Для поколений французских производителей шампанского их бизнес всегда сопровождали бедствия, будь то весенние заморозки, нападение тли или нацистская оккупация. Теперь к этому списку прибавилось катастрофическое падение спроса на шампанское на основных экспортных рынках. По данным национального комитета производителей шампанских вин, за девять месяцев 2009 г. продажи этого напитка в Великобритании снизились на 33% (до 12,2 млн. бутылок), в США – на 43% (до 4,56 млн.), в остальных странах – на 35%. Для сравнения: в самой Франции, где потребляется больше половины произведенной продукции, падение составило всего 6,6%.
Гранды провинции Шампань – Moet & Chandon, Perrier-Jouet и Piper-Heidsieck – с надеждой смотрят на предновогодний сезон, в течение которого они обычно получают наибольшую прибыль за год. Но в этот раз их чаяния вряд ли сбудутся: за рубежом началась невиданная доселе гонка скидок. Один из ведущих британских ритейлеров обещает 30%-й дисконт при покупке двух бутылок под премиальными марками Moet & Chandon и Veuve Clicquot. В Австралии разгорелась ценовая война между ликеро-водочными сетями. Даже во Франции розничный гигант Carrefour предложил шампанское по €10 за бутылку вместо прошлогодних €12.
Параллельно возникла и имиджевая проблема. «Существовало выражение, будто бокал хорошего шампанского – это лекарство от плохих времен, – пишет журнал Wine Business International. – Но в условиях рецессии показная трата денег вышла из моды». Это видно на примере США. По данным Nielsen, объемы реализации дешевых игристых вин (испанских, итальянских и др.) с начала этого года выросли здесь на 10%, тогда как французских по цене от $25 за бутылку потеряли 21%.
Taittinger, входящий в десятку крупнейших домов шампанских вин, реагирует на кризис увеличением бюджета на рекламу в американских магазинах. В текущем году на эти цели производитель тратит 50% выручки по сравнению с 35% в 2008-м. Его конкуренты используют другое проверенное оружие – гламур. Moet & Chandon за €300 предлагает праздничный вариант, в который входит 1,5-литровая бутылка шампанского в золотом кейсе, украшенном кристаллами Swarovski. «Мы делаем скидки, но очень избирательно. А больше верим в сам ритуал», – комментирует Марк Жакит, глобальный директор Moet & Chandon. Конкуренты из Piper-Heidsieck также разработали подарочный вариант стоимостью в $500, в который, помимо шампанского, вложили хрустальную туфельку ручной работы. «Просто хотелось напомнить людям, что у шампанского есть чувственная сторона», – поясняют маркетологи компании. Используются и другие антикризисные стратегии: консолидация, расширение дистрибьюторской сети, ребрендинг или даже повышение цен. В конце концов, как говорят в Boizel Chanoine Champagne Group, «основная реклама шампанского находится внутри бутылки».
Без категорії