Государство добивается, чтобы инвесторы, как можно скорее и как можно в большем количестве, поменяли деньги на госпакеты

Прогнозы «&» о предполагающейся молниеносности приватизации в наступившем году подтвердились: 29 декабря 1999 г. президент подписал Указ №1626/99 «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине». Сегодня никто даже в самых высоких кругах не скрывает, что продажа госимущества является едва ли не главным надежным источником поступлений средств в бюджет.

Денежный план за 1999 год ФГИ выполнил на 91% (при задании 800 млн. грн. от приватизации в бюджет поступило около 730 млн. грн.). Как никогда, Фонд госимущества может гордиться… Не только почти выполненным планом за прошлый год, но и заданием в 2,5 млрд. грн. (по курсу один к пяти – $500 млн.) до конца нынешнего года, оговоренным указом президента. Плюс еще $1,5 млрд. до конца 2002 года.Судя по тексту указа, такие деньги можно «выбить» из инвесторов лишь продавая контрольные или максимально крупные пакеты привлекательных предприятий, необремененных инвестобязательствами. Внимательно ознакомившись с текстом указа, нетрудно заметить, что практически все предложенные новшества почерпнуты из проекта программы приватизации-2000. Но если программа требует обязательного утверждения парламентом, то указ вступает в действие с момента его опубликования, а значит, не позднее середины января 2000 года.

Нулевая готовность

Согласно указу до 15 января с. г. должен быть оглашен перечень предприятий, приватизация которых осуществится в текущем году и, что немаловажно, изменения в этот перечень вноситься уже не должны. Судя по всему, указанный перечень, и весьма солидный, у Фонда госимущества уже есть. Для его опубликования необходимы лишь последние согласования в правительстве и Администрации президента. Но, по нашим данным, ФГИ готовит «сюрприз» фондовым биржам и ПФТС – он намерен разгосударствливать большую часть имущества именно путем биржевых продаж, максимально укрупняя предлагаемые пакеты (блокирующие пакеты, как нам удалось узнать, не будут единичными). Если же перечень действительно будет оглашен до 15 января, то уже в ближайшее время в официальной прессе могут появиться объявления о конкурсах по продаже пакетов акций предприятий из него. Уже в первом квартале нового года ФГИ, как нам стало известно, рассчитывает выполнить пятую часть годового задания. Заложенный в указе принцип ускорения приватизации, видимо, не терпит задержек.

Власть меняется

Поддержка президентом всех важных нововведений ФГИ, перекочевавших из проекта программы приватизации в президентский указ по ускорению приватизации, более чем солидное денежное задание на текущий и последующие годы, а также предполагающаяся в пакете указов об административной реформе ликвидация Национального агентства по управлению корпоративными правами государства говорит о том, что Фонд «отвоевал» утраченные было позиции. Важная миссия по наполнению бюджета, возложенная на ФГИ, определила его особый статус и, скорее всего, сделала его более влиятельным органом, нежели еще год назад. Иначе бы на последней в 1999 году пресс-конференции в ФГИ первый зампред Михаил Чечетов вряд ли решился бы озвучить «несколько радикальных мер», к которым, по мнению Фонда, необходимо прибегнуть в самое ближайшее время, и которые требуют поддержки Кабмина. Учитывая тот факт, что принципиально весь год Фонд госимущества молчаливо наблюдал за действиями Агентства, заявления первого зама прозвучали как взрыв. В частности, ФГИ требует запретить Национальному агентству до окончания реорганизации принимать решения о передаче пакетов акций в управление без согласия Фонда, и более того, пересмотреть все ранее принятые решения о закреплении акций в управлении.

По словам М. Чечетова, после реорганизации Агентства в ФГИ будет создан (точнее, восстановлен) солидный департамент по управлению. Можно также предположить, что позицию Фонда по отношению к управлению госимуществом М. Чечетов выразил в своей личной точке зрения как одного из руководителей ФГИ: «Эффекта от управления надо ждать долго, а деньги нужны сейчас». Задача же максимально ускорить приватизационный процесс не вынесет двух «взаимно мешающих» органов. В конечном итоге, шараханье от приватизации к управлению и наоборот, чем был отмечен 1999 год, вряд ли сыграло хоть какую-то положительную роль.

Определенность власти по отношению к своей собственности позволит инвесторам четко планировать свои действия: пока правительство не придумает (что маловероятно в ближайшие несколько лет) более эффективного способа пополнять бюджет, приватизация будет только набирать обороты. Планируемое во второй половине января (согласно тому же указу) рассмотрение в парламенте вопроса о разблокировании списка запрещенных к приватизации предприятий лишь еще раз подтверждает эти выводы. По словам первого заместителя председателя ФГИ, в список запрещенных к приватизации объектов, «многие предприятия вошли, мягко говоря, несправедливо». Не исключено, что таким объектами будут в ближайшем будущем признаны, например, газопроводы.

Усиление влиятельности Фонда госимущества в определенной мере гарантирует инвесторам ощущение стабильности: если ФГИ удастся заручиться поддержкой Кабмина в области проведения своих «радикальных мер», то будет запрещено снятие объектов с продажи после объявления конкурса, а изменения в планы размещения акций станут вносиьтся только постановлением Кабмина по предложению ФГИ (во всяком случае, потенциальные покупатели, как минимум, будут знать, кто стоит за принятием определенных решений в части изменений планов размещения акций).

Недавно глава ФГИ Александр Бондарь признался журналистам, что за каждым из выставленных на продажу и проданных объектов кроется целая история: мол, когда кому-то кажется, что продавать объекты легко, да еще в сегодняшних условиях, то он глубоко ошибается. Если это так, то даже «ускоренный» указ президента наверняка не в силах сделать приватизационный процесс таким же легким, как это прописано на бумаге. Конкуренция за объекты, видимая и закадровая, влияла и будет влиять на продажу предприятий. Но, учитывая тот факт, что сам ФГИ этим указом поставлен в жесткие рамки (безапелляционное и четко регламентированное пополнение бюджета), он будет делать все возможное и невозможное, чтобы выиграть «денежную битву». Как заметил зампредседателя Фонда госимущества Юрий Гришан, «в виде указа мы получили вектор наших действий» (надо понимать, что вместе с ним и потенциальную поддержку в формируемых высших эшелонах власти).

Залишити відповідь