим обязательствам».

Первый квартал 2000 года будет посвящен реформированию ТЭК

Если отношения Украины с Западом пока складываются относительно благополучно, то отношения с Россией, напротив, предельно усложнились. Украинско-российская «торговая война» еще не закончилась и имеет шанс стать приоритетной проблемой нового правительства. Достаточно вспомнить, что из $3 млрд. 36 млн. внешних долгов Украины на этот год $140 млн. – долг Украины перед Россией, а новое российское руководство во главе с Владимиром Путиным, по мнению аналитиков, не склонно к сантиментам по отношению к Украине. По крайней мере большинство экспертов не берутся прогнозировать исход сложившейся в российско-украинских отношениях ситуации, но почти все сходятся во мнении, что затяжной кризис вряд ли будет преодолен в ближайшее время. Тем более, что на позицию России, нуждающуюся в деньгах накануне президентских выборов, существенно влияет решение международных финансовых организаций отказать Москве в предоставлении финансовой помощи и кредитов из-за войны в Чечне. В частности, этим эксперты объясняют своеобразный демарш российского правительства, решившего ограничить в конце 1999 года, вопреки требованиям МВФ, экспорт энергоносителей, обеспечив таким образом внутренний рынок. Виктор Ющенко, говоря о «войне» с Россией, отметил, что торговые отношения двух государств имели «грязную предысторию». «Я могу сегодня сказать только одно: я не хочу комментировать ту ситуацию, которая сложилась на нефтегазовом рынке… Это аморальная ситуация, имеющая очень много причин, очень много переплетений экономических и политических интересов… Первый квартал 2000 года будет посвящен реформированию газово-энергетического сектора», – заявил премьер-министр.

Однако объективные реалии все же заставляют российское правительство заботиться не столько об улучшении отношений с Украиной, сколько о наполнении собственного бюджета, а поэтому так называемая «торговая война» имеет не политические, а экономические корни, и не может быть закончена чисто политическими усилиями. Эксперты прогнозируют, что поставки российской нефти в ближайшее время не увеличатся. Кроме того, российская сторона настояла на том, что украинское правительство обязалось начать немедленное погашение задолженности за газ в денежной форме, а Владимир Путин и руководители «Газпрома» готовят газотранспортную инфраструктуру для переориентации транзитных потоков нефти и газа с Украины на Белоруссию. Тем временем аналитики утверждают, что неизбежное и уже практикуемое сокращение поставок российского газа в Украину приведет к тому, что в первом квартале нынешнего года дефицит газа в Украине составит около 5 млрд. куб. м. Это повлечет за собой еще более жесткий дефицит электроэнергии – по крайней мере, сотрудники Минтопэнерго Украины осторожно утверждают, что топлива на электростанциях осталось на неделю-другую работы.Вице-премьер Юлия Тимошенко, заявившая недавно о подготовке некой энергетической концепции, пока что не обнародовала этот документ. А между тем 4 января президент подписал решение Совета регионов, содержащее «рекомендации» правительству и местным органам власти, которые предстоит учесть в работе по преодолению кризиса в отечественном ТЭК. Отметим, что Совет регионов порекомендовал местным органам власти способствовать уменьшению числа посреднических структур в регионах, участвующих в расчетах между потребителями, энергоснабжающей компанией и НЭК «Укрэнерго», а правительству – установить персональную ответственность руководителей органов исполнительной власти, предприятий и организаций за своевременную оплату потребленной тепло-, электроэнергии и природного газа. На том же заседании Совета регионов министр топлива и энергетики Сергей Тулуб заявил о грядущем (с середины января) отключении от энерго- и газообеспечения всех должников (даже населения). По сложившейся традиции (и «по техническим причинам») можно прогнозировать, что без электроэнергии до конца зимы останутся не только должники, но и исправно рассчитывающиеся предприятия. Не спасет потребителей даже ноу-хау, практикуемое на некоторых крупных украинских предприятиях с начала зимы – работа с 12 ночи до 6 утра, когда дефицит электроэнергии в энергосистеме наименее ощутим.

По мнению экспертов, развитие украинско-российских отношений позволяет с уверенностью прогнозировать не только дефицит энергоносителей и электроэнергии, но и увеличение их стоимости, что скажется на всей украинской экономике и уровне жизни населения. Те же эксперты считают, что проблема энергетического кризиса станет для правительства Ющенко тестом на выживание.

Последствия перемен

Ряд жестких и непопулярных мер, на которые вынуждено будет пойти новое украинское правительство и под давлением международных финансовых организаций, и по причине энергетического кризиса, уже сегодня вызывают скрытое противодействие как со стороны бюрократии, так и со стороны многих лоббистов. Противоречия возникают в отношении бюджетной и налоговой политики, отмены льгот, готовящегося передела нефтегазового рынка и т. п. Эксперты практически уверены в том, что демонстрируемое в первые дни нового года единодушие исполнительной и законодательной власти относительно необходимости экономических реформ очень скоро, как только дело дойдет до конкретных решений и законов, затрагивающих интересы тех или иных бизнес-групп, превратится в противостояние. В этом контексте народные депутаты обращают внимание на то, что в составе правительства, которое, как считается, формировал лично Виктор Ющенко, представительство «партии власти» – ей, по их мнению, на сегодня является СДПУ(о) – сведено к минимуму. А если интересы столь влиятельной в настоящее время политической силы не будут в полной мере представлены и учтены на уровне Кабинета министров, конфликты у правительства и парламента неизбежны.

К тому же парламентское большинство так и не сформировано. Правда, многие депутаты уверены, что большинство оформится под давлением президента, пока не отказавшегося от идеи пресловутого референдума. Политолог Николай Томенко считает, что на основе угрозы роспуска Верховного Совета может быть создано большинство (230-240 человек), лояльно относящихся к правительству депутатов. По мнению политолога, они инициируют смену руководства парламента. Кстати, по словам многих народных депутатов, эти процессы уже начались и достаточно активно развиваются – речь идет об отстранении от власти Александра Ткаченко и избрании на должность председателя Верховного Совета Виктора Медведчука.Если скрытый конфликт между ветвями власти будет развиваться в таком же ключе, то, по мнению Николая Томенко, к осени роспуск парламента (в случае проведения референдума) станет неизбежным. Говоря о детонаторе того или иного пути развития событий, г-н Томенко отметил: «Думаю, проблема правительства, его программы действий и его конкретных мер в социально-экономической, административной сферах будет ключевой».

Один из представителей нового Кабинета министров, говоря о задачах, которые стоят перед правительством, сравнил их с «необходимостью верблюду протиснуться в игольное ушко». Если этот маневр правительству Виктора Ющенко не удастся, то последует роспуск парламента, а возможно – и отставка Кабмина. В таком случае ситуация вплотную приблизится к так называемому болгарскому варианту. Если же новое правительство сумеет договориться с российскими и западными кредиторами, а также добьется взаимопонимания со стороны парламента, то в стране неизбежно начнется шоковая терапия реформ. В любом случае, причин для расслабления не наблюдается.

Залишити відповідь