Ни в одном из предложенных правительством вариантов возмещения НДС не предусмотрен возврат денег

В последние несколько месяцев, когда даже после всевозможных проверок и в нарушение законодательства о НДС его возмещение не осуществлялось, в предпринимательской среде поползли упорные слухи о наличии устного распоряжения председателя ГНАУ Николая Азарова не возмещать НДС любой ценой. На одной из недавних пресс-конференций в Государственной налоговой администрации Украины заместитель председателя ГНАУ Григорий Оперенко категорически опроверг эту информацию, хотя и признал существование проблемы возмещения НДС. Одновременно г-н Оперенко представил журналистам Постановление КМУ от 07.12.99 г. №2215 «О некоторых вопросах возмещения налога на добавленную стоимость и упорядочения расчетов с бюджетом», призванное хоть как-то разрешить вопрос.

Документ предусматривает возможность осуществления дополнительных вариантов бюджетного возмещения НДС:

  • в счет погашения долгов перед бюджетом кредитора (кредиторов) налогоплательщика;
  • в счет погашения налогоплательщику (или его кредитору) сумм кредитов, привлеченных под гарантии правительства и бюджетных займов, не уплаченных на дату проведения возмещения;
  • за счет имущества другого налогоплательщика, которое находится в налоговом залоге.

Взаимозачет в пользу бюджета

На сегодняшний день налоговики уже четко различают два типа налогоплательщиков: собственно производитель-поставщик товара и экспортер-посредник. Схема нормальной работы этого тандема выглядит следующим образом. Предприятие производит товар, продает его посреднику, который экспортирует товар и получает бюджетное возмещение. Продавец рассчитывается за товар с поставщиком, который уплачивает НДС и другие налоги.

По словам налоговиков, экспортеры-посредники зачастую не рассчитываются с отечественными контрагентами, а те, в свою очередь, увеличивают недоимку по НДС. Правда, многие экспортеры-посредники утверждают, что они не в состоянии рассчитаться с поставщиками именно из-за невозмещения НДС. Из этого вытекает первый вариант решения проблемы с возмещением НДС.

Авторы постановления предложили налоговикам взять под свой контроль некоторую часть финансовых потоков в треугольнике «бюджет-посредник-поставщик». А точнее, они предложили существенно сократить путь этих потоков. Если раньше денежные средства могли проходить такой длительный и практически неподконтрольный налоговикам путь, как «бюджет – посредник – поставщик – бюджет», то теперь предполагается проводить простой и прозрачный взаимозачет, при котором задолженность поставщика (в постановлении он назван «кредитором») погашается за счет суммы бюджетного возмещения посредника (в постановлении он назван «налогоплательщиком»). В таком зачете могут участвовать два и больше субъектов предпринимательства (в зависимости от того, сколько у налогоплательщика поставщиков-кредиторов, имеющих задолженность перед бюджетом).

По большому счету в правоотношениях участвуют только налоговая инспекция по месту нахождения налогоплательщика и так называемый кредитор. Для проведения зачета «возмещение – задолженность» участники составляют соответствующий протокол, к которому прилагаются:

  • заявление налогоплательщика о его согласии зачислить положенную ему сумму возмещения НДС в счет погашения налоговой задолженности по платежам в бюджет, возникшей у его кредитора (поставщика);
  • оригинал справки органов налоговой службы о суммах налоговой задолженности кредиторов;
  • акт сверки расчетов между плательщиком налога и его кредитором о суммах задолженности между ними за поставленную продукцию или выполненные работы.

Возмещение в счет погашения долга

Общая концепция второго варианта возмещения мало чем отличается от первого. Разница только в том, что в первом случае правительство пытается решить проблему уплаты (а вернее, неуплаты) налога на добавленную стоимость и других налогов и сборов в бюджет, а во втором – проблему погашения задолженности субъектов предпринимательства по внешним кредитам (выданным под гарантии правительства Украины).

Здесь также налогоплательщик обращается в налоговую инспекцию с заявлением о зачислении принадлежащей ему суммы возмещения НДС в счет погашения своей (или своего поставщика) задолженности перед бюджетом по иностранным кредитам. К заявлению прилагается справка территориального органа Государственного казначейства по месту регистрации налогоплательщика (или его кредитора) о наличии задолженности по кредитам, привлеченным под гарантии правительства, или бюджетным займам. Такая справка предоставляется в течение трех дней с момента обращения налогоплательщика в казначейство. Как и в первом варианте, все отношения оформляется протоколом.

Автомобили за долги

В третьем варианте ни о каком взаимозачете речь не идет. Здесь налогоплательщик в пределах принадлежащих ему сумм возмещения НДС может приобрести движимое имущество другого плательщика налогов, которое находится в налоговом залоге в соответствии с Указом президента №167 «О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами». Как известно, информация о номенклатуре этого имущества имеется в налоговых органах по месту нахождения собственника имущества.

Согласно постановлению №2215 данный вариант возмещения НДС осуществляется в следующем порядке:

1. Расчеты между налогоплательщиками производятся в соответствии с протоколом, подписанным органами государственной налоговой службы по месту регистрации каждого из участников расчетов. К протоколу прилагается акт приемки-сдачи имущества в счет возмещения сумм НДС, который подписывается субъектами предпринимательства. Стоимость имущества, передаваемого в счет возмещения, определяется на основании взаимной договоренности сторон.

2. Порядок оформления имущества к передаче (как и того, что входит в состав такого имущества) будет осуществляться в соответствии с Постановлением КМ Украины от 22.06.99 г. №941 «Об утверждении Порядка обращения взыскания на движимое имущество, находящееся в налоговом залоге, для погашения налоговой задолженности налогоплательщика (кроме физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности) и реализации такого имущества».

Уже сейчас предприниматели, уставшие от ожидания возмещения НДС, могут попытаться получить в собственность автотранспорт, оборудование, готовую продукцию, компьютеры, инструменты и т. д. (то есть в соответствии с постановлением №941 – все собственное имущество предприятий-должников, кроме земли, не добытых полезных ископаемых, насаждений, домов и сооружений, квартир, инженерного оборудования жилых домов, воздушных и морских суден, космических объектов и тому подобное).

3. Если предприниматели не смогут самостоятельно договориться о цене передаваемого имущества, то она может быть определена на основании экспертной оценки, которую проводят эксперты, уполномоченные ФГИУ. Информация о последних есть в ГНАУ.В крайнем случае, имущество может передаваться по обычной цене, составляющей не менее 85% средневзвешенной цены реализации аналогичной продукции по любым соглашениям купли-продажи, составленным налогоплательщиком-залогодателем на протяжении 60 предыдущих календарных дней.

Слабые места новых схем

Почти все специалисты, с которыми мы общались, отметили, что эффективность этого постановления вызывает большие сомнения. Так, наши собеседники указывают, что постановление может быть эффективно только в случае его «поголовного и постоянного» применения, чего можно достичь лишь при умелой работе налоговиков и полном согласии предпринимателей. Но поскольку налоговики настаивают на добровольности таких схем возмещения (см. интервью с зампредседателя ГНАУ Григорием Оперенко. – Прим. авт.), нет оснований утверждать, что найдется много предпринимателей, пожелавших пойти на это. Для кого-то невыплата суммы возмещения НДС -потеря оборотных средств и возможности улучшения финансового состояния предприятия. Кого-то просто не интересуют проблемы контрагентов. Еще кто-то не захочет наживать недоброжелателей среди предпринимателей, чье имущество должно передаваться в счет возмещения. А кому-то не понравится оформление бесчисленных бумаг при проведении операций по сверке задолженностей… Следовательно, для того, чтобы альтернативные схемы возмещения НДС заработали, необходимо жесткое давление налоговиков на предпринимателей, что, впрочем, никем не исключается.

Но даже если предположить идеальный вариант, т. е. полное единодушие налоговиков и предпринимателей по данному вопросу, все равно никто не сможет гарантировать положительный результат. Ведь сколько еще есть потенциальных схем зачета задолженности поставщиков перед бюджетом или налогоплательщиков по иностранным займам (а также возможную результирующую сумму после окончательных зачетов), никто подробно не изучал. Налоговой службе еще предстоит большая кропотливая работа по сверке задолженности плательщиков и их контрагентов. Реальный результат можно будет узнать только через два-три месяца.

Пока же специалисты предлагают налогоплательщикам готовиться к серьезным разговорам со своими налоговиками по поводу отказа от возмещения НДС деньгами и согласия на погашение долгов контрагентов.

Anonymos, директор одной из экспортных фирм

– На сегодняшний день мы с трудом добиваемся возмещения НДС. Приходится собственноручно вести длительную и изнурительную переписку с налоговиками, с тем чтобы получить деньги. Нас каждый раз проверяют и каждый раз говорят, что это – в последний раз. Но все повторяется опять.Преобладающее большинство экспортеров уже давно отказались от тех схем работы, при которых прибыль формируется за счет возвращенного НДС. Сейчас в связи с такой налоговой политикой это слишком рискованное занятие. Экспортеры стараются осуществлять деятельность так, чтобы получать прибыль без учета возврата НДС (т. е. по принципу «вернули НДС, ну и хорошо»).

Правительственное постановление -один из первых шагов легально отказаться от возмещения НДС в будущем. Уже давно циркулирует информация о том, что НДС возмещать не будут, и постановление правительства – своего рода подтверждение этому. Но я очень сомневаюсь в действенности данного документа, т. к. ныне многие предприятия работают по другим, более приемлемым и выгодным для них схемам (казначейские векселя, взаимозачеты и т. д.).

Владимир Котенко, менеджер налогово-юридического отдела компании «Артур Андерсен» (Киев)

– Нельзя не затронуть вопрос о соответствии постановления требованиям законодательства в целом. Согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» «изменения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только путем внесения изменений в этот Закон» (ст. 11, п. 11.4 Закона). Бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость является составной частью порядка налогообложения, о котором упоминается в процитированной выше статье закона (это следует из анализа норм Закона «О налоге на добавленную стоимость»). При этом существующий порядок налогообложения, установленный законом, не предусматривает таких механизмов бюджетного возмещения, о которых идет речь в постановлении.Таким образом, положения постановления №2215 противоречат требованиям Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Помните об этом на тот случай, если вы столкнетесь с попытками принудить вас к «упорядочению» расчетов на основании постановления, помимо вашего желания.

Ольга Аксенова, директор консалтинговой фирмы «Ажур»

– Механизм, предложенный постановлением № 2215, сам по себе добавляет работу налогоплательщикам. Это и проведение сверок по налогам с налоговой инспекцией с предоставлением оригинала справки ГНИ (все знают, что такое «бегунок» и как его «приятно» оформлять в очередях в приемные часы), и согласование с кредитором, и ожидание решения ГНИ о проведении возмещения таким способом (причем срок для принятия решения ГНИ не регламентирован), а также необходимость ведения отдельного учета протоколов проведения расчетов.

Залишити відповідь