Юрий Пономаренко, и. о. исполнительного директора сети «Фокстрот. Техника для дома»:
– Иногда в рабочей практике возникают ситуации, когда судебное разбирательство с помощью суда не снимает последствий конфликта. Прежде всего это касается такой драгоценности, как репутационный капитал компании. В некоторых случаях от обращения к третьей стороне в разрешении конфликта можно отказаться, например, когда «худой мир» даст более весомый практический результат для деловой репутации, чем «добрая ссора». Тогда от разбирательств удерживает здравый смысл, точнее, прагматичное желание обратить коммуникацию с обидчиком в свою пользу, наказать его тем, чтобы в дальнейшем он был полезен вашему бизнесу. Отдача от такой сдержанности для имиджа компании намного больше, чем от судебного процесса.
Когда потенциальные спорщики, рвущиеся установить справедливость в суде, становятся союзниками – это и есть новый поворот в их отношениях. Он может обогатить каждую из сторон собственным опытом, нейтрализацией рисков и появлением новых перспектив.
Ольга Вовкотруб, директор агентства SEVEN Communications:
– В первую очередь стоит проанализировать ситуацию и понять, какой урон для деловой репутации, кто непосредственно и с какой целью нанес. Возможно, это было сделано по неосторожности, даже по глупости. Но также может быть, что это хорошо продуманные действия. Разобравшись, следует незамедлительно принимать необходимые меры.
Обращение в суд – последнее дело. Имеет смысл это делать в том случае, если урон репутации был нанесен осознанно и исправить создавшуюся ситуацию другим способом невозможно. В большинстве же неаккуратные высказывания вполне можно нивелировать путем публичных опровержений со стороны виновника, извинений и других компенсаций.
Репутационная составляющая лежит прежде всего в плоскости коммуникаций с обществом. Поэтому при возникновении риска повреждения репутации можно эффективно переключить внимание общественности на другую активность компании (например, социальную) и в результате потратить деньги с большей пользой.
Борис Бронштейн, президент TALANT Group:
– Репутация и доброе имя создаются годами, поэтому сама угроза этим ценностям может нанести непоправимый урон. Для меня является аксиомой то, что защищать деловую репутацию нужно всегда. Ведь это своего рода актив, а в некоторых видах бизнеса и средство производства. Соответственно относиться к защите своей репутации следует так же, как и к защите любого своего имущества.
Как известно, в суд может подать кто угодно и на кого угодно. Многие наши соотечественники злоупотребляют такой возможностью, чего делать не стоит. Судебный процесс – это почти всегда демонстрация неумения договариваться. Один из способов избежать недоумения и претензий – четкие договоренности, которых необходимо достичь перед началом любого дела. Кроме того, суд – это всегда затраты и неприятные эмоции. Поэтому я стараюсь избегать подобного и не доводить дело до суда. Но когда это не удается, я готов отстаивать свое доброе имя, используя законные методы и инструменты.
Надежда Белоус, руководитель юридического отдела Бритиш Американ Тобакко Украина:
– Судебное разбирательство – последний шаг в решении любой проблемы. Тем более, когда речь идет о деловой репутации – достаточно тонком понятии. Репутация формируется из двух элементов: корректного и ответственного поведения и его коммуникации. Иными словами, никакие PR-инструменты не помогут ни выстроить, ни поддержать репутацию, если практика ведения бизнеса оставляет желать лучшего.
Что касается судебного иска, то он, конечно, может сыграть определенную роль в защите деловой репутации. Ведь выигранный иск – это независимое подтверждение правдивости нашей позиции, а порой и хороший аргумент в публичной дискуссии. Но есть и другая сторона вопроса: судебное рассмотрение может затянуться на годы, а репутацию можно потерять в считанные дни. Поэтому уповать на иск как на единственное, а тем более главное средство защиты репутации нельзя. Но и вычеркивать этот инструмент из своего арсенала тоже не стоит. Все зависит от ситуации.
Жан-Поль Шоер, генеральный директор санофи-авентис Украина:
– Деловая репутация – ваш нематериальный актив, который невозможно приобрести или утратить по решению суда. Это корпоративный имидж, формирующийся действиями компании, ее активностью на рынке. Например, доброе имя нашей компании определяется позитивным отношением врачей, фармацевтов и пациентов, их доверием и уверенностью в качестве наших медицинских продуктов. Другая важная составляющая репутации – социальная ответственность.
В целом вся наша деятельность подчинена единой цели – служить пациентам. Поэтому если речь идет о нарушении прав или патентов, этики, качестве медикаментов, то здесь нет ничего, что могло бы нас остановить от обращения в суд.