Уступка кредитора

Восемь принципов реструктуризации долга.


Придерживаясь «Лондонского подхода», компания может грамотно и с наименьшими потерями реструктурировать долги нескольким кредиторам/


Вячеслав Жаравин, директор отдела реструктуризации бизнеса KПМГ в России и СНГ


Практика последних десятилетий показывает, что кредиторы могут получить больше выгод от поддержки скорейшей финансовой реструктуризации компании, испытывающей финансовые трудности, чем от принуждения ее к официальному банкротству. Воспользоваться этим обстоятельством и эффективно реструктурировать долги нескольким кредиторам компании-должнику поможет следование восьми принципам «Лондонского подхода» (London Approach).


С продолжением рецессии заемщики и кредиторы все больше осознают так называемую новую реальность. И хотя на сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, для которой характерно некоторое экономическое оживление, аналитики и эксперты рынка сходятся во мнении, что на быстрое улучшение ситуации рассчитывать не стоит.

Следовательно — не время расслабляться. На данный момент рыночная конъюнктура весьма благоприятна, и этим необходимо воспользоваться: у должников появился уникальный шанс фондироваться относительно дешево и на достаточно долгий срок, а также провести реструктуризацию кредитного портфеля на более выгодных условиях.
В странах СНГ существует больше препятствий для формирования совместного подхода к урегулированию долгов неблагополучных должников. С одной стороны, это слабое законодательство о несостоятельности: стороны не понимают своего статуса при развитии альтернативного сценария. С другой — отсутствие развитой культуры реструктуризации долга: банки инстинктивно стремятся наложить взыскание на активы, а должники — спрятать их (схема 1). Кроме того, процесс реструктуризации осложняется при наличии у заемщика нескольких кредиторов, поскольку их состав может быть неоднородным и они могут иметь совершенно разные интересы и видение на возврат денежных средств. И хотя эти факторы находятся вне зоны влияния и контроля каждого отдельного предприятия, при разработке комплекса мероприятий по реструктуризации долга их воздействие необходимо учитывать.


С кем договариваться
Кредиторы и заемщики нуждаются в адаптации своих действий к кризисным условиям. Для этих целей необходима реструктуризация не только долга, но и операционная реструктуризация бизнеса. Если же у заемщика несколько кредиторов, то ситуация становится более комплексной. Остановимся детальнее на основных вопросах реструктуризации долга при наличии нескольких кредиторов.

Каждый из кредиторов защищает свои интересы и особого доверия, по понятным причинам, между ними нет. Как в такой ситуации поступить заемщику? Кроме обычных действий, необходимых в случае реструктуризации долга (например, разработка и обоснование заемщиком детального плана реструктуризации), компания-должник обязана уделить особое внимание координации работы с кредиторами и их общению между собой. Для заемщика очень важно вести открытые переговоры со всеми кредиторами, а не сепаратные с каждым из них. В таком случае каждый из кредиторов имеет возможность увидеть картину в целом, а незначительные уступки со стороны всех их в совокупности предоставляют заемщику ощутимое послабление кредитного бремени.
Приведем неудачный пример сепаратных переговоров крупного предприятия со своими банками-кредиторами. Надеясь на долгую историю сотрудничества с каждым из банков и используя наработанные связи, менеджмент предприятия начал переговоры о реструктуризации с каждым из них по отдельности. Один из первых банков в переговорном процессе счел аргументацию надежности бизнеса недостаточно обоснованной, а условия пролонгации кредита включали в себя переход к банку права собственности на ликвидную недвижимость заемщика, платежи по обратному выкупу которой не были привязаны к доходам бизнеса. Таким образом, столь неблагоприятные для заемщика условия продления кредита становятся отправной точкой в переговорах с другими кредиторами, которых будет нелегко убедить принять более лояльные условия. Ситуация осложняется еще и тем, что у предприятия нет столько ликвидных залогов. В результате ему не удалось решить вопрос реструктуризации кредитного портфеля комплексно. Ведь, договариваясь с одним банком, компания упустила шанс достижения более благоприятных условий с другими кредиторами.

Вариантом решения при наличии нескольких кредиторов может стать консолидация их пула, выбор «опорного» банка, создание координационного комитета, включающего представителей всех основных кредиторов, который будет вести переговоры с должником от имени их всех. С другой стороны, возможна ситуация, когда несколько кредиторов соглашаются на одобрение плана реструктуризации и подписание соответствующих договоров, а остальные не соглашаются. Возникает риск, что несогласные кредиторы инициируют процедуру банкротства, обратив взыскание на активы должника, тогда как акцептовавшие реструктуризацию могут упустить шанс вернуть свои долги от восстановления платежеспособности заемщика.

Председатель правления Deutsche Bank в России Йорг Бонгартц уверен: заниматься реструктуризацией долгов было бы менее проблематично, если бы в странах СНГ действовал кодекс правил реструктуризации, основная идея которого заключается в том, что позиции одного банка в разных сделках могут учитываться при реструктуризации синдицированных кредитов. «Банк, как правило, участвует во многих операциях. В одной сделке у него может быть удачная позиция за счет дополнительных залогов или определенного подхода к клиенту, в другой — более слабая. Философия кодекса — найти общий язык по всем сделкам. То есть можно упустить одну позицию, но сообщество поможет тебе в другой сделке», — объясняет Йорг Бонгартц.


Лондон в помощь
Компания КПМГ предлагает решение для реструктуризации долга с использованием инструментов «Лондонского подхода» или принципов INSOL (Международная федерация специалистов по несостоятельности и финансовому оздоровлению). Остановимся на них более детально.

Практика последних десятилетий показывает, что кредиторы могут получить больше выгод от поддержки скорейшей финансовой реструктуризации компании, испытывающей финансовые трудности, чем от принуждения ее к официальному банкротству. Это логично в тех случаях, когда стоимость работающей компании выше, чем стоимость ее активов при банкротстве. Исходя из этого организация INSOL разработала восемь принципов работы в ситуациях с несколькими кредиторами. Первый свод таких правил был разработан крупнейшими банками Великобритании при участии Банка Англии и известен под названием «Лондонский подход». С одной стороны, согласованные действия кредиторов могут выявить взаимные интересы банков в кредитных портфелях друг друга. Тогда финучреждения могут провести своего рода обмен заемщиками. С другой стороны, при консолидации кредитного портфеля конкретного заемщика может быть проведена комплексная реструктуризация задолженности. Таким образом, «Лондонский подход» дает возможность выявить и реализовать взаимные интересы всех вовлеченных сторон, что существенно увеличит шансы на успешное проведение реструктуризации и преодоление кризисной ситуации.

Принципы INSOL можно успешно применять и в Украине. Они понятны международным банкам и компаниям, некоторые из них уже применяются на практике, поскольку весьма эффективны при реструктуризации долга с участием иностранных кредиторов.
 Введение добровольного периода моратория для обсуждения плана действий. Длительность моратория зависит от сложности сбора информации и особенностей предложенных мероприятий по реструктуризации. Однако любая излишняя задержка связана с дополнительными издержками. Поскольку финансовая реструктуризация не всегда может быть экономически целесообразна, а руководство компании могло потерять доверие кредиторов, не всегда результатом сотрудничества кредиторов будет вынесение решения о предоставлении моратория: не все компании могут быть спасены.
 Во время действия моратория кредиторы соглашаются не принимать каких-либо односторонних действий. Это включает в себя отказ от принуждения к погашению задолженности или предъявления иска заемщику; отказ от попыток улучшить собственную позицию относительно других кредиторов за счет обращения взысканий на кредитные залоги или получения дополнительных финансовых преференций; разрешение использования существующих заемных средств по меньшей мере на уровне задолженности на момент вступления в действие моратория. Также кредиторы могут согласиться разделить возможные убытки соответственно относительной величине задолженности. На этом этапе важным является соблюдение баланса интересов всех сторон. По большому счету, это самое важное правило, поскольку обычно в основе такого неравновесия лежит ситуативная возможность одной из сторон получить больше, чем объективно соответствует ее вкладу. А так как любая зависимость преходяща, ущемленная в интересах сторона начнет перетягивать одеяло на себя, когда текущие обстоятельства изменятся в ее пользу.
 
Должник отказывается от действий, подрывающих его способность к погашению долга. В период действия моратория заемщик не должен проводить новые заимствования от других кредиторов, осуществлять факторинговые или лизинговые операции.
 Должник предоставляет необходимую информацию о своих активах, обязательствах, бизнесе и перспективах, тем самым обеспечивая кредиторам и/или их профессиональным советникам разумный и своевременный доступ к данной информации для оценки своего финансового состояния и выработки предложений для них.
 
Равный доступ к информации и конфиденциальность. Все выбранные кредиторы в течение моратория должны иметь одинаковую возможность доступа к информации об активах, обязательствах, бизнесе заемщика, даже если предложения о реструктуризации задолженности для выбранных кредиторов различны. В то же время вся информация является конфиденциальной, поэтому кредиторами должен строго соблюдаться принцип ее неразглашения.
 
Любые предложения учитывают позицию каждого кредитора на начало периода моратория (pari passu). Это означает, что сравнительные расчеты выгод кредиторов от реструктуризации задолженности с выгодами от банкротства заемщика проводятся на основании моделей, построенных исходя из действующих условий погашения задолженности и законодательства о банкротстве.
 
Установление приоритетного статуса любого нового финансирования. Данный принцип означает следующее: возврат дополнительного финансирования, предоставленного в рамках реструктуризации, должен иметь приоритетный статус по сравнению с другими долгами заемщика. Этот принцип тесно связан с принципом о равенстве прав всех выбранных кредиторов. Иными словами, все кредиторы должны разделить риск, связанный с привлечением «новых денег» на пропорциональной основе, то есть в соответствии с размерами задолженностей.
 
Создание комитета кредиторов и приглашение независимых экспертов. Как правило, координатором комитета назначается представитель кредитора с наибольшей суммой задолженности. Однако он может действовать в ущерб интересам других кредиторов. Поэтому комитеты в основном работают на основе консенсуса, а не большинства голосов. Затраты, связанные с деятельностью комитета, несет заемщик, а в случае его несостоятельности — кредиторы.

В основе — компромисс
Процесс реструктуризации долговых обязательств заемщика при участии нескольких кредиторов проиллюстрирован на схеме 2. Исходными позициями и должника, и кредиторов должна быть готовность искать и находить компромиссы и взаимовыгодные соглашения. Только в таком случае применение принципов INSOL может стать «Киевским подходом» и помочь как компаниям, так и финансовым учреждениям преодолеть кризисные времена. «Недостаточно сильная государственная исполнительная служба, а также недостаточная правовая грамотность граждан, прибегающих к кредитованию, не позволяет участникам банковского сектора эффективно управлять ситуацией по примеру западных коллег. Должники не платят, потому что не хотят, а не потому, что не могут. Пока в Украине нет четкого понимания ответственности и последствий непогашения долга, в то время как в западных странах давно сформировалась культура обслуживания кредитов. Нам это еще только предстоит», — резюмирует Дмитрий Зинков, председатель правления OTP Bank.


Опыт практика


Практического опыта применения «Лондонского подхода» до последнего времени в Украине не было


Светлана Монастырская, директор департамента корпоративного кредитования «Альфа-Банка» (Украина):
— При работе с заемщиком, у которого возникли сложности при обслуживании/выплате долга, прежде всего необходимо понимать причины проблемности и уровень затруднений должника:
 
временные/краткосрочные трудности;
 
сворачивание бизнеса или значительное сокращение деятельности;
 
нежелание сотрудничать с банком и/или наличие проблем с государственными контролирующими/правоохранительными органами и прочими кредиторами.

В зависимости от каждой конкретной ситуации банк принимает адекватные меры, а именно:
 
реструктуризация и рефинансирование задолженности на условиях, способных улучшить платежную дисциплину клиента и помочь ему войти в нормальный график погашения задолженности;
 
поиск потенциальных покупателей бизнеса/бизнесов заемщика;
 
поиск потенциальных покупателей имущества заемщика/залогодателя;
 
претензионно-исковая работа по взысканию задолженности.

К крайним мерам финансовое учреждение прибегает в тех случаях, когда альтернативные способы погашения задолженности не дают положительных результатов. Основными критериями для заемщика, чтобы он мог рассчитывать на реструктуризацию долга в банке, являются следующие:
 
наличие антикризисной программы развития бизнеса;
 
поддержка его акционеров/собственников;
 у
силение сделки дополнительным обеспечением;
 
максимальное сотрудничество с банком (РКО, зарплатные проекты, конверсионные операции и проч.);
 
наличие профессионального менеджерского состава на предприятии;
 
наличие информации о том, что проведение реструктуризации позволит предприятию нормализовать свои финансовые потоки и своевременно выполнять обязательства перед банком.

Финучреждение участвует в нескольких советах кредиторов по проблемным заемщикам с множеством банков-кредиторов. Данная работа является очень сложной и длительной по времени, поскольку в своих действиях необходимо учитывать не только собственные интересы, но и интересы прочих кредиторов и самого заемщика (что иногда идет вразрез с внутренними принципами и возможностями банка). Использование зарубежного опыта не всегда дает те положительные результаты, на которые можно рассчитывать при такой реструктуризации. Следует учитывать изменения в законодательстве, сложность прогнозирования валютных курсов и отсутствие финансовых ресурсов (за приемлемую стоимость) для проведения крупномасштабных и долгосрочных реструктуризаций, причем не в убыток для финансового учреждения. Ситуация усложняется и тем, что практического опыта применения «Лондонского подхода» до последнего времени в Украине не было. Все механизмы взаимодействия отрабатываются фактически без отлаженных схем по реализации такого рода реструктуризаций.


&.Ф

Залишити відповідь